Вроде бы и далеко, по некоторым меркам, начало нового полеводческого сезона, но всё-таки не нужно забывать, что мы уже перешагнули астрономическую середину зимы. Так что, по другим прикидкам, времени до начала новой хлеборобской весны в запасе не так уж и много. Да ещё и сама зима продолжает показывать свой капризный нрав: то метели, то морозы, то сильные оттепели. И остаётся гадать, ударят ли, как прежде, традиционные крещенские морозы и будет ли метельным февраль? И если кто-то думает: мол, пока не время говорить о планах на весну, надо понимать, что новый сезон для аграриев – это не только весна и лето, но и зима с её характерными для зимних месяцев заботами.
Если вспомнить
То есть работа на будущий урожай началась, по сути дела, ещё в прошлом году, до того, как был окончательно убран старый урожай. И если пока не настало время с подробностями говорить о планах на весну, то уж немного оглянуться назад и вспомнить год прошедший, каким он был для земледельцев, будет вполне уместно. Было бы неправильно продолжать охать по поводу разразившейся прошлым летом засухи, да и потом – разве впервые павлодарским полеводам довелось переживать сложнейший сезон? Простых сезонов вообще не бывает, стабильных по погоде тоже, не надо забывать, что мы живём и хозяйствуем в условиях резко континентального климата, в зоне рискованного земледелия. А это означает, что случиться может всякое, в том числе и засушливый год.
Итоги прошлого года, конечно, оказались хуже даже прежних засушливых лет. Дождей, можно сказать, не было всё лето. Да ещё и весна выдалась ранней. Но даже с учётом списанных из-за засухи полей хозяйства обмолотили 895,4 тысячи гектаров зерновых и зернобобовых культур, средняя их урожайность по области оказалась лишь 4,2 центнера с гектара. А валовой сбор зерновых оценивался облсельхозуправлением в 380 тысяч тонн, без учёта рефакции. Но если говорить о картофеле, то наши крестьяне побили очередной рекорд, собрав более 806 тысяч тонн клубней. Да ещё и урожайность их оказалась 327 центнеров с гектара. Это хороший результат. Кроме того, собрана с грядок 261 тысяча тонн овощей, убраны бахчевые. Естественно, крестьяне готовятся к весне, оставаясь под впечатлением от прошедшего крайне засушливого сезона. Хотя намолотили и около 127 тысяч тонн масличных культур, преимущественно подсолнечника. Кормодобытчики тоже сделали всё что смогли, до предела растянув осенью накопление грубых кормов. В результате припасли под зимовку скота миллион 219 тысяч тонн сена, что называется, впритык к потребности. Все районы, в принципе, справились со своими минимальными планами заготовки, хотя кое-где подвезли к сеновалам и немного больше. И тут хорошим подспорьем должна стать солома, её заготовили 218,9 тысячи тонн. Но это в целом по области, в «сгоревших» от засухи районах и её недобрали, пришлось покупать у тех хозяйств, которые смогли соломой поделиться. Хорошим плюсом во время зимовки стало и то, что под зиму хозяйства области заложили 59,8 тысячи тонн сенажа, а это даже больше, чем рассчитывали первоначально.
Готовясь к новому сезону
Потом надо было доводить до ума весь полученный с таким трудом урожай зерновых культур, то есть очистить зерно от примесей, если надо – подсушить до кондиций, подработать, откалибровать и так далее. Ведь требования по качеству у закупщиков зерна довольно высокие. В общем, делали всё что могли в создавшихся условиях. А сегодня приходится надеяться, что и планы на сезон грядущий тоже остаются – на земле работать без оптимизма нельзя. Хотя с осени настроения складывались не самые радужные, несмотря на идущие осенью дожди. Слабо шёл подъём зяби, хотя она призвана облегчать жизнь хлебороба весной, частично обеспечивая пашню с осени – это неотъемлемая часть комплекса годовых агромероприятий. А потом не добавляло настроения и то, что запасы снега до декабря невозможно было определить как надёжные, просто потому, что выпавший снег периодически тает.
И только сейчас, после прошедших снегопадов и метели, правда, опять же с оттепелями, стали появляться некоторые надежды на запас зимней влаги. Вот почему приходится вспомнить давно известное: простых сезонов у наших хлеборобов вообще не бывает, как и лет, стабильных по погоде, тоже. Всё это так, но ведь и опыта работы именно в таких условиях нашим земледельцам тоже не занимать, вдобавок другой земли и другого климата у нас нет, поэтому надо исходить из того, что мы имеем, и всегда готовиться к сложностям.
Поддержка остаётся
При этом можно считать положительным моментом то, что при государственной поддержке местные крестьяне стали больше рассчитывать в своей работе на элитные семена различных культур, постепенно увеличиваем внесение минеральных удобрений. Это, естественно, повышает в целом культуру земледелия, но всё-таки резервы используются далеко не все. Хотя государство при продаже удобрений делает очень хорошие преференции – субсидирование половины стоимости минеральной подкормки полей. И в целом, если учитывать, что крестьяне всё больше работают современной тягловой техникой и орудиями для обработки земли, можно говорить, что культура земледелия в области неуклонно растёт. А рассуждая о государственной поддержке агропрома, можно отметить, что в прошлом году крестьяне для развития растениеводства получили даже больше, чем обычно, субсидий, и речь идёт именно о субсидиях на перспективу. То есть о субсидировании приобретения семян высоких репродукций, на возмещение затрат при приобретении крестьянами средств защиты растений. Шли субсидии на приобретение минеральных удобрений, на покупку техники.
