Нынешний полеводческий сезон ещё раз со всей очевидностью подтвердил, насколько рискованно вести в нашей области богарное земледелие, – засухи у нас случаются периодически. Более или менее влажный год становится скорее исключением из правил, нежели закономерностью. А вот орошаемые массивы, даже в условиях острой засухи, выглядят хорошо. Это лишний аргумент в пользу дальнейшего развития орошаемого земледелия в нашей области. Тем более соответствующие программы для этого уже в работе, и не первый год.
Действуем по плану
Вот, например, во время недавнего брифинга в региональной службе коммуникаций руководитель областного управления земельных отношений Мурат Хамитов как раз говорил об использовании в нашем регионе орошаемых земель. И тут надо учесть – вся работа идёт в соответствии с имеющейся «Дорожной картой по исполнению пункта 41 Общенационального плана мероприятий касательно разработки предложения по поэтапному увеличению количества орошаемых земель» в Павлодарской области. Задачи ставятся амбициозные: у нас планируется довести площадь орошения до 300 тысяч гектаров к 2030 году. А это значит, в ближайшие семь лет надо ожидать заметных подвижек в расширении орошаемого клина области.
Кстати, пару месяцев назад мы на своей странице немного прошлись по теме развития орошаемого земледелия в Павлодарской области. И ещё тогда отмечали: у нас действует специальная долговременная программа, вкраплённая в общереспубликанский план перспективного развития поливного земледелия. Этот сезон, судя по всему, тоже не пройдёт зря. В конце концов, надо же выполнять задачи, поставленные Главой государства по поэтапному увеличению количества орошаемых земель. И сегодня земельщики отмечают: к началу сентября площадь орошаемых земель в Павлодарском Прииртышье достигла 161 тысячи гектаров, закреплено за хозяйствами разных форм 139 тысяч га. Только, ради бога, не подумайте, будто эти земли уже поливаются, эти земли фигурируют в отчётах как потенциально предназначенные для развития здесь реального поливного земледелия.
Но даже потенциально площадь орошаемых земель в прошлом году увеличилась на 13,1 тысячи гектаров за счёт переводов из одной категории в другую. Кроме того, в прошлом году на средства сельхозтоваропроизводителей введено в эксплуатацию три оросительных проекта общей площадью 2,4 тысячи гектаров. Свои искусственные дожди теперь имеют КХ «КАБ» – 480 гектаров, ФХ «Молочное село» – 260 гектаров и ТОО «Agro-Trade PV» – 1634,6 гектара.
С учётом нынешнего года площадь орошения увеличилась ещё на 10,6 тысячи гектаров при плане девять тысяч га. Произошло это за счёт перевода в орошаемую пашню в Экибастузской сельской зоне 1,6 тысячи га, в Аксуской зоне – 1,9 тысячи, в Павлодарском районе 0,6 тысячи, в Актогайском районе – 600 гектаров. То же самое в районе Теренколь – 1,8 тысячи гектаров, в районе Аккулы – 0,9 тысячи, в Иртышском районе – полторы тысячи гектаров, в Железинском районе – 500 гектаров и в Успенском – 400 гектаров. Столь подробно привожу такие цифры, потому что именно эти земли – адреса строительства новых проектов орошения.
Дела нынешние
В этом году в области реализуется девять проектов по подведению инженерно-коммуникационной инфраструктуры к орошаемым участкам. Всё это на 17 с половиной тысяч гектаров (4 проекта реализует РГП «Казводхоз», столько же – по программе ДКБ, один проект движется за счёт собственных средств сельхозтоваропроизводителя). Из них введутся уже в этом году восемь проектов, один из них – проект РГП «Казводхоз», это канал «Иртыш – Успенка», способный оросить 10 тысяч гектаров. Нынче здесь завершат строительно-монтажные работы, а в будущем году планируется проведение пусконаладочных работ, и объект вступит в строй действующих.
Кстати, из планируемых к вводу проектов орошения называют проект ТОО «Агрофирма «Ақжар Өндіріс», он сдан в эксплуатацию по акту приёмки от 30 июня нынешнего года. А проект ТОО «Май Агро-М» начал работу в тестовом режиме. На остальных объектах пока ведутся строительно-монтажные работы.
