• Пн. Ноя 25th, 2024

Сберегающее орошение? Это возможно

Дек 14, 2023

Сегодня это уже реальность: если заходит разговор о дальнейших путях развития Павлодарской области, то, во многом с подачи Президента страны, в числе приоритетных задач для нашей области называют дальнейшее расширение поливных земель и развитие орошаемого земледелия.

Только за полив

И всем понятно, что немалые, в том числе и природные, возможности для этого в области есть. Поливное земледелие в Павлодарском Прииртышье расширяется каждый год, то есть благодаря дорогостоящим проектам к уже имеющимся орошаемым массивам прибавляются новые. И это вполне регулируемая политика, плюс заинтересованность инвесторов, ведь дальнейшее развитие орошаемого земледелия сулит и фермерам, и регионам немалые выгоды. Сегодня в области есть планы резкого увеличения орошаемых земель. Определены и массивы вдоль Иртыша, канала «Иртыш-Караганда», строящегося водовода на Успенку. Это земли, планируемые под будущие крестьянские оросительные системы.

Мало того, что, несмотря на затратность, орошаемое земледелие быстро окупается за счёт своей высокой эффективности, так ещё и сама главная задача расширения поливного земледелия – это взгляд в будущее Павлодарской области. Ведь на новых поливных участках планируется наладить производство высокорентабельных культур – картофеля, овощей, сахарной свёклы и даже кормовых белковых культур для обеспечения растущего животноводства.

Но сегодня настало время рассматривать развитие орошения не только как исключительное благо, но и учитывать риски, с ним связанные. Это и раньше делалось, но как-то не очень решительно, мягко говоря. А риски есть, особенно относительно сохранения плодородия почв.

Республиканские планы

Наблюдения показывают, что в последние несколько лет на полях страны именно в период вегетации различных сельхозкультур наблюдались в большей или меньшей степени засухи, а они всегда ведут к падению урожайности. Всё это тоже заставляет и Минсельхоз, и крестьян искать способы нивелирования климатических рисков, а в перспективе вообще сделать растениеводство менее зависимым от погоды летом. И тут напрашивается именно расширение площадей на поливе, способное создать условия для гарантированно высоких урожаев. Всё ясно и логично.

До последнего времени орошение наиболее широко применялось в южных областях страны, в этих регионах насчитывается до 80 процентов всех поливных площадей РК. Но в последние пять, а то и более, лет созданием оросительных систем во всё больших размерах стали заниматься в северных и восточных областях. Подсчитав, что засушливые годы выпадают на долю крестьян всё чаще, а вот покупка и установка оросительных систем при всей их дороговизне, как и подведение инженерных коммуникаций, быстро, за несколько лет, окупается обильными урожаями – они в разы превышают богарные. Да ещё и солидные субсидии от государства идут. Кроме того, сейчас рынком оросительных систем предлагается очень широкий спектр современной техники от мировых производителей. Это установки кругового, фронтального, углового типа, другая техника.

И, конечно, помогает государство, стимулируя оросительные проекты инвестиционными субсидиями с возмещением половины затрат на покупку систем орошения. Минсельхоз в соответствии с поручениями Президента собирается увеличить площадь орошаемых земель к 2030 году до трёх миллионов гектаров. При этом к началу прошлого года она насчитывала 1,6 миллиона гектаров. Теперь за пять лет намечается только за счёт восстановления оросительных систем добавить 600 тысяч га орошаемых земель, то есть за пятилетку довести площадь реального орошения до 2,2 миллиона. Разумеется, в планах и освоение новых земель, переведённых в орошаемые. С 2025 по 2030 год их площадь, как официально сообщалось, достигнет 800 тысяч гектаров. Помимо этого, до 2030 года планируется возведение 38 новых водохранилищ, а длина реконструированных каналов увеличится с трёх тысяч километров до 13 с половиной тысяч.

Тут учитывается главный аргумент. По сведениям Минсельхоза, орошаемые земли, занимая в стране только семь процентов общей посевной площади в 21,9 миллиона гектаров, дают более 40 процентов стоимости продукции растениеводства. А что произойдёт, когда доля поливных полей увеличится до 16 процентов? Представляете себе? Во всяком случае, есть расчёты, что производство продукции в нынешних ценах достигнет уровня 2,4 триллиона тенге.

Как тут не повернуться лицом к развитию поливного дела? Но при этом надо учитывать всё-таки и возможности водных источников. Вон как нынче страдали фермеры Кызылординской области, когда из Кыргызстана их посадили на голодный водный паёк. Зато есть немало примеров развития орошения в северных и восточных областях. В частности, ежегодно прирастают очередными тысячами гектаров орошаемые массивы в Павлодарской области.

Как работают павлодарцы

У нас имеется 166 тысяч гектаров потенциально орошаемых земель, из них закреплено за сельхозпроизводителями 149,3 тысячи га. Это почти наполовину наш резерв пока что. Ведь фактически поливаются и имеют инженерно-коммуникационную инфраструктуру (ИКИ) 75,8 тысячи гектаров. Кстати, на орошаемых землях тоже есть своя богара, и у нас используются как богара, то есть без полива, 37,4 тысячи гектаров, не используются 36 тысяч. Но тут не надо впадать в некий пессимизм, потому что из неиспользуемых орошаемых участков на 17,8 тысячи гектаров уже есть разработанные сельхозпроизводителями за свой счет объекты с проектно-сметной документацией на подведение ИКИ. Ещё десяток тысяч гектаров «долга» дало нам неиспользование пока ещё недостроенного канала «Иртыш-Успенка». Не используются его возможности, как говорят в облсельхозуправлении, из-за отсутствия оросительных систем, дождевальной техники либо водоисточника.

