• Вс. Ноя 24th, 2024

Обработка: стратегия и реалии

Янв 4, 2024

Сегодня Павлодарская область по объёму промышленности занимает четвёртое место в республике. И широко известно, что продукция павлодарских промышленных предприятий экспортируется в 40 стран мира. А в перспективе, до 2026 года, в нашей области намерены открыть ещё как минимум 14 крупных проектов именно в обрабатывающем секторе. Павлодарская область вообще-то входит в топ-3 в стране по производству товаров обрабатывающей промышленности, имея перечень в 22 товара. Сюда входит производство станков для обработки металлов, автокранов, бесшовных стальных труб для нефте- и газопроводов, алюминия и многое другое.

Движение вверх

В официальных источниках Павлодарская область характеризуется прогрессивной и диверсифицированной структурой экономики, вдобавок наш промышленный регион имеет прочную ресурсную базу. В общереспубликанском территориальном разделении область не зря занимает одно из ведущих мест. И хотя итоги прошлого года ещё не подведены, со всей определённостью можно сказать, что у нас сосредоточено 60 процентов добываемого угля, 44,3 процента вырабатываемой электроэнергии, 76,1 процента ферросплавов, 41,7 бензина и всё республиканское производство глинозёма и алюминия высокой чистоты.

В прошлом году говорилось, что доля Павлодарской области в формировании валового внутреннего продукта страны доходит до 3,8 процента. Ну да, нефть и газ у нас ещё не добывают, хотя кто знает, как будет в будущем… По этой же самой причине, вероятно, в структуре промышленности Казахстана в 2023 году наша доля была 6,7 процента, это если оценивать в тенге, а не в тоннах, литрах и киловаттах. А это увеличение на один процент по сравнению с 2022 годом и четвёртое место в стране.

Говорят, что этот процент связан с увеличением производства продукции машиностроения, горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, производства, передачи и распределения электроэнергии. Индекс промышленного производства обрабатывающей промышленности в первом полугодии прошлого года был немного меньше показателя годичной давности, но это снижение в пределах арифметической погрешности. А вот то, чего никак не отнять: самая большая доля в структуре промышленного сектора нашего региона приходится именно на обрабатывающий сектор – 61,2 процента. При этом учтём ещё одно: в секторе обрабатывающей промышленности Павлодарской области действуют 1052 предприятия, правда, в том числе 1008 малых, 25 средних и только 19 крупных. В целях развития приграничного сотрудничества с соседними областями Российской Федерации определили потенциал промышленной кооперации исходя из потребностей рынка обоих государств и с учётом транспортной логистики. Наибольшие перспективы в таких отраслях, как машиностроение, металлургия и химическая промышленность. Так, наиболее возможный экспорт в Новосибирскую область – плоский прокат из железа или нелегированной стали; плиты, листы, плёнки фольги и полосы или ленты пористые из полиуретанов. А ещё мешки и упаковочные пакеты из полиэтилена или полипропилена. Перспективы омского направления: производство подшипников с цилиндрическими роликами и бутанов сжиженных; Алтайский край интересуют тележки, ходовые балансирные тележки, оси и ж/д колёса.

Местные специалисты считают, что ниши для обрабатывающей промышленности региона нужно искать в производстве смол ионообменных; амино-альдегидных и феноло-альдегидных смол; полиуретанов; клея и прочих адгезивов; частей и принадлежностей для станков по обработке металла, камня и дерева. Есть перспективы для валов трансмиссионных, станков металлопрокатных и валков для них; частей и принадлежностей моторных транспортных средств; стекла, многослойных изолирующих изделий из стекла; стекловолокна; изделий из черных металлов; пружин, рессор и листов из чёрных металлов. Можем предложить радиаторы отопления, железнодорожные вагоны, грузовые несамоходные прицепы и полуприцепы. Кстати, этот перечень товаров определён с помощью индексов продуктовой сложности экспортируемых товаров Павлодарской области и выявленного сравнительного преимущества. Так что есть у нас перспективы, согласитесь.

Концептуальный подход

А что же в целом по стране? Как выглядит обрабатывающая промышленность? Здесь, на мой взгляд, особенно в последние годы, заметен довольно расчётливый, я бы сказал, взвешенный подход. У нас даже есть Концепция развития обрабатывающей промышленности Республики Казахстан на 2023-2029 годы. Она утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан и учитывает новые меры, предложенные Главой государства. Концепция отражает подходы и механизмы промышленно-инновационного развития обрабатывающей промышленности и при этом сохраняет последовательность проводимой политики экспортоориентированной индустриализации.

А если говорить о новых подходах, то сегодня сделан акцент на эффективные предприятия обрабатывающей промышленности, работающие на технологическую модернизацию и цифровизацию производства и, конечно, ориентированные на мировой рынок. А мы знаем, что сейчас создание отечественной добавленной стоимости стало одним из наиболее важных факторов развития экспортного потенциала и внутреннего рынка.

Главное, концепция ориентирована на достижение конкретных результатов, ищет долгосрочные цели, стоящие перед Казахстаном. Концепцией предусмотрены новые инструменты стимулирования совершенствования с учётом эффективных мер государственного стимулирования. Суть нового подхода заключается в том, что учитывается готовность бизнеса к производству конкурентоспособных товаров на мировой арене. А это означает, что помимо анализа финансовой устойчивости, технического оснащения, реализуемых бизнес-процессов, стратегии, возможностей и фактических результатов компании буду проходить через фильтр возможного получения мер государственного стимулирования промышленности. Делается это через перечень приоритетных товаров, утверждаемый Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. Кстати, в этом перечне 3808 товаров, из них 1361 относится к верхнему переделу, 2447 – к среднему. Внедрена ответственность получателя стимулирования за некачественное или несвоевременное исполнение обязательств. Встречные обязательства помогут избегать недобросовестного использования государственных средств, увеличить эффективность государственного стимулирования и последующего мониторинга.

