Сегодня именно эффективность любого производства выходит во главу угла, и это не просто слова: в условиях растущей конкуренции на продовольственных рынках мира как раз эффективность и качество определяют успех. И не случайно на повышение эффективности ориентирована последняя программа развития АПК, растянутая по конечному результату до 2030 года.
На фоне общих задач
Вообще, как любят повторять во властных структурах, нынешняя политика государства в агропромышленном комплексе как понятна, так и всеобъемлюща. Она сформирована на основе Концепции развития агропромышленного комплекса до 2030 года. Среди основных задач: повышение производительности труда в отрасли в два раза, увеличение экспорта сельхозпродукции в три раза плюс обеспеченность по всем продтоварам на уровне не менее 90 процентов. Планируется нарастить инвестиции в основной капитал сельского хозяйства в среднем в два с половиной раза. Ну, например, предпринимаются меры по повышению урожайности пшеницы за счет субсидирования покупки семян и модернизации семеноводческих хозяйств. Большие надежды на орошение, в нашей области к 2030 году его рассчитывают довести до вожделенных 300 тысяч гектаров, а уровень внесения минеральных удобрений – хотя бы до 40 процентов засеваемых земель. При этом темпы обновления сельхозтехники должны достичь семи процентов благодаря льготному лизингу и другим мерам господдержки.
В животноводстве упор делается на внедрение современных методов селекции, стимулирование кормопроизводства, развитие инфраструктуры пастбищ и увеличение поголовья сельхозживотных в целом. И вообще, до 2030 года во всех отраслях сельского хозяйства намечена реализация крупных инвестиционных проектов, что, как ожидается, значительно повысит экспортный потенциал области.
Вроде бы хорошие цели, крупные задачи, а что на их фоне делается? Ну прежде всего наращивается и становится точечной поддержка сельскохозяйственной отрасли Павлодарской области, по нынешнему году она вроде меньше прошлогодней, но ведь и год ещё не кончился. Для развития АПК нынче сельскому хозяйству в общей сложности выделено более 44,1 миллиарда тенге. Эти средства распределяются по разным направлениям. С другой стороны, различной сельскохозяйственной продукции область только за первое полугодие произвела на 84 миллиарда 796,4 миллиона тенге.
Когда приходит инвестор
Вложение средств всегда должно предварительно сопровождаться расчётами по ожидаемому эффекту, идёт ли речь о субсидиях или об инвестициях, привлечение которых сейчас считается актуальнейшей задачей. И инвестиции идут в отрасль, по последним данным, сумма инвестиций в основной капитал предприятий АПК, ориентированных на производство продуктов питания, в первом полугодии исчисляется 11,7 миллиарда тенге. На минуточку, это 676 процентов к уровню прошлого года! А на весь год планируется реализация 33 инвестиционных проектов, в общей сложности на 55 миллиардов тенге. Семь проектов успели завершить к экватору года.
Ясно, что хорошие суммы, как повелось, идут на субсидирование – продукции, воды для полива, процентных ставок по льготным кредитам, семян и удобрений, ядохимикатов, завоза скота, покупки техники и оборудования. На развитие животноводства и семеноводства. В деле и такой инструмент, как возмещение части расходов, понесённых крестьянами при инвестиционных вложениях. Дают деньги на содействие развитию предпринимательства на селе, к примеру, по популярной программе «Аманат». Всё это в той или иной степени можно рассматривать как инвестиции в отрасль, называй их хоть дотациями, хоть субсидированием. Суть одна – это поддержка агробизнеса.
Кстати, в стране формируется пул республиканских инвестиционных проектов, многие хотят туда попасть из-за дополнительных преференций. В общенациональный пул включены проекты субъектов предпринимательства отечественных и иностранных инвесторов стоимостью от 500 миллионов тенге в несырьевых секторах. По положению на 20 июля, от нашей области в этот пул тоже кое-кто попал.
Например, не окончена до неприличия затянувшаяся история строительства в Аксуской сельской зоне сахарного завода. В перечне проектов указывается, что завод по переработке сахарной свёклы и сахара-сырца теперь ведёт инвестор из России. Срок ввода опять отодвинут, уже на 2028 год, а стоимость проекта – 43 миллиарда тенге, и он опять в стадии подготовки документации. Но внесён в пул.
Дальше идёт строительство маслоэкстракционного завода в районе станции Кургамыс Щербактинского района. Вообще-то ввод первой очереди должен состояться уже в будущем году, но почему-то стадия прохождения проекта тоже указана как подготовка документации. В целом сюда понадобятся инвестиции на 20 миллиардов тенге. Зато уже идут строительно-монтажные работы по возведению современной МТФ, рассчитанной на 1893 коровы. Это проект ТОО «Кронос Павлодар», сейчас он оценивается в 13 миллиардов 700 миллионов тенге, а ещё в прошлом году речь шла о 12 миллиардах. Цены растут…
Ну и ещё один наш проект в пуле – организация комплекса по производству молочной продукции: пастеризованного молока, кефира, ряженки, йогурта, сметаны, творога, масла, сыров мягких сортов на территории с. Ковалевка Успенского района. Его строительство уже началось, но срок запуска – 2028 год, так что придётся подождать.
