• Вс. Окт 6th, 2024

Трудный путь реформ

Окт 3, 2024
Foto Valeriy BUGAYEV

Прошёл уже почти месяц со дня выхода очередного Послания Главы государства народу Казахстана, времени изучить и обсудить его было предостаточно. Что-то исполнительные власти страны и области намечали уже в первые дни после выхода документа, что-то готовится до сих пор, но неизменно главное – настало время конкретных решений, ведь задачи поставлены, по сути дела, стратегические.

Задачи понятны

Определены девять направлений дальнейшей работы, и в руководстве нашей области отмечали, что теперь на вооружении региональных властей важный и своевременный документ, каждая строка которого продиктована нынешними реалиями и вызовами времени. Аким области Асаин Байханов прямо сказал, что эффект от реализации Послания Президента должен ощутить каждый житель нашей области. Все принимаемые нами меры должны быть поступательными и синхронизированными между госорганами. И уже предпринимаются конкретные меры по совершенствованию финансовых институтов и социальной защиты, привлечению инвестиций, усилению АПК, укреплению здоровья, развитию системы образования, спорта.

В это время многое происходит в Правительстве страны, здесь после обсуждения новых задач перешли к работе по каждому направлению Послания в отдельности. Вот, например, задачи повышения промышленного потенциала, привлечения инвестиции и модернизации дорожной инфраструктуры. Первый заместитель Премьер-министра Роман Скляр недавно сообщил, что в стране продолжается укрепление промышленного каркаса. Для его формирования Правительством утверждён перечень из 17 прорывных проектов в ключевых секторах обрабатывающей промышленности: металлургии, нефтепереработки и нефтегазохимии, машиностроении, химической отрасли и других. По каждому из них принят детальный план реализации, мониторинг проводится Инвестиционным штабом.

Есть база для развития. К примеру, в автомобилестроении по итогам прошлого года производство выросло на 30 процентов. К тому же в ближайший год планируется ввод в эксплуатацию двух крупных проектов, они должны обеспечить производство 160 тысяч машин в год. Продолжается газификация Казахстана. По итогам прошлого года 60 процентов населения уже получили доступ к «голубому топливу». До конца года к газопроводам подключат ещё 300 тысяч граждан. Правда, павлодарцам в этом деле придётся подождать какое-то время, пока и у нас не заработает газовый проект. Ну а в целом в стране действительно сейчас идёт активная модернизация газовых сетей. На эти цели выделено 194 миллиарда тенге. На Кашагане возводятся два газоперерабатывающих предприятия мощностью 1 и 2,5 миллиарда кубометров. Их ввод в эксплуатацию запланирован на 2026 и 2027 годы. В 2028 году на Карачаганаке ожидается запуск ГПЗ мощностью 4 миллиарда кубометров, подрядчик уже определён. По ГПЗ в Жанаозене идёт разработка ПСД, ведутся полевые работы. Ввод объекта запланирован на 2027 год.

Конечно, сейчас у всех на слуху состояние энергетики, не случайно же понадобился референдум по строительству в стране АЭС. Но параллельно уже разработаны механизмы привлечения инвестиций в этот сектор экономики, тут должна быть обеспечена возвратность за счёт рынка мощности. В то же время снижение износа оборудования будет достигаться по уже известной программе «Тариф в обмен на инвестиции». При этом продолжается развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

Штабы не просто координируют

В этих условиях потребуется активизировать работу новой структуры – республиканского инвестиционного штаба. Здесь на рассмотрении сейчас 73 проекта на общую сумму около 30 миллиардов долларов. Кроме того, разработан механизм «заказа на инвестиции», если ему следовать, то теперь местные исполнительные органы инициируют проекты с учётом региональной специфики и преимуществ. Их сопровождение будет обеспечено посредством Национальной цифровой инвестиционной платформы, где уже зарегистрировано 746 проектов на 68 миллиардов долларов.

Это действительно стало практикой местной исполнительной власти, в том числе и в нашем регионе. Например, на сентябрьском заседании инвестиционного штаба под председательством акима области Асаина Байханова опять рассматривали перспективы ряда проектов. По сообщению пресс-службы акима области, прежде всего обсудили ход строительства кузнечно-бандажного комплекса в Экибастузе, он должен быть готов в декабре 2026 года. Строится пока здание цеха, оно на 85 процентов возведено, подняли процентов 60 административно-бытового комплекса. Строительные работы продолжаются, растаможены и поставлены на площадку контейнеры со специальным оборудованием. Кстати, этот проект входит в общенациональный пул инвестиционных по республике.

Среди новых проектов – производство высокочистого марганца батарейного сорта. Ранее инвестор, предложивший этот проект, уже открыл подобное производство в Степногорске, так что некоторый опыт работы имеет. ТОО «Таза метал технолоджис» готово построить новое производство в промзоне Аксу, его стоимость, между прочим, около 80 миллиардов тенге, завод может дать до 650 рабочих мест. Правда, ещё предстоит обсудить экологическую сторону проекта. А ещё штаб рассмотрел новый проект ТОО «Гофротара» по производству бумаги и картона, его стоимость – восемь миллиардов тенге, но тут можно трудоустроить 120 человек. Вот почему глава региона поручил управлению предпринимательства и инновационно-индустриального развития рассмотреть вопрос о включении проекта для участия в программах СЭЗ «Павлодар». Наверное, это и есть конкретные шаги по реализации Послания Президента.

