• Пн. Июл 8th, 2024

Побывали в столице «ходоки»

Июл 4, 2024

Люди, как и в прошлые века, надеются на то, что именно чиновники, наделённые большой государственной властью, услышат их и помогут решить проблемы.

С таким настроем в Астану отправились ветераны сельского хозяйства области, неравнодушные люди, болеющие на развитие сельского хозяйства региона и страны и не по книжкам знающие все тонкости этой отрасли и то, что булки хлеба на деревьях не растут. Это бывший руководитель регионального управления сельского хозяйства, а затем, на пенсии, глава молочной фермы Мойылжан Канаев, доктор сельскохозяйственных наук, автор новых сортов пшеницы Кудайберген Канапьянов и бывший директор совхоза, а затем аким трех районов области Владимир Левченко. На протяжении многих лет они пытаются обратить внимание на явные проблемы сельского хозяйства не только Павлодарской области, но и Казахстана, что тормозит инициативы сельчан и существенно снижает объемы производимой ими продукции.

Чтобы получить больше возможностей для реализации своих инициатив, ветераны отправились в Астану. Как рассказал Владимир Иванович Левченко, депутаты Парламента помогли им встретиться с мажилисменами, курирующими отрасль, с работниками министерств сельского хозяйства, занятости населения, со специалистами других ведомств. Павлодарских «ходоков» везде внимательно выслушали, даже задавали вопросы и обещали разобраться и оказать помощь.

Но, как сказал в беседе В. Левченко, в итоге они, ветераны, поняли: никто из собеседников сию минуту не побежит выправлять проблемные ситуации в сельском хозяйстве не то что Павлодарской области, но и страны. Для одних, как показалось в беседах, это были дополнительные хлопоты в их работе, а другие просто глубоко не представляли суть проблем и их решение.

Задаю Владимиру Ивановичу вопрос: на какие нерешаемые пока что задачи они надеялись получить в Астане ответы?

– Первое – это когда же все-таки в Казахстане будет принят закон о личных подворьях? – ответил мой собеседник. – В республиканской прессе прочел такие данные: «По данным инвестиционного центра ФАО (FAO – Food and agriculture organization) FAOSTAT, производство коровьего молока в Казахстане составляет около пяти миллионов тонн в год. Порядка 80% сырого молока производится личными подсобными хозяйствами (ЛПХ). По предварительным оценкам, учитывая структуру производства, большие расстояния и дифференциацию качества, порядка 1/3 этого объема идет в промышленную переработку». И далее сообщается, что «соотношение крупных производителей молока и мелких ферм составляет 8:2, то есть 80% принятого молока – это сборное частного сектора, 20% – это молоко товарных ферм». То есть частные подворья дают львиную долю молочного сырья. Но в Казахстане до сих пор нет закона о частных подворьях. И, соответственно, люди, сдатчики молока, не получают дотаций за производство данной продукции. Им говорят, чтобы они создавали кооперативы, и тогда после узаконивания им станут начислять за молоко дотации и другие платежи. А вот скажите мне: зачем пенсионеру-сельчанину или сельским педагогам или медикам эти кооперативы и участие в них? Разве нельзя, как было десятилетиями, просто так у населения принимать излишки молока их коров?

К словам В. Левченко добавлю еще один факт. По данным казахстанских СМИ, в нашем государстве производится 80% собственного молока и 20% закупается за рубежом – в основном в России и Беларуси. Но в этих странах производителям молока выплачивают дотации в 10 и более процентов, а у нас – в разы меньше. Конкуренция на рынке получается далеко не равная. И все это со всеми собеседниками обсуждали «ходоки».

