Экибастузское предприятие Railways Systems KZ запускает в опытно-промышленную эксплуатацию инновационные стрелочные переводы марки СП-1/11. На заводе стрелочной продукции железнодорожного кластера изготовлен первый в Казахстане стрелочный перевод нового поколения. Проект стал результатом комплексной инженерной работы и прогрессивных технических решений команды предприятия.
Компания сообщает, что «инновационный стрелочный перевод – марки СП-1/11, тип рельсов Р65. Максимальная скорость движения при их использовании по прямой колее составляет до 160, а по боковой – до 50 километров в час. Его конструкция включает гибкие, сварные остряки ДЗ-350 длиной 13320 миллиметров и моноблочную крестовину с приварными рельсовыми окончаниями и безударной поверхностью катания. Общая длина перевода – 34858 миллиметров».
– Инновационный стрелочный перевод – часть стратегического направления Railways Systems KZ по развитию отечественного железнодорожного машиностроения, – подчеркнул важность реализации проекта генеральный директор Railways Systems KZ Роман Павлингер. – Развитие таких проектов напрямую связано с задачами, поставленными Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым в Послании народу в 2024 году, где особое внимание уделено развитию транспортно-логистического сектора как одного из ключевых драйверов экономики.
По данным Международного финансового центра Астаны за 2024 год, в последние десять лет объёмы грузоперевозок в Казахстане выросли на 28 процентов – с 487 миллиардов тонно-километров в 2014 году до 621 миллиарда тонно-километров в 2023 году.
Аналитики МФЦА отмечают: «Важную роль в этом процессе играют железнодорожные перевозки, обеспечивающие половину всего грузооборота и перевозку большей части экспортных и транзитных грузов. В утверждённой правительством «Концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года» обозначены ключевые проблемы и тенденции. Среди них высокий уровень износа и недостаточная развитость железнодорожной инфраструктуры. Необходимо учитывать низкий уровень скорости доставки пассажиров и грузов. В этой же концепции есть отсылка к международному опыту: например, в таких странах, как Австралия, которая обладает сравнимой с Казахстаном плотностью железнодорожных путей на один квадратный километр территории, в 2017 году значительная доля проектов была направлена на устранение узких мест, обновление инфраструктуры и увеличение скоростных параметров сети. Инновационные стрелочные переводы могут помочь в решении поставленных задач: улучшить прохождение по стрелочным переводам на более высоких скоростях и стойкость к повреждениям».
Впервые в истории железнодорожной отрасли Казахстана подобная инновационная конструкция будет протестирована в реальных условиях. Эксплуатация стартует на станции Бозшаколь и продлится от шести месяцев до одного года. По итогам испытаний будет принято решение о возможности дальнейшего серийного производства и масштабного внедрения таких переводов по всей стране.
– Этот проект для нас не просто инженерная разработка, а шаг в будущее железнодорожной инфраструктуры Казахстана, – говорит директор завода стрелочной продукции Дмитрий Матасов. – Мы применили инновационные решения. У нас своя конструкция: длинный рамный остряк, длинная моноблочная крестовина, отсутствуют наиболее уязвимые места – корни крестовин и остряков. Это обеспечивает лучшую износостойкость, повышенную безопасность и возможность дальнейшего совершенствования. Перевод может быть модифицирован до «вварного варианта», что открывает перспективу движения поездов со скоростями до 180 километров в час. Мы рассчитываем, что он покажет себя значительно лучше аналогов, и это станет важным вкладом в развитие транспортно-логистической сферы страны.
Проект прошёл межведомственную приёмку с участием представителей КТЖ, и, как часто бывает с новыми технологиями, поначалу вызвал настороженность. Однако технические характеристики и конструктивные решения делают его перспективным с точки зрения повышения надежности и эффективности работы железнодорожной сети.
Специалисты отмечают главные преимущества нового стрелочного перевода: высокая скорость прохождения подвижного состава; сварные гибкие остряки и моноблочная крестовина с безударной поверхностью катания; отсутствие уязвимых зон, подверженных быстрому износу; потенциал модификации в «вварной» тип перевода; возможность интеграции в скоростные магистрали; улучшенные условия комфорта при движении.
Компания Railways Systems KZ заявила о планах начать проверку новых стрелочных переводов СП-1/11 и СП-1/9. Также здесь продолжают работу над созданием современного высокотехнологичного оборудования, способного повысить пропускную способность путей, обеспечить безопасность и надежность железнодорожного сообщения как в Казахстане, так и за его пределами.
Игорь ТИМОШЕНКО.
Фото автора.