• Ср. Апр 2nd, 2025

Без временных схем

Мар 27, 2025
Photo Valeriy BUGAYEV

Опыт ведения растениеводства в нашей области подтверждает давно известную истину: довольно рискованно опираться лишь на богарное земледелие – засухи у нас случаются периодически. Более или менее влажный год становится скорее исключением из правил, нежели какой-то константой. А вот орошаемые массивы, даже в условиях острой засухи, обычно выглядят хорошо. Не случайно на них стабильно растут урожаи овощей, картофеля и других культур. Это главный аргумент в пользу дальнейшего развития поливного земледелия в нашей области.

Шаг за шагом

Напомним, орошение органично встроено в Дорожную карту Общенационального плана мероприятий по поэтапному увеличению количества орошаемых земель в Павлодарской области. Двигаться предстоит с нарастающим темпом. И в области есть специальная долговременная программа, вошедшая в общереспубликанский план перспективного развития поливного земледелия. Этот сезон, судя по всему, тоже не пройдёт зря. Во всяком случае, есть планы доведения реального полива до 82 с лишним тысяч гектаров, в основном за счёт трёх хозяйств Актогайского района, где вводятся новые поливные участки со всей инфраструктурой. Хотя судьба крупного проекта, осуществляемого «Казводхозом», пока непонятна – закончат они проект хотя бы в этом году, сказать трудно, а ведь задумывалось уже весной ввести по нему сразу несколько орошаемых участков с солидными площадями.

Если говорить о темпах, то сеяли на орошаемых землях в прошлом году свыше 78 тысяч гектаров различных культур. При этом, как утверждается, обязательно применялись водосберегающие технологии, то есть дождеванием поливали 77 тысяч гектаров, капельное орошение применялось на 1100 гектарах. При этом нельзя не отметить, что в ходу сейчас и ирригационные проекты, только в прошлом году таковых осуществили пять на общей площади 4,9 тысячи гектаров. И в конце прошлого года официально говорилось, что открываются хорошие перспективы для дальнейшего движения вперёд, здесь подразумевались имевшиеся 35 проектов развития орошаемого земледелия в Павлодарской области. Они уже были обеспечены проектно-сметной документацией, эти проекты должны прибавить в близкой перспективе ещё 22,8 тысячи гектаров полива.

Только к перспективам, вероятно, достаточно отдалённым, пока можно отнести земли, где потенциально возможно орошение, хотя они и относятся к категории орошаемых. К ним прибавили в прошлом году 11,9 тысячи гектаров и довели перспективные массивы орошаемых земель до 179 тысяч га, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, закрепленных за различными хозяйствами – 150,3 тысячи гектаров. Так что есть куда идти в будущем, хотя эти земли пока можно расценивать только как ресурс, который ещё предстоит освоить. Постепенно, конечно, потому что строительство новых орошаемых участков, как видим, идёт не очень быстро – такова сама специфика их обустройства.

В условиях диверсификации

С самого начала программы развития орошаемого земледелия немало говорилось о параллельном проведении диверсификации культур, выращиваемых на реально поливающихся землях. И в прошлом году из 78,1 тысячи гектаров таких участков структура поливного клина области выглядела уже не полностью «овощной», как некоторое время назад. В частности, кормовые культуры в прошлом сезоне занимали 38 процентов всех реально орошаемых земель, это 29,7 тысячи гектаров. Под плантациями картофеля было 26 процентов полива, то есть 20,6 тысячи гектаров. Зерновые культуры занимали 24 процента площадей – 18 с половиной тысяч гектаров, овощи поливали на пяти с половиной тысячах гектаров, плюс 3,8 тысячи га отвели под масличные культуры. То есть сегодня орошаемые массивы региона смотрятся уже более разнообразно по культурам. Хотя остаётся мнение: надо настойчивей заниматься выращиванием кормовых культур на поливе. Например, снимать по три урожая люцерны. Диверсификация ведь тоже дело в какой-то степени творческое.

