«Я не буду платить налог с этих 300 тенге!» – в категоричной форме заявил мне водитель «Яндекс-такси», отказавшись принимать оплату с помощью кaspi-перевода. Что можно сделать в таких случаях клиенту или покупателю, у которого, к примеру, не оказалось с собой наличности?
У любого добропорядочного налогоплательщика, у которого бухгалтерия ежемесячно высчитывает приличную сумму налогов, подобная формулировка вызывает, если не раздражение, то… Хотя нет, именно раздражение: чем этот таксист отличается от простого заводчанина, учителя, врача, стабильно отчисляющего часть своей зарплаты в государственную казну?
Финансовые эксперты и работники Комитета госдоходов на местах в подобных случаях в унисон рекомендуют оставлять жалобы на предпринимателей, если они отказываются принимать безналичные платежи.
Официально эта рекомендация выглядит так: «О фактах отказа приема безналичных платежей необходимо сообщать, обращаясь в органы государственных доходов (вы можете подать обращение с обязательным приложением подтверждающих документов посредством e-Otinish либо непосредственно в бесплатном приложении WiponCashback)».
Сразу возникает вопрос, что включают в себя подтверждающие документы, особенно если речь идет, как в моем случае, о такси? Какие там вообще могут быть подтверждающие документы?
– Никаких, – соглашается руководитель управления разъяснительной работы департамента госдоходов по Павлодарской области Галина Бирюкова. – Если оплату посредством онлайн-платежей не хочет принимать таксист, вы же не будете останавливать машину и искать на дороге понятых, чтобы засвидетельствовать факт нарушения. В этом случае при обращении в налоговый орган достаточно предъявить скрин с приложения о самом факте вызова такси и написать заявление о требовании таксиста оплачивать проезд только наличкой. Дальше с этой жалобой уже будем разбираться мы.
А вот если исключительно наличку и никак иначе у вас требуют в магазинчике у дома, здесь линия поведения покупателя, желающего привлечь нарушающего закон продавца к ответственности, выглядит несколько иначе.
– В любой торговой точке, где у вас не принимают безналичные платежи, вы снимаете факт нарушения налогового законодательства на видеокамеру своего телефона и делаете фото вывески магазина. Даже если продавец или владелец магазина будет запрещать вести видеосъемку. Еще раз подчеркиваю – речь идет о нарушении налогового законодательства, и запрещать фиксировать его – это тоже нарушение! Для продавца уже двойное, – разъясняет павлодарский налоговый эксперт.
Любопытно, что несмотря на вал жалоб в социальных сетях по поводу требования оплачивать товары и услуги только наличкой, в местном департаменте госдоходов нет ни одного соответствующего заявления, которое налоговики могли бы отработать хотя бы в качестве показательного примера (чтобы другие любители теневого оборота мотали на ус). Что это: незнание или лень? Кстати, в моем случае, каюсь, я на тот момент еще не знала, как можно подтвердить факт спора с упертым таксистом, не желающим «оплачивать налог с этих 300 тенге».
На незнание населения в подавляющей своей массе грешит и Галина Бирюкова.
– Многие до сих пор даже не знают, что мораторий на проверки бизнеса закончился. Нужно разъяснять людям их права! – резюмирует моя собеседница.
Но, на мой взгляд, разъяснять нужно не только покупателям их права, но и противоположной стороне – их обязанности. Со всеми вытекающими последствиями. И дело даже не в одномоментном штрафе, который им может «прилететь» и при повторном нарушении обязательно «прилетит» за отказ принятия платежей с использованием платежных карточек. А это, на минуточку, более 147 тысяч тенге! Само мировоззрение предпринимателей, считающих, что, перейдя на наличный расчет, они смогут скрыть свои доходы, – в корне неправильно! И это результат очень низкой финансовой грамотности населения.
– Многим кажется, что, расплачиваясь наличными, они тем самым останутся незамеченными для налоговой, – предостерегает казахстанских предпринимателей от ошибок известный эксперт по налогам Дмитрий Казанцев. – И при этом вообще никто не думает о камеральном контроле, который проверяет все наши расходы. Наличка может сделать из предпринимателя «невидимку» для налоговиков. Но лишь на какое-то непродолжительное время. До тех пор, пока предприниматель не начнет ее тратить. На отпуск, приобретение каких-то товаров, покупку квартиры… Все эти действия обязательно оставляют за собой след в виде ИИН или других данных.
Есть и еще один важный нюанс: скрывая доходы с помощью налички сейчас, в будущем, причем недалеком, предприниматель оказывает себе медвежью услугу.
– Сейчас ставки налогов для предпринимателей составляют 1, 3 и 4 процента. Когда камеральный контроль выявит недобросовестного предпринимателя (обратите внимание, я не говорю «если», я говорю «когда»), то ему придется оплачивать налоги как физическому лицу. А это уже 10 процентов! – предупреждает Дмитрий Казанцев.
Но проблема в том, что мало кто об этом знает. И, наверное, это в какой-то мере недоработка налоговиков. Ведь если говорить начистоту, то казахстанцы в большинстве своем до сих пор не понимают сути всеобщего декларирования, новый этап которого начался в этом году. Потому что в противном случае никому из владельцев или продавцов магазинчиков и в голову бы не пришло уведомлять покупателей с помощью от руки написанной таблички: «Каспий жоқ!» Но это тема для отдельного разговора…
Ирина ВОЛКОВА.
Фото esquire.kz.