• Чт. Май 16th, 2024

С чем придём к зимовке?

Июл 23, 2023

В прошлом выпуске страницы «Агробизнес» мы поговорили о том, что нельзя в разгар лета не видеть очевидного: в Павлодарской области разразилась нынче настоящая классическая засуха. Можно делать вид, что это не так, однако, как ни демонстрируй олимпийское спокойствие, а есть объективная реальность: из-за засухи мы не только не получим нормального урожая зерновых культур, но и заготовка кормов в нужном количестве теперь под большим вопросом.

В прошлом выпуске страницы «Агробизнес» мы поговорили о том, что нельзя в разгар лета не видеть очевидного: в Павлодарской области разразилась нынче настоящая классическая засуха. Можно делать вид, что это не так, однако, как ни демонстрируй олимпийское спокойствие, а есть объективная реальность: из-за засухи мы не только не получим нормального урожая зерновых культур, но и заготовка кормов в нужном количестве теперь под большим вопросом.

Что удастся спасти

Давно живу на этом свете, а потому не раз приходилось видеть, как журналисту, пишущему о сельском хозяйстве, засухи в наших краях. Ни разу и никому их не удалось обмануть или как-то загладить недостоверными цифрами отчётов. Сегодня лишь вкратце остановимся на зерновых. Они угнетены небывалой жарой, а последние знойные дни, когда температура воздуха в тени доходила до 38 и даже 40 градусов со знаком плюс, скорее всего, окончательно добили посевы, кое-как поднявшиеся в условиях двух месячного отсутствия осадков. Хорошо, если это не так. Ожидавшихся июльских дождей на большинстве полей так и не пролилось, разве что ливни где-то полосами походили, не промочив почву на нужную глубину. А части посевов уже никакие дожди не помогут. Этого тоже нельзя не видеть, и спокойней относиться к тому, что некоторые крестьянские хозяйства уже начали подавать засеянные поля под списание. Процесс этот в ближайшее время, думается, будет нарастать, и сопротивляться ему ради благополучных отчётов, по меньшей мере, неразумно. Объективная реальность такова как она есть, её надо принимать и исходя из неё планировать свои дальнейшие действия.

Известно, что сейчас специалисты облсельхозуправления объезжают зерносеющие районы, чтобы уточнить масштабы бедствия. Но факт остаётся фактом – даже среднего урожая ждать нынче не приходится. Это уже данность. Молчат об этом не только у нас, но и в Минсельхозе, озабоченном сейчас преимущественно борьбой с саранчой в некоторых областях. Засуху на Павлодарщине, похоже, пока не велено замечать. Однако от этого она никуда не делась и заставит с собой считаться.

Сено будет в дефиците

Ясно, что на фоне неурожая зерновых, когда посевы стоят низкорослые, мы теряем один из важнейших резервов пополнения запаса грубых кормов для животноводства – солому. Ячменная, просяная, да и пшеничная солома, в обычном и измельчённом виде всегда входила в рацион животных. Нынче её будет мало, а надежды на хорошие укосы сена призрачны. Хотя специалисты сейчас рассматривают и предлагают три варианта развития событий – оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. Зная жизнь, сразу оговорюсь: лучше сейчас ориентироваться на пессимистичный вариант и в соответствии с ним принимать дальнейший план действий по насыщению сеновалов грубыми кормами. Считаю, совершенно нереален на всякий случай разработанный специалистами оптимистичный вариант развития событий. Ну а реалистичный слишком обусловлен тем, пройдут ли дожди, которые хотя бы дикое разнотравье смогли бы поднять. Лугового сена в пойме будет, конечно же, меньше, никаких 15-18 центнеров с гектара, как это было в прошлые годы, ждать не стоит. Пойму залили больше для отвода глаз, а потому травы на пойме не получили должного количества влаги. Откуда же возьмутся весомые укосы? Значит, уже сейчас надо детально разбираться, что мы можем сделать в создавшихся условиях сами, а в чём нам будет необходима помощь. Если не хотим сброса скота в ЛХП, а это был бы тяжёлый удар, уже сейчас надо объяснить владельцам скота, где и у кого, по какой цене они смогут купить корма для своих бурёнок и лошадок.