Для развития орошаемого земледелия в Павлодарской области на сегодняшний день, по данным УПИИР, имеется 23 проекта с разработанной сельхозпроизводителями на собственные средства проектно-сметной документацией по подведению инженерно-коммуникационной инфраструктуры к орошаемым участкам общей площадью 21,6 тыс. га и на сумму 22,4 миллиарда тенге.
Что в перспективе?
Судя по всему, неплохо просматриваются и дальнейшие перспективы, во всяком случае, не менее 23 проектов уже предложены. И рассмотрено на РКС в рамках программы «Дорожная карта бизнеса» 18 проектов, при этом по шести из них, на площади шесть с половиной тысяч гектаров, в случае положительного отраслевого заключения Минсельхоза будет рассмотрена их дальнейшая судьба на госкомиссии по вопросам модернизации экономики РК.
Ещё по четырём проектам
бюджетная заявка в МНЭ РК лежит на рассмотрении финансирования в предстоящий период. По двум проектам МНЭ РК бюджетные заявки отклонены из-за того, что не обеспечена пока тридцатипроцентная готовность этих строек. А по пяти проектам управлением строительства формируется бюджетная заявка. Можно добавить, что ещё два проекта сейчас в работе УПИИР – материалы выносятся на ближайшее заседание РКС, плюс три проекта находятся на доработке у землепользователей.
Как видим, ежегодно в области добавляются новые орошаемые участки, и то, что они плюсуются к общему орошаемого клину – это уже закономерность. Хотя нелегко искать состоятельных инвесторов, способных осилить и финансово, и технически большие орошаемые массивы. Это дорогая и трудоёмкая работа. Ведь требуется привести в порядок выделенные земли, создать необходимую инфраструктуру – проложить водоводы, иногда отрыть и обустроить специальные резервуары, построить свои насосные станции или подключиться, если позволят, к действующим. Большие средства идут на приобретение дорогостоящей зарубежной поливальной техники – будь то дождевальные машины или набор механизмов для капельного орошения.
Новые проекты рождаются не просто так, на них для начала нужно разработать соответствующую проектно-сметную документацию, за которую каждый инициатор проекта – ТОО или крестьянское хозяйство – выкладывает немалые средства, прежде всего из своего кармана. А потом уже подходит очередь подведения инженерной инфраструктуры. Но мы видим, что в желающих открывать новые орошаемые участки пока недостатка нет, хотя дело и хлопотное, и дорогое.
Можно регулировать
В этом году общая посевная площадь сельхозкультур на орошаемых землях достигла 77,4 тысячи гектаров, на поливе было 64,8 тысячи гектаров, на богаре – 12,6 тысячи га. 35 процентов полива – это кормовые культуры, 28 процентов орошаемого клина отдано под картофель, пять процентов – под масличные культуры, почти четверть поливных земель занимают зерновые и зернобобовые культуры и только восемь процентов – овощные грядки. А остальные, числящиеся в ранге орошаемых земель, – это ресурс, который ещё предстоит освоить. Постепенно, конечно, потому что строительство новых орошаемых участков, как видим, идёт не очень быстро – такова сама специфика их обустройства. Но зато дело быстро окупаемое. Тем более что крестьяне могут рассчитывать на субсидирование, например, на приобретение новой техники, однако всё равно затраты остаются большими. И тут уж никуда не деться, в орошении так: надо очень хорошо вложиться, прежде чем получить отдачу. Зато когда дело пойдёт на лад, «дождевой» бизнес становится прибыльным гарантированно.
Ещё шесть-семь лет назад в области специалисты часто говорили о перекосах в структуре орошаемого земледелия области – в сторону картофеля. И сегодня его растим много, 24,7 тысячи гектаров в этом сезоне, из них на поливе 21 с половиной тысяча га. Но зато и получить его собираемся больше 700 тысяч тонн, каждый год новые рекорды урожая устанавливаем. Уже шесть лет назад специалисты областного управления сельского хозяйства настаивали на диверсификации орошаемого клина области. Это сделать во многом удалось: сегодня орошаемые массивы региона смотрятся уже более разнообразно по культурам. Хотя остаётся мнение: надо настойчивее заниматься выращиванием кормовых культур на поливе. Например, снимать по три урожая люцерны.
