29 новых маршрутных автобусов были презентованы на минувшей неделе на центральной площади Экибастуза. В мероприятии приняли участие аким Павлодарской области Асаин Байханов, аким Экибастуза Аян Бейсекин, руководитель предприятия-перевозчика Ризван Цинаев.
По информации пресс-службы акима Экибастуза, на сегодняшний день на 8 городских маршрутах ежедневно работают 33 автобуса, из них 20 были приобретены в 2023 году. Перевозками занимается автотранспортное предприятие ТОО «Жоламан-ЭК». Со стороны акимата перевозчику оказывалась поддержка в виде выплаты субсидий и компенсаций за льготный проезд отдельных категорий граждан.
Благодаря субсидиям обновился автопарк, что повлияло на улучшение качества обслуживания пассажиров.
Как уже упоминалось, приобретены 23 новых автобуса марки Golden Dragon, оснащенные новейшим оборудованием: системами климат-контроля, вентиляцией, противопожарной системой,
аудиосистемой, камерами кругового обзора, системами отслеживания пассажиропотока, устройствами для посадки и высадки пассажиров с ограниченными физическими возможностями и многим другим. И приятный бонус – 6 автобусов поменьше и подешевле, но вполне комфортабельных.
Пополнение автопарка позволит увеличить количество автобусов на маршрутах с 33 до 41 и добавить на действующие маршруты №№3, 33 4 автобуса (общее количество увеличится до 8 единиц), на маршруты №№2, 22 – 2 автобуса (теперь их будет шесть), на маршрут №7 – один автобус (общее количество 8), на маршрут №9 – один автобус (тоже 8).
Также будут охвачены 207-208 кварталы, где располагается сектор индивидуальной застройки. Раньше сюда городские автобусы не ходили.
Оставшиеся устаревшие автобусы на действующих маршрутах будут заменены на новые.
Таким образом, перевозчик к настоящему моменту обновил 100 процентов подвижного состава автопарка. Это позволит разгрузить маршруты и сократить интервал движения с 12-15 минут до 8-10 минут, на отдельных отрезках с 30 до 15-20 минут.
Принятые местными исполнительными органами совместно с перевозчиками меры по обновлению автобусного парка положительно скажутся на качестве и комфорте пассажирских перевозок горожан.
Новейшая история обновления парка городского пассажирского транспорта Экибастуза началась в 2021 году.
Июнь 2021 года. На маршруте №6 – новый автобус марки «IVECO» (Швеция). Пассажиры тогда с ходу смогли оценить преимущества буса с конвейера: «Сразу видно – новый. Прямо сияет. Большой накопитель для пассажиров с колясками. Два монитора для трансляции информации».
Июль 2021 года. В Экибастуз приходят белорусские автобусы производства филиала «АМАЗ» Минского автомобильного завода. Производство было организовано в июне 1992 года. Первая модель автобуса («МАЗ-101») была выпущена по лицензии немецкой фирмы Neoplan, однако в дальнейшем от сотрудничества с ней было решено отказаться, и все последующие модели автобусов разрабатывались собственным конструкторским бюро предприятия.
Вскоре на маршрут вышел и второй новый низкопольный пассажирский автобус с выдвижным пандусом. Пандус обеспечивает доступность для людей с ограниченными возможностями, передвигающихся на колясках, родителей с маленькими детьми.
– Это модель белорусского автобуса «МАЗ-206 085», – рассказывают менеджеры ТОО «Жоламан-ЭК». – Автобус комфортабельный, оснащённый всем необходимым. В салоне 27 посадочных мест. Работает на маршрутах №№3 и 33. Собственно, для них мы его и приобрели.
Первая партия автобусов производства Zhongtong для ТОО «Жоламан-ЭК» пришла в город в январе 2023 года. Автобусы оснащены GPS-навигацией, системой электронного билетирования. Каждый вмещает 104 пассажира. 22 места – сидячие. Масса автобуса 18000 кг, цвет апельсиновый. Эти автобусы также оснащены системами кондиционирования и вентиляции, наружными выдвижными пандусами для пассажиров-колясочников.
