Комплексный план развития (КПР) Экибастуза на 2021-2025 годы, утверждённый постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 ноября 2021 года за №819, изначально был прорывным революционным документом, с момента реализации которого для Экибастузского региона должен был стартовать новый этап преобразований.
История начиналась за несколько лет до этого, когда Герой Социалистического Труда – знаменитый экибастузец Станислав Павлович Куржей буквально атаковал Главу государства и Акорду требованиями «придать Экибастузу особый статус». Озвучил он эту просьбу и в один из визитов Нурсултана Назарбаева в Экибастуз. Экс-президент тогда спросил, улыбаясь: «Зачем особый статус, Станислав Павлович?» – «Заслужили», – отрезал Куржей. Опытный производственник, один из плеяды «красных директоров», он чётко понимал: будут план преобразований и статус, поддержанные первым лицом страны, будет и второе дыхание региона. Не секрет, что Экибастуз в структуре экономики страны всегда являлся донором в силу большого промышленного потенциала.
Возможно, тогда и началась подготовка самого КПР и постановления Кабинета министров. В 2020 году Экибастуз посетила рабочая группа Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан (КИСИ), главного государственного прогнозно-аналитического учреждения страны. Специалисты института на месте встретились с фокус-группами, в которые входили работники промпредприятий, бизнесмены, депутаты, ветераны, журналисты. Вопросы на этих встречах обсуждались самые конкретные, вносились предложения, которые впоследствии были заложены в основу КПР Экибастуза.
Изначально комплексный план предусматривал сбалансированное развитие региона и состоял из 114 «организационных и реализационных мероприятий», которые предполагалось финансировать в рамках республиканского, местных бюджетов и за счёт привлечения других источников (существующая редакция). Справедливости ради необходимо упомянуть, что отдельные пункты КПР были реализованы. Например, в городе открыли автоЦОН, что существенно упростило процедуру получения водительских прав.
Новая редакция комплексного плана от Кабмина, предложенная буквально на днях, определяет 69 мероприятий, финансировать которые предполагается по старой схеме: из республиканского и местных бюджетов, а также за счёт привлечения других источников.
Из общего числа мероприятий реализация 16 пунктов планируется за счёт частных инвестиций (428828,5 миллиона тенге, или 89,4% от общей суммы финансирования), 53 мероприятия – за счёт республиканского и местного бюджетов (РБ – 28362,5 миллиона тенге, или 5,9%, МБ – 22750,2 миллиона тенге, или 4,7% от общей суммы финансирования).
Что предлагается исключить из КПР?
1. Создание научно-исследовательского центра углехимии и угольной промышленности в городе Экибастузе. Причина: «Выделение средств из бюджета для частного института не представляется возможным». В случае обеспечения деятельности за счёт средств недропользователей на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы «требуется внесение изменений и дополнений в ряд НПА, которые имеют достаточно долгосрочный период до момента утверждения».
2. Формирование и утверждение портфеля инвестиционных проектов для реализации на территории индустриальной зоны. Объяснение: «Утратило актуальность, так как индустриальная зона не создана».
3. Исключён пункт об увеличении площади малой индустриальной зоны для представителей МСБ «в связи с наличием свободных площадей в действующей малой индустриальной зоне и, соответственно, отсутствием необходимости в расширении её территории».
4. Строительство новой ПС 500/220/10 кВ с присоединением к ПС 1150 «Экибастузская». При определении срока реализации проекта не были учтены работы по разработке ТЭО и ПСД. В этом году только начата разработка ТЭО, ПСД планируют на 2024 год. Имеются риски незавершения проекта до реализации КПР.
5. Строительство завода по производству металлургических угольных электродов и завода по производству полукокса, электромеханического завода. Проекты приостановлены по инициативе заявителя.
6. Строительство энергоблока №3 АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2». В связи с разработкой новой ПСД строительство планируется на 2024-2026 годы. Имеются риски незавершения до реализации КПР.
