• Пн. Май 20th, 2024

Защиту усилят

Июл 27, 2023

На какую помощь могут рассчитывать казахстанцы в вопросах защиты прав потребителей, какие изменения ожидаются в законодательстве и что даст введение института омбудсмена – об этом рассказал руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей по Павлодарской области Даулен Кабдушев.

Отметим, департамент был создан в конце января этого года. С начала года здесь рассмотрели 430 обращений жителей региона.

– По всем поступившим обращениям даны правовые консультации, там, где требовались проверочные мероприятия, были зарегистрированы внеплановые проверки, – говорит Даулен Кабдушев.

– По каким вопросам чаще всего обращаются жители региона?

– 285 из 430 обращений поступили по вопросам розничной торговли. Кому-то попался некачественный товар, кто-то отказывается делать возврат или обмен товара. При этом, по статистике, данный вопрос из года в год является основным. К примеру, в 2022 году, до слияния департаментов торговли и защиты прав потребителей, по этому направлению поступило 547 обращений.

– Вы говорили о проверочных мероприятиях, можете рассказать подробнее?

– С начала этого года зарегистрировано 37 проверок. При этом в компетенцию департамента входят вопросы анализа соблюдения требований Законов РК «О регулировании торговой деятельности» и «О защите прав потребителей». По линии защиты прав потребителей проведено 25 проверок, по результатам которых наложено 14 административных взысканий. Восемь проверок прекращены в связи с примирением сторон, в результате чего потребителям возвращено свыше 645 тысяч тенге. Ещё четыре проверки закрыты без нарушения. В целом мы видим положительную динамику. К примеру, в прошлом году специалисты департамента провели 19 проверок, за первое полугодие почти в два раза больше. Рост проверок в том числе обусловлен законодательными изменениями, в частности расширением компетенции департамента, а также возможностью в этом году регистрировать проверки на субъекты малого и микробизнеса по обращению граждан при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств.

– Вы упомянули про законодательные изменения. Ожидаются ли ещё какие-либо изменения в вопросах защиты прав потребителей в ближайшем будущем?

– Да, в настоящее время разработан проект закона «О защите прав потребителей». В июне этого года Правительство его одобрило и направило на рассмотрение в Мажилис. Проект закона ранее неоднократно обсуждался со всеми заинтересованными сторонами, и планируемые изменения можно условно разделить на несколько составляющих: 1) введение штрафа в пользу потребителей по решению суда; 2) введение института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей; 3) дебюрократизация четырехступенчатого алгоритма защиты прав потребителей; 4) усиление межотраслевой координации госорганов в сфере защиты прав потребителей;

5) устранение в законе правовых пробелов и норм, имеющих различное толкование, что влияет на правоприменительную практику и результативность правовой защиты потребителей.

– Можете подробнее рассказать о штрафах и дебюрократизации четырёхступенчатого алгоритма защиты прав потребителей?

– По поводу штрафа – планируется при удовлетворении судом требований потребителя взыскание судом с продавца либо изготовителя или исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штрафа в пользу потребителя, в процентном соотношении от удовлетворенной части иска имущественного характера. То есть штраф предусматривается, если тот же продавец изначально не исполнил законное требование потребителя, и тот, пройдя все этапы судебных тяжб, выиграл их.

Положительной стороной нововведения является мотивация предпринимателей добровольно устранять нарушения на досудебном этапе, то есть здесь и сейчас.

Касательно дебюрократизации, планируется переход с четырёхступенчатого на двухступенчатый алгоритм защиты прав потребителей. Ныне существующий механизм защиты потребителем своих прав состоит из следующих этапов: предприниматель, медиатор, госорган, и только после этих трёх ступеней потребитель обращается в суд. Законопроектом предлагается упростить процедуру. Потребитель обязан обратиться к предпринимателю, и если его требования игнорируются, он выбирает способ реализации своей защиты между медиатором, госорганом или судом.

– Какие изменения ожидаются с введением института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей?

– Институт омбудсмена уже стал неотъемлемой частью эффективного регулирования в различных сферах жизни общества. С его введением будет осуществлено институциональное усиление общественной защиты прав потребителей. Омбудсмен будет выявлять системные проблемы сферы и докладывать на высоком уровне о них и путях их разрешения, то есть будет глазами и голосом потребительского сообщества. В его функции будет также входить координация общественных институтов защиты прав потребителей, защита прав неопределённого круга потребителей, соблюдение баланса интересов сторон рынка и совместная партнерская работа с институтом бизнес-омбудсмена.

– Являются ли эти изменения окончательными?

– В настоящее время это проект законодательных изменений, соответственно, до момента его утверждения какие-то нормы могут изменяться, дополняться или же вовсе исключаться из документа. До момента утверждения и после принятия нового Закона «О защите прав потребителей» мы продолжим проводить разъяснительную работу среди всех заинтересованных сторон.

Алла СЕМИРЕНКО.

Фото Рexels.com.