Со временем меняется и технический парк хозяйств, занимающихся орошением. Фермеры предпочитают покупать современную дождевальную технику известных фирм, она эффективна, а главное – воду сберегает летом. И в прошлом году на орошаемых участках обеспечивали искусственные дожди 693 дождевальные машины, в том числе 618 агрегатов с дисперсным поливом, у них основной способ полива – опрыскивание, поэтому особых потерь воды по сути дела нет.

В новых условиях

Нельзя не видеть, у нас в области действительно каждый сезон добавляются новые орошаемые участки, это факт. Хотя, ещё раз оговоримся, дело это непростое. Прежде всего нужны состоятельные инвесторы, способные финансово и технически довести до ума большие орошаемые массивы. Это дорогая и трудоёмкая работа. Ведь необходимо привести в порядок выделенные земли, создать необходимую инфраструктуру – проложить водоводы, иногда отрыть и обустроить специальные резервуары, нужны в идеале и собственные насосные станции, ну или хотя бы возможность подключиться к действующим. Большие средства идут на приобретение дорогостоящей зарубежной поливальной техники – будь то дождевальные машины или набор механизмов для капельного орошения.

То есть каждый новый осуществлённый проект – это, если хотите, небольшая победа. Они рождаются трудно, ведь для начала надо заиметь необходимую проектно-сметную документацию, а уже на этом этапе ТОО или крестьянскому хозяйству приходится тратить немалые средства, кстати, из своего кармана. А потом подходит время подводить инженерные коммуникации. И хорошо, что инициативные и состоятельные люди для такой работы у нас находятся. Тут ещё очень важно суметь воспользоваться мерами государственной поддержки. Например, во время вегетации растений такой мерой стало «Субсидирование стоимости услуг по подаче воды сельскохозяйственным товаропроизводителям». Кстати, такие субсидии впоследствии помогают стабилизации цен на картофель и овощную продукцию.

Это не вся поддержка. Для развития и внедрения водосберегающих технологий мерой государственной поддержки считается субсидирование затрат на покупку систем орошения и инфраструктуры, тут доля возмещения до 50 процентов. Есть и ещё один паспорт – «Внедрение водосберегающих технологий орошения с созданием и расширением инфраструктуры для забора и подачи воды». Это укладывается в общие правила субсидирования части расходов, понесённых субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях. И между прочим, в последние годы выделение бюджетных средств на развитие орошения с 2021 года позволило привлечь около пары десятков миллиардов тенге инвестиций в агропром.

Одно с другим

Но вернёмся к диверсификации. Честно говоря, она в последние годы, особенно сейчас, приобрела уже не технологический, а скорее чисто коммерческий характер. То есть сеем не то, что положено по севооборотам, а они обязательно должны быть, больше выращиваем то, что выгодно именно сегодня, сейчас. Не хотелось бы делать далеко идущих выводов, но, на мой взгляд, диверсификация теперь пошла конъюнктурно, а не ради следования научным севооборотам. И это в то время, когда каждый агроном знает: орошение – далеко не безопасный для состояния земель способ хозяйствования, тут надо строго придерживаться научной технологии. А значит, обязательно иметь севообороты. С другой стороны, через диверсификацию мы иногда пытаемся снять напряжение на рынке того или иного продукта – что сегодня дороже, то и выбираем. Тогда надо определиться – или этот рыночный хаос станет неуправляемым, или всё же вернемся к технологиям.

Есть ведь собственный опыт. Мы очень многое потеряли после распада СССР, тяжелого реформенного времени, когда овощеводы были поставлены в условия выживания. Какое уж в то время соблюдение необходимых требований в ведении уже осколков овощеводства. Теперь мы прошли период возрождения, стали быстро развиваться. И далеко не всё равно – как мы пойдём по пути этого развития. Неужели сохраняя худшие черты реформенного времени – стремление к экономии во всём, даже при определении технологии поливов?