Если с оптимизмом

Но разберёмся со всеми вариантами, и для начала с крайне сомнительным оптимистичным. Исходить будем из того, что, не считая свиней и птицы, нам зимой надо будет прокормить 728,6 тысячи голов различного скота. Даже если посчитаем, как это принято, по три тонны сена на голову, то необходимо заготовить 1 миллион 214,7 тысячи тонн. Притом что остатки грубого корма прошлых лет исчисляются 220,3 тысячи тонн.

Чтобы исполнить оптимистичный вариант, а для этого среднеобластная урожайность сена должна быть не менее 5,3 центнера с гектара, необходимо накосить 1104,3 тысячи тонн сена. И даже при оптимистичном варианте сена для полной потребности не хватит Павлодарской сельской зоне, Аксуской сельской зоне, Баянаульскому району и району Теренколь. Им можно будет пополнять запасы, покупая корма в районах, накашивающих их с лихвой. При этом надо будет пройти сенокосилками по 1 миллиону 641462 гектарам. Многолетние травы в самом лучшем случае дадут в среднем по 5,1 центнера сена с гектара, а пойменные угодья – по 17 с половиной центнеров. Есть ещё и косимые пастбища, где тоже всегда ходят сенокосилки, тут для оптимизма нужно собрать в среднем по 4,3 центнера с гектара. Всё это, если отбросить реальность и пребывать в оптимизме, могло бы обеспечить животноводство области грубыми кормами на 109 процентов, то есть с небольшим гаком. Однако скоту будет зимой всё равно – с оптимизмом или без оного его хозяин готовился к зимовке, скоту надо будет что-то есть.

Это и вправду реально?

Есть и реалистичный сценарий, правда, основанный на данных двухнедельной давности, а с тех пор травы не только не улучшились, а наоборот, продолжали гореть под палящим солнцем, без капли дождя. Тем не менее для объективности рассмотрим и этот вариант. При нём, естественно, количество зимующего скота (без птицы и свиней) не меняется, если до зимы мелкие хозяйства и ЛПХ уже не прирежут часть скота в преддверии бескормицы. Но будем исходить из того, что этого в больших масштабах не произойдёт, а между тем процесс уже пошёл, и многие мелкие хозяева, глядя на плохие сенокосы, уже начали избавляться от «лишнего» скота. Если же исходить из лучшего, то для прокорма всего поголовья долгой зимой области, как мы уже говорили, потребуется те же самые 1 миллион 214,7 тысячи тонн сена. Однако при оценке сенокосов две недели назад стало понятно: заготовить при тогдашнем состоянии трав удастся не более 815,8 тысячи тонн при остатках прошлых лет в 220,3 тысяч тонн. И к слову, об остатках. Мы два года подряд смело говорили о том, что обеспечили себя полуторагодичным запасом грубых кормов. Простое арифметическое действие показывает, что если бы это было так, то у нас сегодня остаток должен был быть как раз на год. С учётом форс-мажоров – хотя бы на полгода. Но этого нет. Сено усохло на нет, или его просто не было?

Но пойдём дальше. Даже для усечённого реалистичного сценария заготовки у нас окажется 85,3 процента обеспеченности скота грубым кормом. И это несмотря на то, что косимая площадь та же – 1 миллион 642462 гектара, правда, средняя урожайность сена окажется в пределах пяти центнеров с гектара, да и то за счёт поймы В степных же районах при таком положении дел наберут от трёх до четырёх с половиной центнеров с гектара. При таком сценарии учитывается, что многолетние травы не смогут дать в среднем больше 3,8 центнера вкруговую. А на пойме удастся накашивать около 13 центнеров с гектара. Однолетние травы могут дать по 14 центнеров, а косимые пастбища в этом случае не более 3,1 центнера. Степные районы всегда полагаются больше на многолетние травы. Но, во-первых, те же житняки у нас старовозрастные, и это ещё мягко сказано. Каждый год даются цифры по омоложению житняков, но насколько они реальны, никто сказать не может. Мало сеем однолетних трав, например, суданской травы, а многолетние культуры «ленивых» зачастую подводят. И этот год – яркое тому свидетельство. Я уже не говорю об очевидном: нам давно пора в больших масштабах выращивать на орошении люцерну и брать её по два-три укоса. Разговор старый, но дело не движется, более или менее урожайные годы всегда расслабляют. А потому и реалистичный вариант сегодня, после очередных дней с температурой под сорок, трудно рассматривать таковым. И остаётся говорить о пессимистичном исходе, скорее всего, он и будет самым реальным.