Всё решается «в поле»
Понятно, что в итоге инвестиции должны сыграть на увеличение производства продукции полей и ферм. И если говорить о растениеводстве, то уж больно сильный удар крестьяне ощутили в прошлом году из-за засухи. Растениеводам области удалось собрать с горем пополам немногим больше 370 тысяч тонн зерна. Это ниже уровня предыдущего года более чем в два раза. Конечно, многое было сделано, дабы помочь крестьянам выйти из сложной ситуации, но эффект засухи всё равно сказывался, даже во время посевной, когда не хватало качественных семян. А в этом сезоне ТОО и крестьянские хозяйства области вновь пошли на некоторое расширение посевных площадей, соответственно, увеличились и общие расходы на проведение комплекса работ во время полеводческого сезона. Здесь помогло льготное кредитование растениеводческих хозяйств. Не остались сельчане без поддержки и при завозе горючего под весну и лето, а теперь уже и на осень. Речь, разумеется, идёт о выделении удешевлённого дизельного топлива.
Есть надежды на неплохой урожай с учётом дождливых мая и июня, бродячих гроз в июле. Правда, хлеба растут и созревают очень неравномерно, явно будут сложности с уборкой. А кто говорил, что хлеб выращивать – дело простое?
Радует земледельцев и то, что травы нынче выдались на загляденье, потому и решили создать запас грубых кормов, значительно превышающий потребности животноводства. Что называется, про запас. Конечно, не один день придётся теперь заниматься семеноводством, но тут помогут учёные. Во всяком случае, буквально на днях пришла хорошая новость: при трансформации НАНОЦ создан новый научно-производственный консорциум «Qazaq Tuqym». Его основная цель – ускорение разработки и внедрения новых сортов сельскохозяйственных культур отечественной селекции, увеличение производства элитных семян в стране. В состав консорциума вошли дочерние организации НАНОЦ, расположенные в северных регионах страны.
Консорциум «Qazaq Tuqym» нацелен на улучшение качества продукции путем эффективного сотрудничества между учёными, селекционерами и семеноводами, он будет решать несколько стратегических задач, включая ускорение селекции, внедрение новых сортов и создание демонстрационных полигонов для апробации технологий. К 2030 году планируется увеличить долю отечественных семян в посевных площадях на 20-25 процентов, что станет важным шагом к достижению запланированного на этот срок охвата в 80 процентов от общего спроса на семена.
Резервы животноводов
На уровне республики и области уже до оскомины много раз говорилось о необходимости кардинально менять положение дел в животноводческой отрасли. Ведь животноводство у нас работает хоть и в динамике, но на единицы процентов прироста. И пока ещё только на 80 процентов в области заняты мощности основных перерабатывающих предприятий региона. В том числе молочных. На этом фоне опять какие-то непонятные игры под предлогом договорённостей в рамках ЕврАзЭС в отношении мелких хозяйств. По новой методике подсчёта производства молока собираются учитывать на субсидирование только молоко, прошедшее переработку на молзаводах, а остального вроде как нет. Хотя идёт пересчёт скота, он должен показать – есть или нет. Но проблема сбора молока в отдалённых селах так и не будет решаться. И за счёт чего жить людям в этих малых сёлах?
В целом же в животноводстве по-прежнему действует разветвлённая схема субсидирования крестьян, здесь возможностей не меньше, чем в растениеводстве. А самое главное, чтобы крестьян в принципе устраивали критерии субсидирования, введённые в своё время якобы для расширения круга получателей субсидий. Удалось ли достигнуть такого взаимопонимания? Вряд ли.
Нынче вообще-то в области немало крупных инвестиционных проектов, и хорошо, что деньги идут на крупные и перспективные в смысле эффективности вложений производства. Но и о малом и среднем сельском бизнесе тоже не стоит забывать. Ясна логика властей, учитывающих международные опыт и обязательства по качеству продукции. Личные подсобные хозяйства в этой логике действий не дадут толчок отрасли. Нужны современные молочные фермы с породистыми высокоудойными коровами, современные технологии, соответствующая кормовая база, в которой нуждаются импортные коровы-молочницы. Ведь вроде бы немало производим – за первое полугодие 139,1 тысячи тонн молока и 39,9 тысячи тонн мяса в живом весе. А импортной молочной продукции по-прежнему много на прилавках.
Будет ли программа?
В нынешнем году опять строим новые молочные фермы современного типа, заполнят их, конечно, импортным породистым скотом. Ведь в прошлом году завезли из-за рубежа почти полторы тысячи коров и тёлок, в этом году явно будет не меньше. То есть с организованными хозяйствами всё в порядке. А вот что делать с мелкими, доля которых, после многих лет преувеличений, вдруг в словах министерских чиновников оказалась «незначительной»? И всё из-за изменения системы учёта. Как-то неправильно это выглядит, остаётся вопрос: почему двум направлениям не сосуществовать в одинаковых условиях?
Ну хоть беречь стали собственное маточное поголовье. Несмотря на лоббирование распродажи скота со стороны Мясного союза Минсельхозом принято решение продлить запрет на вывоз маточного поголовья КРС и МРС с территории Казахстана сроком на шесть месяцев. Этот запрет введен в Казахстане 8 января этого года, и вот теперь продлён, как говорили в Минсельхозе, «принимая во внимание задачи по масштабному строительству молочно-товарных ферм и поддержке развития животноводства по австралийскому методу».
А вообще, рассуждая об эффективности вложений в отрасль, невольно ощущаешь необходимость чёткой и ясной программы действий с учётом новых правил и новых реалий. Может, пора её, именно детальную программу, разработать на ближайшие три года или даже на пять лет? В конце концов речь идёт не только о благополучии крестьян, об эффективности АПК, но и о продовольственной безопасности. Какие-то программы, конечно, и сейчас есть, но не совсем внятные и очень уж узкие. А речь идёт о необходимости программы универсальной, которая бы не менялась в угоду то и дело возникающим форс-мажорным обстоятельствам. Или просто новым веяниям в верхах…
Владимир ГЕГЕР.
Фото из архива Валерия БУГАЕВА.