О восстановлении былой инфраструктуры – водоводов и дренажных траншей – много говорилось и немало сделано. Более того, никаких вопросов к новым, введённым в последние годы орошаемым участкам, где у тебя не примут документацию без плана внутрихоза, а он включает и севообороты. Но есть и старые земли, где системы дренажа работают больше на бумаге. А значит, земли в том же Черноярском массиве, где много старых инженерных систем, явно не справляющихся с задачами, не могут не деградировать. Более того, возникает реальная опасность их заболачивания и засоления из-за плохого или вовсе никакого дренажа. Возьмем прошлый год, хорошие дренажные системы запустили только в КХ «Тимур» и «Сергей», более того, «Тимур», например, применил так называемую французскую дренажную систему. Ну, а остальные хозяйства? Это не считая того, что сев из года в год на одних и тех же полях одних и тех же культур неизбежно приводит к распространению вредителей и болезней растений. Значит, в дело пойдут ядохимикаты. На овощи. И какими они станут в смысле экологичности?

К чему придём?

Понятно, что истина уже избита основательно: земли, особенно орошаемые, должны использоваться рационально. А для контроля за их использованием закон требует ведения постоянного мониторинга: по действующему закону, первые пять лет аренды – ежегодно, затем на орошаемой пашне – каждые три года, на богаре – раз в пять лет. И вроде бы земельная инспекция бдит, проверяет внутрихозы и состояние земель. Но хотелось бы видеть более осязаемые результаты, а не справки-отчёты. Понятно, не по севооборотам работают далеко не все фермеры, но важна тут, на мой взгляд, сама тенденция: земли, особенно там, где с ними плохо обращаются, продолжают истощаться, а монокультура приводит к сопутствующим бедам.

По мнению руководителей крупных хозяйств, которые «дружат» с современными технологиями, по мнению учёных и опытных хозяйственников старой школы, сейчас нашим овощеводам самое пристальное внимание нужно уделить сохранению плодородия поливных земель, не допустить их засоления и заболачивания (а тенденции к этому проглядываются, например, на черноярских землях). Нужно от стихийности в использовании орошаемых массивов до конца перейти к внедрению научно обоснованных севооборотов, к экономным технологиям использования воды. И при диверсификации должна главенствовать не только чистая сиюминутная выгода, а хозяйский взгляд в будущее.

Не хотелось столь резко обобщать, но при зрелом размышлении решил, что всё-таки стоит. При нашем очевидном движении в сторону развития орошаемого земледелия, впереди у нас остаются проблемы, связанные с угрозой заболачивания и засоления почвы, перерасходами воды, рисками монокультур. А если учесть, что не все овощеводы имеют не просто утверждённые, но и реальные планы внутрихоза, в которых обязательно должны предусматриваться севообороты и другие технологические тонкости, мы сегодня в какой-то степени замораживаем ситуацию, в которой оказались.

Да, наша область находится в довольно выгодных условиях по водным ресурсам, однако это не значит, что ими можно распоряжаться как Бог на душу положит. Ресурсы Иртыша могут и должны использоваться значительно эффективней, чем сегодня. Об этом говорилось не раз. При этом мы должны быстро расширять массивы, находящиеся под рукотворными дождями. Этому помогут и ресурсы канала имени Сатпаева, и канала на Успенку, когда «Казводхоз» доведёт этот проект до логического завершения. То есть в перспективе орошаемый клин региона будет расширяться. А это означает только одно: пора переводить наше орошаемое земледелие на научную, технологически выверенную систему хозяйствования. Это вполне посильная задача, но мы должны понять, что на временных схемах орошения – затратных и опасных для земли, схемах, доставшихся нам отчасти как наследие трудного реформенного времени, мы далеко не уедем.

Владимир ГЕГЕР.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.