Структура и рынок
На мой взгляд, диверсификация у нас всё-таки происходила несколько конъюнктурно, а не ради следования научным севооборотам, хотя неплохо бы было их соблюдать. Ведь орошение – далеко не безопасный для состояния земель способ хозяйствования, и тут надо строго придерживаться научной технологии. А значит, обязательно иметь севообороты. При этом через диверсификацию мы иногда пытаемся снять напряжение на рынке того или иного продукта. Это стало случаться с завидным постоянством – то лук подорожал, то капуста с прилавков пропала, то картошки летом не хватило. И получается, что диверсификации требует как рынок, так и сами хозяйства, занимающиеся поливом. В последние годы пытались увеличить возделывание репчатого лука и капусты. Как только дорожают эти продукты, традиционно поставляемые из южных областей, и кстати, в основном надёжно поставляемые, так начинается период пересмотра посевных площадей в угоду конъюнктуре рынка. Например, ещё в прошлом году велено было облсельхозуправлению рассчитать необходимое для потребностей области увеличение площади под капусту и лук до приемлемых величин, то есть для самообеспечения региона этими овощами. Тут, конечно, слишком хватили: зачем нам даже пытаться конкурировать с южанами там, где они нас, безусловно, оттеснят? Другое дело – иметь какой-то процент своих овощей. Их в регионе выращивают, но все равно мы впрямую, так уж сложилось, зависим от регулярных поставок капусты и лука с юга.
И самим тут перегибать ничего не стоит, ведь до сих пор помним: с капустой у нас ещё лет пять назад было настолько всё в порядке, что в один год фермеры не знали, куда девать её остатки ближе к весне. Та ситуация крестьян от капусты резко оттолкнула. Поэтому любое решение по диверсификации стоит не раз и не два продумать от начала до конца. Тем более агротехнологии – дело неспешное, по щелчку пальцев не осваиваются.
Техника и технологии
Орошение в последние годы у нас в целом настраивается на новые технологии, а они немыслимы без современной техники. И обновление специализированной под полив техники идёт далеко не первый год. Стоит увидеть с автотрассы на Теренколь дожди и радуги на зеленеющих полях, как ощущается мощь современных машин. То есть на полях павлодарских овощеводов работает сейчас в основном более или менее современная техника – числится 603 импортные дождевальные машины, при этом 528 – с дисперсной системой полива. Кто-то предпочитает фронтальные дождевальные установки, другие покупают машины кругового типа, третьи вообще решительно настроены заниматься только капельным орошением. За десять лет оно разрослось в области в десятки раз и выглядит крайне перспективно. И в этом году брали технику, завезли 52 новые машины, действительно современные – знаете ли вы, что на современном поливальном агрегате есть автоматические датчики хода и полива? А это так.
У нас сегодня в существенных объёмах выращивают на поливе картофель и овощи крестьяне сельской зоны Аксу, Актогайского и Павлодарского районов. Всё больше добавляют в районе Аккулы, теренкольцы тоже в этом смысле не хотят отставать. Но очень ярок пример Павлодарского района. У всех на слуху овощеводы Черноярки и Чернорецка, Маяка. А это всё угодья пригородного Павлодарского района, который в советское время считался главным огородом области. И было отчего: поливное земледелие здесь развивалось отменно, основывалось на научной основе, работали отличные специалисты-профессионалы. Сейчас постепенно былая слава не только возвращается, многие старые достижения можно уже и преумножать.
То есть в наши дни Павлодарский район остаётся картофельным и овощным, хотя пальму первенства у него всё время пытаются оспаривать аксуские и актогайские крестьяне, орошение прописывается и в дальних районах области, хотя там-то уж точно его надо делать кормовым. Из-за логистики.
Даже в степных Успенском и Щербактинском районах появились орошаемые земли, пока только в двух хозяйствах стали использовать глубинные воды для рукотворных дождей. Вот кому действительно нужна поддержка: согласитесь, доставать воду из глубинных скважин и просто брать её из Иртыша – это разные затраты, разный объём работ. Но на субсидировании это не сказывается. И это неправильно. Хорошо помню, как в советские годы любой уважающий себя колхоз или совхоз степной зоны имел своё орошение, артезианское. Стояли у сёл водоёмы, из которых шёл полив, в основном кукурузы на силос. Почему бы всё это не начать возрождать, и не только в «Галицком» и «Победе»? А то ведь свободной земли для орошения у нас предостаточно, но хватит ли воды? Иртыш тоже нельзя исчерпывать до донышка.
Владимир ГЕГЕР.
Фото Валерия БУГАЕВА.