Повысить собираемость налогов, создать условия, при которых бизнесу будет невыгодно работать по серым схемам, сократить теневую экономику. Эти задачи ставятся при разработке нового Налогового кодекса, который планируется ввести в действие в 2025 году. В начале сентября Министерство национальной экономики РК опубликовало на портале открытые НПА консультативного документа регуляторной политики к проекту будущего Налогового кодекса. Его публичное обсуждение продолжается.
Чего же ждать от новой налоговой политики, и на что следует обратить внимание государству? Эти и другие вопросы депутаты фракции Народной партии Казахстана рассмотрели на выездном «круглом столе» в Павлодаре с участием экспертов, предпринимателей, общественности и представителей госорганов.
Мажилисмен Ислам Сункар акцентировал внимание на том, что для улучшения налоговой политики следует упростить процедуры налогообложения, сделав их более понятными и доступными для предпринимателей. Это поможет снизить бремя административных издержек.
– Необходимо рассмотреть возможность снижения налоговых ставок для малого и среднего бизнеса, особенно на начальных этапах развития. Предоставить бизнесу доступ к образовательным программам и консультациям по налогообложению, а также рассмотреть введение налоговых льгот компаниям, которые инвестируют в инновации и экологически чистые технологии. Вместе с тем надо усилить контроль и улучшить прозрачность налоговой системы, – сказал депутат.
Своим видением поделился председатель Союза независимого бизнеса Казахстана Берик Заиров. Сейчас он руководит подгруппой по реформированию Налогового кодекса по специальному налоговому режиму для малого и среднего бизнеса.
– Мы сформировали предложения, чтобы предприниматели могли спокойно и легально работать, им не приходилось дробиться или уходить от налогов, – сказал эксперт. – Сейчас по упрощенному режиму налоговая ставка три процента, но при превышении порога по налогу на добавленную стоимость всего лишь в 20 тысяч месячных расчетных показателей предприниматель сразу должен стать плательщиком НДС и уже платить 15 процентов, такой жесткий переход и послужил мотивацией для дробления бизнеса. Предлагаем сократить специальные налоговые режимы для малого и среднего бизнеса с семи до трех – налог для самозанятых, упрощенная декларация и розничный налог с дополнительной опцией. В частности, предлагаем для самозанятых единую ставку три процента, в которые войдут все социальные и пенсионные платежи, предельный оборот 13800 тысяч тенге, или 4000 МРП в год. К примеру, таксист может заработать всего миллион тенге, но его прибыль не миллион, а 600-700 тысяч, потому что из этих денег ему нужно заплатить за ремонт, бензин и так далее. При ставке в три процента хоть он сто тысяч тенге получил, заплатил эти три процента и дальше спокойно работает. Принципиальное отличие в том, что не будет минимального платежа от минимальной зарплаты, и, таким образом, даже если человек печет на дому торты и продает, он может стать самозанятым, платить три процента и быть в легальном поле. Второй уровень – упрощенная декларация. Сейчас предельный доход за год по упрощенной декларации – 165 миллионов тенге, это 48 тысяч МРП в год, но порог по НДС – 20 тысяч. Возникает путаница, и предприниматели, не замечая порог по НДС, перескакивают его и попадают на 15-процентный штраф. Для исключения таких ловушек следует брать налог на НДС и ограничения по видам деятельности.
Кроме того, предлагается распространить четыре процента розничного налога на весь малый и средний бизнес. По мнению Берика Заирова, это стимулирует предпринимателей переходить из малого бизнеса в средний.
– К примеру, у предпринимателя половина клиентов – юридические лица, половина – физлица, и в итоге ему может быть и выгодно применять розничный налог, – говорит Берик Заиров. – Будет для него ставка средняя 6 процентов, пусть работает. Ограничения можно поставить только на производство акцизных продуктов, недропользование и финансовые услуги. Маслихаты могут понижать ставку на 50 процентов. В Астане она уже снижена с четырех до трех процентов, в Карагандинской и Кызылординской областях – до двух. Что касается розничного налога с дополнительной опцией, то это налог с доходов минус расходы, умноженные на 10 процентов. Если розничный налог – это ставка с оборота, то здесь налоговая ставка с прибыли. Он больше подходит для тех, кто работает с юридическими лицами, и у кого небольшая наценка. Его применение будет стимулировать предпринимателей показывать свои расходы. Этот налоговый режим не несет угрозу по выводу денег через розничный налог. Если все предлагаемые изменения Правительство поддержит, тогда весь малый и средний бизнес может работать «в белую» и какие-то проблемы с НДС, возврат, невозврат предпринимателям будут не страшны, потому что большая часть перейдет на упрощенные налоговые режимы.