Февраль 2023 года. Состоялось долгожданное для Экибастуза событие – у ГДК «Өнер» прошла презентация очередной партии из десяти новых автобусов производства компании Zhongtong. Экибастузцы смогли по достоинству оценить приобретение перевозчика – ТОО «Жоламан-ЭК».
Новая партия пассажирских автобусов 10 июня, в канун Дня города, вышла на городские маршруты.
– Символично, что это событие совпало с Днём города, – сказал тогда аким Экибастуза Аян Бейсекин. – Мы с перевозчиками постараемся сделать маршруты комфортными для горожан.
В ходе презентации года нынешнего в интервью СМИ директор ТОО «Жоламан-ЭК» Ризван Цинаев рассказал, что из 29 единиц техники 23 крупных автобуса большой вместимостью, 6 поменьше. Последние предназначены для низкорентабельных маршрутов. Руководитель предприятия-переводчика посетовал: к сожалению, остаётся такое явление, как неоплата проезда недобросовестными пассажирами:
– Пик активности «зайцев» приходится на обеденное время. Контролёров не хватает, народу много, за всеми не уследишь. Мы со своей стороны при поддержке акимата города выполняем свои обещания. Парк обновлён полностью. Хотелось бы надеяться на понимание пассажиров. Ведь обслуживание и содержание городских автобусов требует серьёзных затрат. Давайте уважать права друг друга и серьёзнее относиться к своим обязательствам.
Главная задача государственной программы электронного билетирования – показать реальную доходность городского пассажирского транспорта в населённых пунктах страны, что в свою очередь позволит закупать новые автобусы, регулярно и вовремя обновлять парк, повысить уровень комфорта обслуживания пассажиров, улучшить условия и оплату труда работников автотранспортных предприятий.
В связи с тем, что пассажиры крайне неохотно переходили на новые условия системы оплаты и откровенно саботировали на первых порах новшество, был необходим своеобразный толчок, который выведет горожан из патриархальной спячки и сподвигнет к любому удобному, но безналичному варианту оплаты за проезд.
– Программа электронного билетирования условно была разделена на четыре этапа, – говорят руководители ТОО «Жоламан-ЭК». – От создания инфраструктуры (когда на рынок заходит оператор электронного билетирования, создаёт офисную и сервисную бригады, инфраструктуру, отрабатывает базу персональных данных пассажиров) до получения субсидий на приобретение транспорта и возможности брать автобусы в лизинг. Мы тогда подошли ко второму этапу, когда было остро необходимо ввести дифференцированный тариф.
Ввести раздельный тариф необходимо было заблаговременно. Например, в Семее разница между безналичным и наличным расчётом за проезд составляла на тот момент 60 тенге (80 и 140 тенге, соответственно). Это стало серьёзным стимулом для горожан оплачивать проезд по безналу. В Павлодаре и Экибастузе эта схема не действовала. То есть горожане оплачивали за проезд и наличными деньгами, и электронными вариантами 80 тенге (льготники, пенсионеры и школьники – в соответствии с привычным процентом). Для введения дифференцированного тарифа было необходимо, чтобы акимат города инициировал эту меру в городском маслихате, и депутаты решение одобрили.
И к такой дифференциации город в своё время пришёл. Электронное билетирование ко всему прочему позволило облегчить работу кондукторов и водителей. Согласитесь, есть разница: принять наличную оплату от девяти пассажиров из каждых десяти или от одного?
Теперь менеджеры автопредприятия говорят о необходимости реализации нового этапа: доведения инфраструктуры города, связанной с работой ГПТ, до уровня максимального комфорта. Всё должно работать на транспорт и интересы пассажира: подъездные площадки к автобусным павильонам, конечные разворотные площадки, соответствующие ГОСТам, туалеты и кафе на конечных остановках для удобства водителей. Это позволит как можно дольше поддерживать автобусы в эксплуатационном состоянии. Ну и о настроении пассажира нельзя забывать.
Прошедшая презентация 29 новеньких, как говорится, «в обёртке», автобусов привлекла горожан. Любопытной детворе и взрослым разрешили обследовать новые машины. Результатами экибастузцы остались довольны.
Игорь ТИМОШЕНКО.
Фото Валерия БУГАЕВА.