7. В связи «с дублированием с Программой развития области на 2021-2025 годы» из КПР исключены следующие пункты. Восстановление энергоблока №1 ТОО «Экибастузская ГРЭС-1 им. Б. Нуржанова». Подведение недостающей инженерной инфраструктуры для субъектов малого и среднего бизнеса, субсидирование ставки вознаграждения и гарантирование по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025». Оказание мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках государственной программы продуктивной занятости и массового предпринимательства. Расширение посевных площадей ежегодно не менее 200 га. Увеличение валового сбора и урожайности зерновых культур на 200 тонн. Проведение профессиональной переподготовки, повышения квалификации безработных, отдельных категорий занятых лиц (ежегодно 45 человек). Организация молодежной практики (ежегодно не менее 100 человек). Обучение основам предпринимательства по проекту «Бастау-Бизнес» (ежегодно не менее 130 человек). Привлечение специалистов в рамках проекта «С дипломом – в село!». Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения.
8. Строительство двух откормочных площадок на 5,3 тысячи голов, модернизация мясоперерабатывающего комбината производственной мощностью до 2000 тонн продукции в сутки, создание фермерских хозяйств по разведению КРС (ежегодно не менее 10 объектов) и МРС (ежегодно не менее 5 объектов). Проекты приостановлены по инициативе инвестора.
9. Создание сети фермерских хозяйств «под ключ» по 100 голов КРС маточного поголовья каждое. Этот проект не реализуется «ввиду отсутствия оператора и действующего механизма реализации». Реализация проекта «Семейная ферма под ключ» с участием СПК Павлодарской области предусматривает финансирование заёмщика на возмещение ранее понесённых затрат по проекту, т.е. погашение кредиторской задолженности перед СПК, что не предусмотрено внутренними документами АО «Аграрная кредитная корпорация». Финансирование проекта также повышает кредитные риски АО «АКК» в части полноты анализа потенциального заёмщика (финансовая устойчивость, кредитная история, технологическая и техническая экспертизы проекта, окупаемости проекта и т.д.). Цитата из сопровождающей новую редакцию КПР таблицы: «Более того, отсутствие доли софинансирования со стороны заёмщика увеличит долговую нагрузку по проекту, отрицательно скажется на рентабельности проекта и снизит мотивацию заёмщика в эффективной реализации проекта».
10. Из КПР исключена паспортизация водохранилищ-охладителей ГРЭС-1 и ГРЭС-2 и включение их в перечень рыбохозяйственных водоёмов местного значения. Мотивация: «Паспортизация водохранилищ и включение их в перечень рыбохозяйственных объектов означает существенное изменение статуса озёр (переход в другую подгруппу с присвоением им статуса промыслового озера), что изменит стоимость тарифа за 1 кубометр воды для подпитки, необходимость которой не отпадёт, а, наоборот, увеличится в случае активной непроизводственной деятельности».
11. Создание садкового рыбоводного хозяйства на водохранилищах-охладителях ГРЭС-1 и ГРЭС-2. Объяснение: «Необходимо перенести срок в связи с поздним розыгрышем конкурса по закреплению водоёмов». В настоящее время ведётся работа по принятию постановления закрепления водоёмов за природопользователями.
12. Отменена разработка технико-экономического обоснования на создание альтернативной системы теплоснабжения города «в связи с отсутствием потребности согласно генеральному плану города». Эта тема активно обсуждается горожанами на протяжении многих лет. В качестве альтернативы не раз предлагалось запитать город от ЭГРЭС-1.
13. Из плана предлагается исключить строительство отдельных объектов городской инфраструктуры, культуры, ремонта в связи с изменением сроков, источников средств, включением в областную программу.
14. Что касается реконструкции сетей тепло- и водоснабжения города, эти мероприятия предполагается реализовывать в рамках областных программ.
15. Мероприятия по формированию «зелёного пояса» города предлагается перенести на 2024-2025 годы.
– Комплексный план развития Экибастуза – проект в первую очередь экономический, – прокомментировал ситуацию депутат Мажилиса Парламента РК от НДПП «Ауыл» Николай Арсютин. – Но нельзя забывать и об эмоциональной составляющей. Принятия и реализации КПР экибастузцы ждали долго и восприняли эту новость с воодушевлением. Сейчас получается, что одной рукой даём – другой отбираем. Да и, как следует из плана Правительства, основные мероприятия по реализации КПР должны финансироваться из частного капитала. Пока это проект. Он находится на рассмотрении. Необходимо тщательно всё изучить и деликатно подойти к новой редакции КПР. Мы, депутаты Парламента, отнесёмся к этому максимально внимательно.
Игорь ТИМОШЕНКО.
Фото из архива Валерия БУГАЕВА.