Но результаты у нас намного перспективней. За три года по различным программам, за счёт собственных средств тоже, хозяйствами подведены инженерные коммуникации к орошаемым участкам, а потому введено в эксплуатацию 13,3 тысячи гектаров орошения. По годам это выглядит так: в 2020 году – 6,4 тысячи га, в 2021 году – 4,5 тысячи и в прошлом году – 2,4 тысячи гектаров. А в нынешнем году у нас в области на очереди ещё девять проектов по подведению инженерно-коммуникационной инфраструктуры к орошаемым участкам, их общая площадь – 17 с половиной тысяч гектаров (4 проекта реализуется РГП «Казводхоз», столько же – по программе ДКБ, и один участок финансируется на собственные средства хозяином участка).

В числе девяти новых проектов – участок ТОО «Агрофирма «Ақжар Өндіріс» – 156 гектаров, он уже сдан в эксплуатацию. Ещё на трёх, попавших под дорожную карту бизнеса, ведут строительно-монтажные и пусконаладочные работы ТОО «Бастаушы Агро», ТОО «КХ «Лидер PVL» и ТОО «KM Ertis Agro». К концу года всё должны закончить. Ещё на одном участке – ТОО «Level-2020», ведущего строительство за свой счёт, работы закончены, осталось завезти дождевальные машины. В тестовом режиме сейчас проект ТОО «Mай Агро-М». На участке ТОО «Жангобек» строительно-монтажные работы завершены, здесь на днях начнут пусконаладочные работы. По проекту ТОО «My feedlot» тоже всё идёт к окончанию – завершение строительно-монтажных работ и проведение гидравлического испытания насосных агрегатов планируется до конца года. И, как мы уже упомянули, по каналу «Иртыш-Успенка» сложилось отставание от графика. Работу планировали, а затем и финансировали по ценам ещё 2017 года, потому понадобилась корректировка, а она потребовала времени. Тем не менее ввод в эксплуатацию этого объекта планируется в 2024 году.

После рекордного урожая картофеля и овощей в этом году область, конечно, будет двигаться дальше. Для развития орошаемого земледелия сейчас есть 19 проектов с разработанной сельхозпроизводителями за свой счёт проектно-сметной документацией по подведению инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Строительство на этих участках может увеличить поливные земли области ещё на 18,6 тысячи гектаров, правда, на это потребуется 18,7 миллиарда тенге.

Сопутствующие проблемы

Конечно, большинство задумок по расширению зоны искусственных дождей связано у нас с иртышской водой. И действительно, у нас есть стабильный источник воды в виде Иртыша, откуда и качают воду для орошения. Но в степных районах, где нет подобных источников для организации полива, с этим намного сложнее, приходится искать подземные воды. Хотя некоторые хозяйства области смогли, используя современные технологии, создать свои орошаемые участки глубоко в степи. Речь идёт, безусловно, о ТОО «Галицкое» Успенского района и щербактинском ТОО «Победа». Здесь много подводных камней, тем более государству пора поворачиваться лицом и к такому типу орошаемого земледелия – помочь через различные льготы и выгодное субсидирование. Пока в этом смысле сделано мало.

С большой оглядкой

В наших условиях, если мы будем диверсифицировать полеводство в сторону заметного расширения орошаемых участков, а начало этому положено, придётся учитывать и отрицательные нюансы, способные ухудшить наши земли. И главная опасность при широком применении полива на наших почвах – это возможное их засоление в случае бездумного ведения оросительных проектов. Учёные, к примеру, из Алматинского института почвоведения уже давно и далеко не зря предупреждают: прежде чем начинать полив на том или ином участке, потратить на это немалые средства, нужно для начала изучить почвы, на которых планируется организовать полив. У нас многие из них имеют высокую степень засоления легкорастворимыми солями. И если на это не обращать внимания, то можно в итоге оказаться на бобах при больших затратах. А ещё хуже – неправильное хозяйствование может привести почвы к засолению. И понятно, что такие земли потом на десятилетия, если не на больший срок, окажутся выведенными из сельскохозяйственного оборота.

Многие и сегодня помнят советский опыт, безусловно, заслуживающий изучения, когда, прежде чем внедрять орошение, обязательно изучали почвы на наличие соленосных горизонтов и возможных последствий орошения. Обследовали как рельеф, так и условия, имеющиеся для орошения. Даже рекомендовали культуры, которым стоит отдать преимущество при поливе. Очевидно, и сегодня подобное обследование и даже наблюдение должны стать обязательными. Для этого понадобятся специальные скважины, осенью по ним можно наблюдать уровень грунтовых вод. Насколько он поднялся и пришёл ли в обычное состояние. Если уровень грунтовых вод заметно поднялся, то это первый и серьёзный признак начала засоления почвы.

В нашей местности, как говорят ещё советские данные, могут залегать гипсоносные засоленные глины, они образовались ещё в третичный период. А соленосными стали, потому что настоящая глина формируется на дне древнего моря. По дну определённых каналов формировался поверхностный суглинок, после которого начинается засоленная глина. Этот слой может быть разным, и там, где он тонкий, соли могут пробиваться наверх. Поэтому на орошаемых участках нужно вести постоянное наблюдение за почвой. И лучшее время для этого – конец сезона. По шурфам или скважинам надо смотреть, не поднялся ли уровень воды. Причём скважин должно быть несколько, и располагать их надо как возле поля, так и несколько поодаль от него. Это позволит видеть изменения в зеркале грунтовых вод. Помимо уровня залегания вод необходимо проводить их анализ на содержание солей.

И всё это лишь самые необходимые меры, если так выразиться, профилактика здоровья земли. Ну, согласитесь, не должны наши лучшие проекты уже в 21 веке, с его технологиями, привести к деградации земель. Потомки не поймут.

Владимир ГЕГЕР.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.