Слагаемые успеха
А впереди новый полеводческий сезон. К нему наши ТОО и крестьянские хозяйства идут не с пустыми руками, имея хорошую базу. Под будущий урожай засыпаны, закупаются и подрабатываются семена. Здесь из-за прошлогодней засухи немало трудностей, но работа идёт. То есть семян зерновых культур нам обычно необходимо больше 97 тысяч тонн, масличных – 2900 тонн, картофеля – 45 тысяч тонн, плюс 1800 тонн семян кормовых культур. По ряду позиций семенной фонд уже наполнен, а вот по зерновым есть трудности, о которых мы не раз писали осенью прошлого года. И многие вопросы уже решаются.
Другое дело, что надо до конца определиться с планами на предстоящую весну, какие площади будут засевать крестьяне? Здесь сейчас продолжается работа именно с самими крестьянами-полеводами, от этого будет зависеть потребность в семенах. Да и планы относительно проведения снегозадержания тоже. Всё нужно тщательно просчитать, хотя опыт показывает, что планы на весну до весны могут измениться не раз, в зависимости от складывающейся обстановки. Сейчас благодаря государственному финансированию крестьяне получили возможность пораньше, с декабря, отправлять семена на лабораторный анализ в аккредитованные семенные лаборатории. И эта работа в декабре началась, она позволит точно понять – семенами какого качества область располагает, сколько семян придётся отправить на обмен, сколько качественных семян прикупить до посевной.
Все знают, насколько важно с осени подготовить под весну часть почвы, и у нас ещё летом готовили более 180 тысяч гектаров паров и чуть больше площадь зяблевой вспашки. Конечно, в основном хорошо подготовленные земли пойдут под семенные участки, однако всё равно заранее подготовленная земля снизит нагрузку на технику весной. Кроме того, у нас обычно в планах было провести «белую пахоту» на 350-400 тысячах гектаров. Нынче вряд ли доведётся нарезать столько снежных валов просто потому, что до наступления нового года никому непонятно было, что будет со снегом. Ведь после буранов он нынче таял, а значит, не было смысла выгонять в поле технику со снегопахами. Сейчас специалисты облсельхозуправления работают с крестьянами на предмет того, чтобы определиться – когда выводить технику на снежное поле и сколько удастся сделать. Главное, чтобы в этой работе был смысл, иначе незачем тратить горючее и вырабатывать ресурс дорогой техники. Вот почему никто не знает, на какой площади появятся снежные валы, да и с окончательной посевной площадью пока не определились. Хотя в прошлом году довели её более чем до 1,6 миллиона гектаров. Вряд ли такое выйдет в предстоящем полеводческом сезоне. Вполне возможно, подсчитав свои силы, кто-то даже пойдёт на её сокращение, хотя тут, конечно, решать самим хозяйственникам, прежде всего крупным производителям зерна и овощей. Попозже начнётся конкретная вёрстка общего плана действий на весну. В любом случае это, разумеется, пока только планы, ближе к весне они будут уточняться. Но уже сейчас именно на основе первых данных будет рассчитываться и заявка на соответствующие фонды удешевлённого горючего для проведения весенних и других полевых работ.
А сегодня надо для начала разобраться со снегозадержанием, сколько сможем сделать хотя бы в один след. Тем более что из-за бесснежного начала зимы работы сдвинулись, это, кстати, происходило и в прошлом году. Пока имеющиеся данные говорят, что толщина снежного покрова на парах средняя. Это если опять снег не подтает. Он уже задерживается на стерневых и кулисных землях, плюс земли, оставшиеся после использования МОНов. Думается, возможности у земледельцев остаются. Хотя все ждут следующих снегопадов.
Конечно, пока планы, сравнимые с предыдущими годами, выглядят трудноподъёмными, да и от снежной обстановки на полях многое будет зависеть, но возможную в новых условиях работу надо начинать, как только пройдут очередные снегопады.
В Минсельхозе вроде бы не собираются менять в очередной раз правила игры при оказании государственной поддержки полеводческой отрасли. Имеется в виду, что останутся уже знакомые крестьянам виды субсидирования. Так что в этом смысле можно быть относительно уверенными. Да и в остальном база у наших земледельцев остаётся. В том числе большая работа сейчас идёт в машинно-тракторных мастерских. Как всегда, задача ставится ясная – к началу полевых работ успеть отреставрировать не только трактора и комбайны, но и необходимый шлейф сельхозорудий – бороны, культиваторы, лущильники, сеялки, плуги и так далее.
Владимир ГЕГЕР.
Фото Валерия БУГАЕВА.