Бизнес определяет тактику

Продолжая разговор о новых подходах, отметим, что бизнес может рассчитывать на меры государственного стимулирования в рамках двухстороннего соглашения о повышении конкурентоспособности между уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности субъектом промышленно-инновационной деятельности. Есть соответствующий регламент, утверждённый Правительством. В соответствии с ним определяется приоритетный сектор обрабатывающей промышленности и принимается решение о проведении отбора кандидатов. Кстати, в соглашении могут участвовать субъекты как малого, так и среднего бизнеса. Через регулируемые закупки прорабатываются меры, направленные на развитие как минимум 99 новых высокотехнологичных производств, предусматривается привлечение сюда инвестиций и новых технологий. Одним из направлений остаётся привлечение прямых иностранных инвестиций через создание контрактных или совместных производств, локализации, релокации предприятий.

Зоны развития

Пока в нашей области только решаются задачи создания индустриальных зон, в стране этот процесс идёт активно. Об этом, кстати, было сказано в Послании Главы государства народу Казахстана. Они касаются выработки механизмов обеспечения сырьём предприятий обрабатывающей промышленности, есть уже и правила обеспечения отечественным сырьём таких предприятий. Они предусматривают конкурентное ценообразование сырья внутри страны посредством заключения соглашения между производителем сырья и переработчиком. Сегодня реализуются 25 соглашений с крупными поставщиками по обеспечению первичным алюминием и медным сырьём 106 переработчиков (по алюминию – 7, по меди – 18). Это позволило в прошлом году предприятиям увеличить переработку алюминия на 38 процентов и меди на 49 процентов. К примеру, в 2022 году внутренняя переработка алюминия достигла 41,5 тысячи тонн, в 2023 году этот показатель подрос, и скоро мы узнаем, насколько именно. Потребители меди в прошлом году заявили необходимость получения ими 11,5 тысячи тонн меди для переработки, это почти вдвое больше, чем годом ранее.

А индустриальные зоны тоже считаются одним из инструментов привлечения инвестиций и развития бизнеса. С 2010 по 2023 год участниками ИЗ привлечено инвестиций на 699,6 миллиарда тенге. За это время индустриальными зонами произведено продукции на 1778,1 миллиарда тенге. На предприятиях, осуществляющих деятельность на территории ИЗ, создано более 10 тысяч рабочих мест. С момента создания ИЗ экспортировано продукции на 163,2 миллиарда тенге. Налоговые отчисления достигли 109,7 миллиарда, то есть их эффективность очевидна. На один бюджетный тенге здесь привлечено 8,8 тенге инвестиций в обрабатывающую промышленность. При этом в Казахстане на территориях ИЗ действуют 193 проекта.

Собратья по СЭЗ

В последние два года по поручению Президента страны была проведена большая работа по перезагрузке деятельности СЭЗ. Во-первых, усовершенствовали законодательство в отношении СЭЗ. Основной новеллой стало принятие комбинированного режима, предусматривающего размещение на СЭЗ проектов обрабатывающей промышленности, не подпадающих под приоритеты СЭЗ. Такие субъекты смогут воспользоваться построенной инфраструктурой, однако не будут применять налоговые и таможенные льготы.

Второе важное нововведение – предоставление досрочного права выкупа земельного участка СЭЗ участниками, добросовестно выполнившими инвестиционные обязательства. Это право позволит применять собственный земельный участок в качестве финансового обеспечения для последующего расширения и модернизации производства. В целях повышения эффективности функционирования СЭЗ проводится работа по внедрению дифференцированного подхода предоставления налоговых льгот для участников СЭЗ. Ведь прежние условия получения налоговых льгот оказались не столь привлекательны с точки зрения стимулирования бизнеса, когда речь шла о модернизации или расширении производства и пополнении бюджетных средств. Теперь предусматривается градация сроков действия налоговых льгот (7, 15 и 25 лет) в зависимости от размера вкладываемых инвестиций.

Важный вопрос – наличие подведённой инженерно-коммуникационной инфраструктуры на любой промышленной площадке. Вот почему понадобилось ещё раз оценить потребность в объектах инфраструктуры СЭЗ и сформировать соответствующую проектно-сметную документацию, а ещё – упростить процедуру вхождения потенциальных участников в СЭЗ. При этом одним из главных барьеров развития СЭЗ остаётся перечень приоритетных видов деятельности, который не позволяет многим инвесторам зайти на СЭЗ.

В настоящее время в Казахстане созданы и действуют 14 специальных экономических зон (СЭЗ) в 12 регионах страны. По данным национального института развития в области промышленности, средний республиканский показатель завершенности строительства СЭЗ – 70 процентов. При этом завершённость строительства инфраструктуры находится на разных стадиях, и Павлодарская СЭЗ здесь пока на первых ролях. А в целом, несмотря на положительную динамику развития обрабатывающей промышленности, в ней сохраняются негативные процессы, и это сдерживает переход экономики Казахстана к устойчивому развитию. По результатам проведенной оценки индустриального развития выявлены основные проблемы, такие как обеспеченность промышленно-инновационной инфраструктурой отечественных предприятий, финансовая поддержка промышленно-инновационных проектов и закредитованность предприятий, нехватка квалифицированных кадров и специалистов рабочих специальностей, высокая степень изношенности основных средств. Надо полагать, над этим и пойдёт дальнейшая работа.

Владимир ГЕГЕР.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.