База развития

Конечно, в Правительстве тщательно прорабатываются сегодня задачи экономического блока. Министр национальной экономики Нурлан Байбазаров говорил на одном из заседаний Правительства, что после выхода Послания вся работа продолжится по нескольким направлениям. Речь идёт о повышении эффективности бюджетной политики, совершенствовании налогового законодательства, усилении инвестиционной привлекательности, о развитии предпринимательства. При этом до конца нынешнего года ожидается принятие долгожданного проекта нового Бюджетного кодекса. Анонсируется, что будут приняты более действенные меры для ограничения и жесткого контроля ассигнований, разработают рациональный компенсационный механизм для поиска источников покрытия дефицита бюджета. Планируется дальнейшее совершенствование инструмента «управления ликвидностью» для изъятия свободных денежных средств местных бюджетов и субъектов квазигосударственного сектора.

«Для обеспечения стабильности параметров госфинансов Правительство сохранит последовательность в применении бюджетных правил и среднесрочных целевых ориентиров. В целях увеличения поступлений доходов будут приняты меры по повышению налоговой отдачи через улучшение налогового администрирования, цифровизации, сокращения теневой экономики, повышения налогооблагаемой базы, сокращения неэффективных льгот», – особо отметил министр.

Сегодня немало говорят о том, что войдёт в новый Бюджетный кодекс, однако известно точно: для использования средств Национального фонда при достижении стратегических целей в новом Бюджетном кодексе предусмотрено использование целевых трансфертов только на финансирование критически важных объектов и проектов общестранового значения. Разрабатывается механизм проведения экспертизы проектов, планируемых к финансированию на нерыночных условиях.

Президент уже не в первый раз обратился к теме принятия нового Налогового кодекса, для более тщательной его проработки проект отодвинули на следующий год. Мы знаем, что Глава государства поставил ясные задачи при проведении фискальной политики, их придётся решать, в том числе и через новый Налоговый кодекс. В его проекте предлагается применение мер принудительного взыскания в зависимости от размера задолженности. Исключены плановые налоговые проверки. Предусмотрено предоставление отсрочки/рассрочки при наличии задолженности до пяти миллионов тенге. В проекте, как говорят, исчезнет часть пока существующих неэффективных налоговых льгот, зато предусматривается отражение всех предоставленных льгот в налоговой отчётности.

А вообще, для реализации поручений Главы государства по фискальной политике дополнительно предстоит проработать другие важные вопросы. Здесь мы говорим об установлении дифференцированных ставок индивидуального подоходного налога, о справедливом дополнительном налого­обложении дивидендов акционеров банковского сектора, о повышении эффективности налоговых льгот, об оптимизации налоговых режимов без ухудшения выгодных условий для предпринимателей. Кроме того, понадобятся тотальная цифровизация налогового администрирования, отказ от его карательного подхода и, естественно, внедрение механизма администрирования НДС с использованием цифрового тенге.

Дружим с «цифрой»

Но дальнейшее развитие вряд ли может идти вне дальнейшего развития цифровизации страны. Кстати, уже сейчас Казахстан демонстрирует в этом направлении вполне эффективные подходы. И есть результаты. Мы действительно укрепляем свои позиции на глобальной арене в деле цифрового управления. Мы поднялись на 24-е место в мировом рейтинге развития электронного правительства, улучшив свою позицию на четыре места по сравнению с предыдущим отчётом. К слову, это один из лучших показателей Казахстана за всю историю участия в рейтинге ООН.

«Это важный показатель, отражающий наши достижения в цифровизации и эффективном государственном управлении. Это результат совместной работы, и мы продолжаем работать над тем, чтобы сделать наши услуги доступными, безопасными и инновационными для каждого казахстанца!» – говорил на днях глава Минцифры Жаслан Мадиев.

И действительно, в отчёте ООН отмечены основные показатели: Казахстан оказался в группе с очень высоким EGDI. У нас 24-е место, сразу после Израиля, в результате мы вошли в число стран с очень высоким Индексом развития электронного правительства (EGDI). В рейтинге нынешнего года следом за Казахстаном расположились Уругвай (25 место), Швейцария (26 место), Турция (27 место), Франция (34 место), Китай (35 место), Канада (47 место). Мы входим в ТОП-10 по онлайн-услугам. В том числе Казахстан продолжает лидировать среди стран СНГ, опережая Российскую Федерацию (43-е место), Армению (48-е место), Узбекистан (63-е место) и Азербайджан (74-е место).

Бизнес должен расти

И ещё из важного. В Послании Глава государства ставит цель увеличения доли среднего бизнеса в экономике до 15 процентов к 2029 году. Уже разрабатываются меры по созданию условий для развития среднего бизнеса через изменение мер госстимулирования. Чем конкурентоспособнее предприятие, тем больше мер поддержки оно сможет получить. Подготовлена необходимая методологическая база, в ней меры поддержки дифференцированы в зависимости от категории и уровня конкурентоспособности бизнеса. Одним из инструментов для роста послужит вводимое специальное соглашение для наиболее конкурентоспособного малого или среднего бизнеса. Таким предприятиям будет оказана сервисная поддержка и подобран необходимый набор господдержки. И уже формируется цифровой реестр мер господдержки, их стандартизации и предоставления по принципу «одного окна». При содействии НПП «Атамекен» обещают принять поправки в законодательство, ориентированные на стимулирование МСБ к росту, в том числе внедрение пакетных решений. Ведётся работа по созданию единого окна – личного кабинета предпринимателя на базе eGov Business с возможностью автоматизации процедур получения мер господдержки. А для снижения давления контролирующих органов на бизнес планируется запретить регламентацию проверок бизнеса отраслевыми законами.

Мы поговорили сегодня лишь о некоторых шагах по видению экономики будущего, строительство которой идёт в контексте задач, поставленных Президентом. На самом деле впереди гораздо более масштабная работа, и результаты её мы обязательно увидим. Спокойно и без рывков двигаясь к своим целям.

Владимир ГЕГЕР.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.