Рыбоводческое хозяйство ПУЭ «Канал имени Сатпаева» включает цех, где из икринок вылупляется малёк, два огромных озера, каждое площадью 15 гектаров, куда выпускают подросшую сеголетку, зимние и прогревочные пруды. В последние высаживают малька карпа. Затем мальки вырастают во вполне себе жизнеспособных сеголеток, которыми и зарыбляют водоёмы и канал. Карп чистит канал. Он – одно из главных звеньев цепочки, благодаря которой чистая вода рукотворной реки доходит до потребителя. На словах всё просто, на деле – служба рыбоводов интересна, но трудна.
До весны, спокойной ночи!
Объехать всю заповедную зону – недели не хватит. Да и зима не лучшее время для экскурсии: главная рыба карп сейчас дремлет. Точнее, находится в состоянии анабиоза на глубине трёх метров. В зимние пруды через полынью подаётся кислород – непрерывная аэрация обязательна. Каждая особь – на учёте. На сегодня маточное поголовье представлено 74 «девочками» и 52 «мальчиками».
– Все на учёте, – рассказывает начальник хозяйства Юрий Сухацкий. – Разве что имена не даём. В конце апреля – в мае будем разделять. У самок в это время начинает зреть икра. Пересаживаем поголовье в прогревочные пруды глубиной полметра. Затем переводим в цех и начинаем колоть рыбе стимулирующее. А потом на ферме начинается дойка икры с последующим оплодотворением молокой самцов.
В цехе, где доят рыбью икру и молоки, всегда идеальные чистота и порядок. По сути это родильный дом – иначе никак. Специальные стеклянные цилиндры, ванны, бассейны – всё регулярно и тщательно дезинфицируется. Стол для дойки икры – специальный, сделанный по заказу. Методика многократного сцеживания предусматривает получение икры из яйцеводов самок небольшими порциями в течение длительного периода времени. Интервалы между последовательными сцеживаниями составляют обычно от нескольких минут до двух часов.
– Есть ещё один важный момент – необходимо избавиться от клейковины, – продолжает Юрий. – Икра очень клейкая. Раньше её промывали сывороткой. Сейчас есть более эффективные средства.
Хлопот хватает. Промытую икру помещают в аппарат для инкубации – аппарат Вейса, регулярно выбирают погибшую, вылупившегося малька кормят яичным желтком.
После наступления пубертатного возраста – по достижении стадии сеголетки – рыбка попадает в рыбонакопитель, откуда начнётся её путешествие к водоёмам канала. В хорошие годы за сезон в воду выпускают до двух миллионов сеголеток, 11 миллионов личинок. Это порядка 40-50 тонн молодняка.
– Норматив: 150 тысяч штук «мелочи» на 1 гектар поверхности водоёма, – продолжает Юрий. – В прошлом году мы подсадили в водоёмы полтора миллиона штук при плане миллион двести.
Народ на рыбьей ферме креативный и любознательный. Однажды в порядке эксперимента биологи канала скрестили карпа и карася. Крупный карась получил название буффало.
Бобры здесь не живут
Вся территория рыбоводческого хозяйства хорошо охраняется. Везде – посты-шлагбаумы, сотрудники ежедневно объезжают угодья. Нарушители сюда не проникают.
А в озёрах хозяйства малёк чувствует себя в относительной безопасности (об этом чуть дальше).
Редкая природа в здешних местах. Летом от запаха иван-чая и чабреца воздух густой – хоть ножом режь. Красота необыкновенная. Юрий говорит, что его часто приглашают работать в таких же хозяйствах:
– Да куда я отсюда…
Фауна рыбоводческого хозяйства полна сюрпризов. В водоёмах водится щитень – живой организм, который, по мнению учёных, является ровесником динозавров. Щитень поедает всё, что меньше его, в том числе – рыбью икру и, как утверждают знающие люди, не брезгует даже мальком.
Согласно Википедии, щитни живут в мелких временных (эфемерных, пересыхающих в определённое времена года) пресных водоёмах: лужах, канавах, оврагах – или промерзающих прудах, где у них мало естественных врагов, где нет рыб, нет земноводных, охотящихся в воде. Предпочитают стоячие воды. Интересно, что цисты, посредством которых размножаются щитни, могут сохраняться на дне неглубоких, разлитых поймах ручьёв в течение нескольких лет, пока вновь не появятся благоприятные условия для жизни (канава не заполнится водой).
В здешних местах обитает удивительная утка – пеганка (или атайка). Она селится в пустых лисьих и даже барсучьих норах, ямах, пустотах. Как ей удаётся отвоевать жильё у хищников – уму непостижимо. Пеганка – довольно крупная утка с удлинёнными шеей, головой и ногами, заметно превышающая размерами многих своих родственников. В Азии изредка селится на пресноводных водоёмах. Как в нашем случае. На синем зеркале водоёма атайка смотрится очень эффектно. Нутрии и ондатры – вполне себе не экзотические для канала обитатели. А вот бобра здесь нет. Не те условия.
Рыбакам надо приплачивать
Было время, когда браконьеры облюбовали водохранилища канала и вели себя крайне нагло. Нарушители пользовались капроновыми сетями, которые в случае опасности сбрасывали в воду. От этих сетей – большая экологическая беда. Рыба запутывается в них, гибнет и разлагается.
– Но страшнее всего – электроудочки, – говорит Юрий. – Это варварское оружие. Принцип работы прост – удочка бьёт током. Гибнет вся фауна, находящаяся в радиусе действия.
С нынешнего года в обязанности рыбоводческого хозяйства ПУЭ «Канал имени Сатпаева» входит и выдача путёвок рыболовам-любителям. По водохранилищам гидроузлов №№ 1, 2, 3, 4, 5 канала имени Каныша Сатпаева с 1 февраля 2024 года разрешён любительский лов рыбы. Согласно правилам на все водоёмы получено ограниченное количество лимита на вылов: 1115 путевок на все водоёмы.
– По большому счёту, хорошим рыболовам-любителям надо за рыбалку ещё и приплачивать, – говорит Юрий. – И не вводить неразумных ограничений. Поясню. Главная ценность для канала – карп. Он чистит дно канала и водоёмов от травы. Это природный биофильтр. Зимой карп дремлет – от рыбаков угрозы популяции нет. Зато в водоёмах много так называемой сорной рыбы: леща, плотвы, окуня, щуки. Окунь и щука – враги карпа. Окунь очень агрессивен, он будет выдавливать карпа. Хорошая рыба зимой не ловится, а «сорняк» пусть рыбаки вылавливают: нам от него избавиться надо. Но нет же, дают квоту: выловить можно шесть тонн рыбы, причём путёвки любителям мы можем выдать только на 10 процентов от этой квоты. Кто придумал эти нормы?! Всё упирается в бумажку. Но природу не обманешь. Она умнее бумажки. Какая разница, каким способом будут выбраны эти шесть тонн – промысловым или на удочку? Да и рыболовы-любители – народ культурный: мусор после себя не оставляют, урон окружающей среде не наносят. Приезжают семьями, с детьми, ведут себя цивилизованно. И нам помощь оказывают.
Игорь ТИМОШЕНКО.
Фото автора.