• Вт. Сен 17th, 2024

Основы бюджетной политики

Авг 22, 2024

В прошлом номере нашей газеты на странице «Промышленный регион» мы говорили в том числе и об экономических итогах работы области в первом полугодии, затронули и исполнение областного бюджета по основным показателям. Все эти вопросы остаются в ведении областного управления экономики и бюджетного планирования, можно сказать, «базового и денежного» ведомства области, где формируют планы работы на перспективу. О том, как вообще строится работа управления, на брифинге в Региональной службе коммуникаций рассказала руководитель управления Ирина Петровна Назарчук.

Направления и резервы

Она пояснила, что в целом работа управления идёт по трём направлениям: экономическое и бюджетное планирование, территориальное развитие. Если говорить о первом направлении, то тут проводится мониторинг макроэкономических показателей области и анализ рисков в их достижении. Здесь надо учесть все возможные «подводные камни». Исходя из поручений Главы государства по достижению шестипроцентного роста экономики, совместно с отраслевыми управлениями изысканы резервы роста во всех отраслях. И по итогам первого полугодия наша область занимает вторую позицию в рейтинге регионов страны, причём именно по достижению основных макроэкономических показателей. Кстати, у нас шесть таких показателей: промышленность, сельское хозяйство, строительство, инвестиции, торговля, связь и транспорт. Вот по ним мы и вырвались в лидеры по республике.

Но что это за резервы, которые надо изыскивать и включать в дело? Оказалось, это не столько способы увеличения производства (этим занимаются сами предприятия, и это их прерогатива), сколько улучшение отчётной базы. Ирина Назарчук постаралась разъяснить, как это происходит. К примеру, сельское хозяйство области по итогам семи месяцев показывает ИФО 105 процентов, то есть пятипроцентный рост вместо планового шестипроцентного. Какие тут можно найти резервы? Ясно, что они лежат в увеличении производства продукции, но не только. Например, сейчас сельчане готовятся к жатве, в условиях, когда животноводство особого роста за пару месяцев не покажет, точный учёт урожайности сельхозкультур, наоборот, приведёт к превышению показателей нынешних по сравнению с прошлым годом. И именно растениеводство может дать хороший темп роста при хорошем учёте и своевременной отчётности. Чем не резерв для управления?

С тех же позиций можно говорить о резервах в розничной торговле. При хорошей работе с респондентами должна быть создана система достоверной отчётности, а не та, когда некоторые сдают «нулевую» или даже отрицательную отчётность, что сразу же вызывает сомнения в достоверности. Здесь должны поработать управление предпринимательства и инновационного развития вместе с акимами городов и районов.

Схожая ситуация в транспорте, надо работать с перевозчиками и уточнять отчётную базу. Есть возможности в промышленности и строительном секторе, то есть пора скоординировать должным образом усилия и добиться своевременной и достоверной отчётности – что построено, каковы объёмы производства, выработки и так далее. Ясно, что это повлияет на формирование налоговой базы и поможет при разработке перспективных планов развития. Они должны базироваться на точных данных, подаваемых в органы статистики.

Прогнозы и бюджет

Такая работа идёт постоянно. С учётом внутренних и внешних условий спланировали первый этап-прогноз социально-экономического развития на 2025-2029 годы. Схожие прогнозы ежегодно дорабатываются, и сами по себе они становятся основой для разработки плана социально-экономического развития области, прежде всего в отношении бюджетных параметров плана на избранный период. Кстати, план развития области – довольно объёмный документ, содержащий 126 целевых индикаторов, преду­смотренных системой государственного планирования. Вот и сейчас управлением, как координирующим органом, проводится ежеквартальный мониторинг мероприятий этого плана.

Надо понимать, что план развития области разрабатывается на пятилетнюю перспективу, раз в год он корректируется, кроме того, ежегодно проводится проверка эффективности работы в достижении намеченных показателей. При этом важной функцией управления бюджетной политики остаётся формирование сбалансированной единой бюджетной политики, основанной на полном финансовом обеспечении задач, поставленных Главой государства. Управление разрабатывает проект областного бюджета на трёхлетний период, причём каждый год – с учётом приоритетных направлений планирования бюджетных средств, которые определяются планом развития области и прогнозом социально-экономического развития.

В нынешнем году проведено уже три уточнения областного бюджета, восемь его корректировок, подготовлено и проведено 24 заседания областной бюджетной комиссии. Кстати, 20 из них – по изменению бюджета. И сегодня скорректированный областной бюджет исчисляется 484 миллиардами тенге, с ростом по сравнению с утверждённым планом этого года на 34 миллиарда. Бюджет нынешнего года в целом стабилен, последовательно исполняются все его обязательства. Как и в предыдущие годы, акцент делается на решение социальных вопросов. Расходы на социальную сферу – около трехсот миллиардов тенге, то есть около 60 процентов от общей суммы. Здесь учитывается и реализация национальных проектов «Комфортная школа», «Модернизация сельского здравоохранения». При этом продолжается использование принципов «слышащего государства», а значит, учитываются проблемы, поднятые жителями области во время отчётных встреч акима области, руководителей городов и районов.

