В Павлодаре заложена капсула первого завода по производству алкилата. Аналогов такому предприятию в Казахстане нет. Строительству дан старт на днях, оно займёт около двух лет, а запуск завода мощностью 97,6 тысячи тонн продукта в год запланирован на четвёртый квартал 2027 года. Выработка алкилата позволит получить важный компонент для высококачественного топлива, снизив вредные выбросы в атмосферу и расширив экспортный потенциал. В торжественной встрече в честь начала строительства завода принял участие аким Павлодарской области Асаин Байханов.
Производство алкилата станет важнейшим шагом в развитии нефтехимической отрасли. Алкилат – высокооктановый компонент, позволяющий значительно улучшить свойства бензина. Реализация в Павлодарской области масштабного проекта с общим объёмом инвестиций 35,5 миллиарда тенге представляет собой открытие технологичного предприятия с созданием 500 рабочих мест на период строительно-монтажных работ и 178 – для эксплуатации самого завода.
Глава региона Асаин Байханов и генеральный директор ТОО «INTERTRANS C.A.» Мурат Кудиярбеков в торжественной обстановке заложили капсулу будущего предприятия.


– Сегодня мы делаем серьёзный шаг в развитии нефтехимической отрасли региона. Это позволит нам выпускать собственный высокооктановый бензин и авиационное топливо. Для реализации столь важного проекта мы будем обеспечивать полную поддержку – от начала строительства до полного ввода предприятия в эксплуатацию и дальнейшего производства, – сказал Асаин Байханов.
Руководитель проектной компании ТОО «INTERTRANS C.A.» Дулат Салимбаев отмечает: Павлодарский нефтехимический завод, рядом с которым инвесторам выделена земля под производство, будет поставлять основное сырьё. Это бутан-бутиленовая фракция, из которой методом сернокислотного алкилирования сжиженных газов и планируют получать алкилат с высокой маржинальностью. Затем на ПНХЗ его применят для получения уже товарного бензина экологического класса К-5. По предварительным данным, около 30 процентов от общего объёма произведённого алкилата экспортируют в страны ближнего зарубежья – Узбекистан и Кыргызстан, остальные 70 процентов заберёт ПНХЗ.
– Это будет первое производство в нашей стране, где на сегодняшний день вырабатывается топливо только категории К-4. Удобство в том, что у нас с нефтехимическим заводом смежные территории. Планируется трубопроводная транспортировка, а также использование насосных станций. Лицензия по данной технологии принадлежит Ланьчжоускому проектному институту. Что касается кадров, то будем подбирать по стране технологов, инженеров, а ещё мы подписали несколько меморандумов с павлодарскими учебными заведениями, чтобы привлекать начинающих специалистов для прохождения у нас производственной практики, – сказал Дулат Салимбаев.
В целом переход на использование алкилата позволит Казахстану не только повысить качество топлива, но и улучшить экологию. Для этого на производстве внедрят высокоэффективные инструменты, в том числе автоматизированные системы контроля и современные инженерные решения.
Для реализации проекта между АО «Банк развития Казахстана» и ТОО «INTERTRANS C.A.» было заключено соглашение об открытии кредитной линии. В свою очередь БРК поддерживает инициативы, направленные на внедрение «чистых технологий» и сокращение вредных выбросов, рассматривая их как стратегический приоритет в рамках своей деятельности.
– Мы, как институт развития государства, всегда заинтересованы в реализации подобных проектов. Они позволяют диверсифицировать экономику страны и показывают высокий уровень социально-экономического развития, – отметил заместитель председателя правления АО «Банк развития Казахстана» Владимир Ли.
Как было отмечено на встрече, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев не раз подчёркивал значение стратегического развития нефтехимического комплекса и увеличения перерабатывающих мощностей. Сегодня по поручению руководства страны в Министерстве энергетики РК совместно с отраслевыми ассоциациями и экспертными группами разрабатывается закон «О нефтегазохимической промышленности».
Марина КИСЕНКО.
Фото Валерия БУГАЕВА.