Вторым моментом обращения павлодарцев к столичным госслужащим стала проблема выпаса в регионах личного скота и кормов для животных. Как известно из присказки – у коровы молоко на языке. То есть зависит от обилия и качества кормов. Судя по прессе, в ряде регионов Казахстана, в том числе и в Павлодарской области, в свое время специалисты по земельным отношениям и сельские акимы очень вольно раздали земли новоявленным бизнесменам, фактически оставив без выпасов скот жителей сел. Вдобавок эти пастбища оказались малопродуктивными: с плохим покровом травы. Сейчас в Павлодарской области прокуратура региона и ряд акимов района наводят порядок в земельных отношениях, возвращая в госсобственность тысячи гектаров земли и пастбищ. Об этом я и напомнил своему собеседнику.

– Все не так хорошо, как представляется, – последовал ответ. – Возвращают земли, бедные на зеленые корма. Мойылжан Канаев, с которым я ездил в Астану, считает, да и я тоже, что вопрос можно решить, но на это потребуется время. По словам Мойылжана Сулейменовича, нужно на пашнях засеять многолетнюю траву. Она поднимет уровень плодородности. Один раз посеешь, и она даст до тонны сена с гектара. А естественные сенокосные травы дают по 1-2 центнера. Конечно, это не так просто. Семян многолетних трав нет. Для этого, как считает мой коллега, потребуется создать центр по их выведению и размножению, а на это нужно два-три года. И я вам скажу, что перед поездкой в Астану агрономы попросили нас посодействовать, чтобы в стране запустили пилотную программу посевов житняка и возрождения земель.

К слову, о них. Уже было сказано о том, что один из членов делегации был ученый, доктор сельскохозяйственных наук, большой специалист по зерновым культурам. Так вот он и в области, и в столице поднимал и в этот раз поднял вопрос о деградации почвы. Уничтожение почвы на сорок процентов происходит из-за посевов. Точнее, когда одни и те же зерновые культуры высаживаются на данных территориях много лет подряд. А ученый призывает вернуться к их чередованию с многолетними травами, которые улучшают структуру почвы.

А еще Владимира Левченко волнует подготовка сельских рабочих – механизаторов, животноводов, доярок, овощеводов и других тружеников, которых не хватает в аграрных производствах. Он привел в пример Заринскую среднюю общеобразовательную школу, где ежегодно наряду с остальными предметами образования юношей обучают механизаторскому делу. И так по нескольку десятков в год. На сегодняшний день это единственная школа в районе, которая работает в данном направлении.

– Почему такого подхода нет в других сельских школах области? – возмущался ветеран. – Ведь это же закрепление кадров, гарантия того, что кто-то из ребят останется жить и работать в селе.

Много еще о чем говорили в Астане трое ветеранов Павлодарской области, веря в то, что их проблемы будут услышаны и перейдут в фазу реализации. В это хочется верить. Тем более что у большинства госслужащих, встретившихся с павлодарцами, все, как говорится, в руках. Но и у павлодарских работников управлений аграрного сектора, занятости и других ведомств, в той или иной степени причастных к селу, хватает полномочий решать проблемы. Так как, к примеру, вернуть сельчанам незаконно изъятые земли для выпаса скота или организовать в масштабах региона посев житняка и других кормовых культур – задача не сверхсложная. Было бы желание и стремление помочь своему региону и его людям. В свое время тот же Владимир Левченко, будучи акимом районов, раздавал многосемейным жителям села и тем, кто не имел подсобное хозяйство, семена картофеля для посадки (землю предварительно вспахивали), цыплят и даже поросят и телят. И люди выращивали картофель и живность и не стояли с протянутой рукой у акимата. Здесь еще раз повторюсь: было бы желание – и сообща можно организовать в селах эффективный сбор и хранение молока и мяса, массовую посадку житняка. Просто людям надо подсказать, что и как делать, и научить их самих заботиться о себе. Как говорится, на государство надейся, но и сам не плошай. А на чиновников центральных аппаратов должны, как считаю, воздействовать не «ходоки», а избранные народом депутаты Парламента посредством принятия назревших законов.

Сергей ГОРБУНОВ.

Фото из архива Валерия Бугаева.