Сена на всех не хватит

Скорее всего, так и произойдёт, были уже такие годы, может быть, стоит оглянуться в прошлое и посмотреть, как в похожие годы выходили из положения? С учётом этого и планировать дальнейшие действия.

Исходить будем из того же поголовья – 728,6 тысячи животных. Потребность тоже не изменится – 1 миллион 214 с лишним тысяч тонн грубого корма. И остатки прошлых лет тоже неизменны. Но в реальных условиях, когда травы сгорели, хозяйствам области, как показывают расчёты по пессимистичному сценарию, не удастся обеспечить своё поголовье скота кормами более чем на три четверти. Да и то придётся немало попотеть, чтобы перевезти на сеновалы весь ожидаемый валовой собор сена – 695,7 тысячи тонн. А некоторым районам, где преимущественно накашивают сено на богаре, не удастся обеспечить зимовку скота кормами и на 62-70 процентов. И это не слова, травы на богаре после того, как их спалило солнце, в среднем по области вряд ли дадут с гектара больше 3,4 центнера. Да и то не везде, где-то придётся «набривать» по два с половиной центнера, не более.

Сжигая дорогостоящее горючее придётся удовлетворяться этими тремя с половиной центнерами сена в среднем. Представляете себе себестоимость этого сена? Но даже таким образом не удастся собрать с богарных сенокосов, а многолетних трав у нас 223729 гектаров, больше 77070 тонн. Пойма даст по 11 с лишним центнеров трав вкруговую, а где-то и 10 центнеров, особенно на не залитых весной участках. Так что лугового сена сможем отвезти к местам хранения только 238 с лишним тысяч тонн, 45 с половиной тысяч тонн при самом плохом раскладе дадут однолетние травы, а с 310,4 тысячи га косимых пастбищ, может быть, удастся взять 310 тысяч тонн сена.

А если засуха есть, то…

Итак, нам вряд ли приходится рассчитывать на нечто большее, чем пессимистичный вариант. Он однозначно предполагает дефицит кормов. Крупные хозяйства с проблемой, скорее всего, справятся, даже ценой больших затрат спасут своё поголовье. А остальным что делать? Напомню, львиную долю молока и мяса в области дают личные подсобные хозяйства и мелкие КХ, имеющие 15-20 дойных коров. Сейчас ноткой успокоения для некоторых стало то, что в областном бюджете предусмотрены субсидии для кормозаготовки – около двух миллиардов тенге. Но это разве решит проблему? Ведь субсидии, как всегда, получат крупные хозяйства, а ЛПХ даже не могут на них рассчитывать, и именно ЛПХ могут пойти на прирезку скота, который стало нечем кормить. Говорят, что крупные ТОО и КХ поделятся с сельчанами кормами. Да? В прошлые годы тоже так говорили, на практике же это случается редко. Значит, субсидии – пока далеко не выход. Наверное, надо будет вспомнить о кормоприготовлении, возможно, о заготовке сена и соломы в соседних регионах, где шли дожди. Вспомним о разрешении косить в резервате, о временном перераспределении пойменных участков. Набор мер в своё время был широк. Главное не сидеть и не ждать, что корма сами приплывут в область на белом пароходе.

Судя по молчанию Минсельхоза, там не собираются включать уже пройденный вариант, когда пару лет назад в южных областях из-за бескормицы шёл большой падёж скота. Тогда должностью поплатился министр сельского хозяйства, и не только. Вспомнили, как в условиях нехватки кормов на юге погибли тысячи голов скота? Конечно, в срочном порядке тогда стали искать способы нивелировать ситуацию, пошли меры поддержки. А что оставалось властям, прежде всего, на местах и Минсельхозу? Конечно же, в срочном порядке заняться исправлением ситуации, раз уж заранее об этом не подумали. Разруливали завалы на местах, используя все возможности. Возможно, что теперь нечто подобное предпримут и в отношении Павлодарской области. Но, учитывая «молчание ягнят», вряд ли.

Конечно, положение дел в нашей области из-за засухи можно оценивать по-разному, с разных точек зрения. Но понятно, что нынешний год агробизнесу региона будет пережить не очень легко, скажем так. Крестьянам предстоит настоящий экзамен на прочность. Засуха так или иначе ударит по сельскому хозяйству в целом. И нужно уметь держать такие удары судьбы, минимизировать потери при этом. И уж, конечно, не нужно делать вид, будто ничего не происходит.

Владимир ГЕГЕР.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.