Руководитель департамента госдоходов по Павлодарской области Ержан Тохтарханов напомнил, что в своем Послании Глава государства указал на необходимость освободить иностранных и отечественных инвесторов обрабатывающей промышленности от уплаты налоговых платежей первые три года, сократить формы налоговой отчетности на 30 процентов, виды налогов на 20 и на столько же налоговые льготы, дифференцировать ставки и ввести прогрессивное налогообложение. Кроме того, следует упростить возврат НДС, внедрить сервисную модель налогового администрирования, цель которой – предупредить, а не наказать. В два раза расширить сферу охвата розничным налогом. Передать часть налоговых поступлений в региональные бюджеты, а вместе с ними и полномочия по определению преференций по налогам, которые собирают местные бюджеты.
В ходе заседания павлодарские бизнесмены выступили против повышения НДС, аргументируя тем, что эту дополнительную нагрузку предприниматели переложат на конечного потребителя, что в итоге приведет к повышению цен на товары и услуги.
Директор департамента налоговой и таможенной политики Министерства национальной экономики РК Ерлан Сагнаев попытался внести ясность:
– Мы сейчас хотим минимизировать многочисленные действующие специальные налоговые режимы, которые использует весь малый бизнес. Сейчас всех волнует увеличение ставки НДС с 12 до 16 процентов, но микро-, малый и средний бизнес с оборотами до двух миллиардов тенге в год априори в этом действующем специальном режиме розничного налога не будет являться плательщиком НДС. Поэтому хотел бы успокоить львиную долю субъектов микро-, малого и среднего бизнеса, что увеличение ставки НДС на них никоим образом не повлияет.
Вместе с тем он отметил, что в последние 10-15 лет бизнес имел ряд налоговых послаблений.
– В Казахстане налоговые поступления по отношению к ВВП на сегодня составляют всего 21 процент, а без учета нефтяных налогов этот показатель всего 13 процентов, – говорит Ерлан Сагнаев. – Собираемость налогов, к примеру, в России, Грузии, странах ОСЭР намного выше. Это первый вызов к тому, что нужны изменения. И одним из подходов при написании нового Налогового кодекса будет увеличение собираемости налогов и платежей в бюджет. Второй вызов – высокий уровень теневой экономики. В 2021 году этот показатель у нас составлял 19,8 процента от ВВП, или порядка 16,5 триллиона тенге, то есть почти весь прошлогодний госбюджет без учета Нацфонда. По оценкам Международного валютного фонда, теневая экономика республики имеет свыше 33 процентов от ВВП. Поэтому перед нами стоит задача и по снижению теневой экономики, которая к 2025 году не должна превышать 15 процентов.
В ходе обсуждения депутат Мажилиса Парламента РК Магеррам Магеррамов поднял вопрос о том, что порой начинающих предпринимателей переводят с упрощенной декларации на общеустановленную, и им приходится платить налоги наравне с уже состоявшимися бизнесменами.
Со слов депутата, это создает трудности тем, кто только начинает работать, формировать обороты, фонд зарплаты, инвестировать в свое производство. Мажилисмен Ирина Смирнова акцентировала внимание на создании справедливого налогообложения.
– Налоговые службы постоянно ищут какие-то ошибки у бизнесменов. Это реально могут быть ошибки, а не какие-то преднамеренные нарушения. Тем не менее пока идут разбирательства, у предпринимателя просто арестовывают счета, и вся его работа останавливается. Позже выясняется, что это просто ошибка, и нередко случается, что ее допустили именно в налоговой службе. Люди пострадали, бизнес понес потери. Но это не возмещается, – посетовала депутат.
В ходе дискуссии она рассказала, что в связи с предстоящим повышением НДС уже получает сигналы, что некоторые бизнесмены в преддверии предполагаемых налоговых изменений сокращают штат работников.
Мажилисмены сошлись во мнении, что всему виной слабая информированность казахстанцев.
– Наступаем на одни и те же грабли, госорганы проигрывают в информационном поле соцсетям, где кто-то, может, сознательно, рисует такие ужастики, а кто-то недопонимает, недослышал, дает ложную информацию, – сказал Магеррам Магеррамов. – Нужно своевременно разъяснять людям все изменения и нюансы. Надо с небес спуститься на землю, ходить, как Президент сказал, пешком и разъяснять.
Разработчики нового Налогового кодекса отмечают, что уже проработали более 700 предложений совместно с представителями бизнеса, экспертами и депутатами. Замечания и предложения мажилисменов и павлодарских предпринимателей также пообещали рассмотреть и по возможности учесть.
Анна УРАЛОВА.
Фото Ольги ТУРГЕНЕВОЙ.