Более того, эти проблемы решаются приоритетно. И чаще всего речь идёт об оснащении сельских школ, ремонте медпунктов и

ФАПов, приобретении санитарного транспорта или транспорта для спортивных школ, о ремонте дорог. Сказывается и то, что впервые в Актогайском, Железинском и Щербактинском районах прошли выборы районных акимов, конечно, каждый из них предлагал свою программу. На реализацию этих программ, например, в этом году направлено около восьми миллиардов тенге, по ним сейчас реализуется 82 проекта. Программы трёхгодичные, на будущий год заявлено 17 проектов, примерно на пять миллиардов тенге. Всё это сейчас рассматривается бюджетной комиссией.

Для большей самостоятельности акимов городов и районов по поручению акима области обновлены подходы бюджетного планирования. Акимам определены объёмы бюджетных средств, а дальше даётся полная самостоятельность при выборе проектов развития и позиций. В итоге на уровне городов и районов реализуется более 200 проектов – больших или малых, но в любом случае они направлены на решение проблемных вопросов, поднимавшихся людьми на местах во время встреч с акимами всех уровней. Среди направлений – благоустройство дворов и парков, установка детских спортивных площадок, прежде всего в сёлах. Конечно, продолжается работа по освещению улиц, идёт строительство и ремонт объектов тепло- и водоснабжения. Таковых много пошло на второе полугодие.

С новыми подходами

Идёт и формирование бюджета 2025-2027 годов, его начали ещё в первом квартале, а в апреле определили бюджетные параметры на трёхлетний срок, сейчас работа продолжается. По предварительным данным, без учёта средств из республиканской казны, областной бюджет набирается в 406 миллиардов тенге, а это примерно соответствует уровню нынешнего года. К 1 мая в управлении сформировали и довели до администраторов программ, областных управлений лимиты всех расходов постоянного характера. Сейчас определяются приоритеты по новым направлениям и инициативам. Кто-то уже заявил цифры, другие дорабатывают свои отраслевые лимиты на трёхлетний период.

Никуда не ушло понятие государственно-частного партнёрства. Управление экономики и бюджетного планирования координирует и это направление. К примеру, сегодня совместно с управлением культуры и спорта рассматривается проект строительства в Павлодаре нового Ледового дворца, его стоимость превышает 19 миллиардов тенге, а процесс дошёл уже до стадии конкурса. Предусматривается строительство всей ледовой инфраструктуры с последующей передачей её в доверительное управление на пять лет. Строительство планируется начать уже в будущем году, оно рассчитано на два года.

Как мы помним, одно из направлений – территориальное развитие. Здесь управление координирует работу в рамках проекта «Ауыл – ел бесiгi», и тут, как известно, большое поле деятельности. Ведь по этой программе в районах не первый год идёт модернизация сельской инфраструктуры. Вот и в нынешнем году в планах обновление 15 сёл с общей численностью населения 21 тысяча человек. В этих сёлах реализуется нынче 56 проектов, а их общая стоимость – 9 миллиардов тенге. До конца довели пока 12 проектов, ещё 15 – на стадии завершения и вступят в строй не сегодня завтра. Остальные проекты считаются на стадии реализации, они завершатся до конца года, в этом никаких сомнений нет, так как, по имеющейся информации, всё здесь идёт по плану, согласно утверждённым графикам работ.

Управлением координируется работа и по старому проекту «С дипломом – в село!», он создан и существует для приглашения и закрепления на селе молодых специалистов, окончивших специальные учебные заведения. По этой программе предусматриваются меры государственной поддержки специалистов для села. В этом году запланировано дать молодым специалистам, желающим приехать в село, 167 бюджетных кредитов на приобретение жилья. Сумма предусмотрена немалая – 1,4 миллиарда тенге в общей сложности. Кроме того, в планах выдача бюджетных подъёмных пособий на 175 миллионов тенге. Максимальная сумма бюджетного кредита, если жильё приобретается в районном центре, – две с половиной тысячи МРП, то есть в этом случае молодой специалист может купить на кредитные средства жильё стоимостью

9 миллионов 900 тысяч тенге. Если это не райцентр, а село поменьше, то и сумма бюджетного кредита скромнее – две тысячи МРП, то есть 7 миллионов 800 тысяч тенге.

Пособие же оплачивается из расчёта 100 МРП на человека, это примерно 393 тысячи тенге. За семь месяцев выдано 53 кредита и 258 подъёмных пособий.

Владимир ГЕГЕР.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.