• Пн. Май 27th, 2024

Техосмотр не для галочки

Окт 26, 2023

В системе института прохождения техосмотра в Казахстане грядут очередные изменения. И хотя проекта как такового еще нет, знающие эксперты не скрывают: «больно» будет каждому второму казахстанскому автовладельцу, поскольку почти 50 процентов автомобилей в стране старше 20 лет.

Больно, конечно, не буквально. Под «болезненностью» в данном конкретном случае подразумевается удар по бюджету собственника автомобильного «старичка».

– Просто заплатить 3-5 тысяч тенге, чтобы заехать на станцию технического обслуживания и через 10 минут оттуда выехать с отметкой, что твой железный конь, несмотря на свой 30-летний возраст, еще ого-го какой «жеребец», уже не получится. Мы же все прекрасно понимаем, что не может быть у машины 1991 или 1989 года выпуска всё настолько идеально, что оператору этой услуги и предъявить автовладельцу нечего! – начинает наш разговор председатель рес­публиканской ассоциации операторов технического осмотра автотранспортных средств Михаил Будянский.

– А как получится?

– С чувством, с толком, с расстановкой. И я не иронизирую! Оператор, осуществляющий технический осмотр машины, не сможет дать положительное заключение, если с автомобилем будет не всё в порядке. Поэтому собственнику придется либо раскошеливаться, чтобы привести свою машину в соответствие со стандартами безопасности, либо ставить ее на долгое хранение в гараж.

– Рискую показаться излишней пессимисткой, но простите, кто или что может помешать частному предпринимателю выдать фиктивное прохождение техосмотра, как это делается сейчас сплошь и рядом?

– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте расскажу, как сейчас происходит процедура открытия станции технического осмотра автомототранспортных средств в Казахстане. При желании этим видом бизнеса может заняться абсолютно любое юридическое лицо, достаточно направить региональному инспектору заявление в электронном виде о намерении проводить техосмотр. Из документов при этом требуются только базовые: копия технической документации на оборудование и копия договора на земельный участок. Всё! Никого не интересует, есть ли у этого бизнесмена специальные знания и навыки для профессионального осмотра автотранспорта. Даже если он вообще, условно говоря, не различает переднеприводные автомобили от зад­неприводных, ему всё равно выдадут разрешение на проведение техосмотра. Это первое. Второе: оборудование, указанное в заявлении, никем не верифицируется на его работоспособность, не уточняется количество, равно как и форма собственности. Оператор может взять во временную аренду необходимое для подачи заявления оборудование, а потом просто штамповать отметки о прохождении техосмотра и вовсе без фактического осмотра автомобиля.

Этот порядок, точнее, его полный антипод, действует в Казахстане уже 11 лет, и пришло время кардинально изменить подход к отечественному институту прохождения техосмотра. На это и ставка.

– Я поняла, что грядет ужесточение именно в плане более тщательного отбора операторов, оказывающих услугу прохождения техосмотра. Но я не увидела связи между этим нововведением и эффективной борьбой с формальным прохождением техосмотра в Казахстане. Допустим, будет этот сервисный оператор разбираться в тонкостях внутреннего устройства машины, но ведь это не гарантия адекватной оценки состояния автомобиля. С таким же успехом и он может приписать то, чего нет, или, наоборот, умолчать о том, о чем молчать в целях безопасности на дорогах ну никак нельзя.

– Вот для того, чтобы эти и подобные им случаи раз и навсегда оставить в прошлом, наша ассоциация операторов технического осмотра автотранспортных средств преобразовывается в саморегулирующую организацию – палату операторов технического осмотра – с расширением возможностей и полномочий для наведения порядка в сфере технического осмотра. Появится центральный орган с единым функционалом формирования, учета и надзора за отечественными операторами техосмотра. Мы будем контролировать деятельность операторов, обучать их, принимать квалификационные экзамены, выдавать сертификаты со сроком действия в один календарный год, повышать квалификацию с выдачей лицензий, подтверждающих квалификационные требования. Что касается вашего вопроса относительно личной ответственности частных предпринимателей и их добросовестности в части прохождения техосмотра, то здесь на первый план будет выходить финансовое благополучие. Как я уже говорил, изменят порядок выдачи разрешений на ведение этого вида бизнеса. И здесь номер с абы каким оборудованием, взятым абы где, уже не пройдет. Оператору, если он хочет оказывать водителям услугу прохождения техосмотра, придется вложиться в этот вид бизнеса. При таком подходе ему самому становится невыгодно лукавить, чтобы не лишиться лицензии.

– Михаил, а сейчас кто-то вообще проверяет работу компаний, которые проводят технический осмотр автомобилей?

– Есть рабочая комиссия, куда входим мы как профильная ассоциация, эксперты из АО «Национальные информационные технологии» и Комитета транспорта. Два раза в неделю мы проводим мероприятия по выявлению недобросовестных операторов. Если таковые оказываются в поле нашего зрения, всю информацию о них мы передаем в специальную инспекцию, которая на основе полученных данных приостанавливает их деятельность. Но скажу сразу, такая борьба с недобросовестными операторами дает незначительный результат, который не устраивает ни нас, как ассоциацию, стремящуюся вывести рынок технического осмотра Казахстана на международный уровень, ни дорожных полицейских, отвечающих за безопасность на отечественных дорогах.

– То есть вы думаете, что лишение недобросовестных операторов лицензий после модернизации института прохождения техосмотра будет более эффективной мерой в борьбе с недобросовестными поставщиками этой услуги, нежели ныне действующая приостановка их деятельности?

– Думаю, ничто так не стимулирует на честную работу, как желание отбить свои средства, вложенные в открытие бизнеса, а в дальнейшем получать прибыль.

– Тогда сразу же возникает вопрос о финансовой нагрузке для автомобилистов. Вкладываться в ремонт автомобиля при выявлении какого-либо несоответствия стандартам – это одно. Вы уже сказали, что модернизация института техосмотра в стране будет небезболезненной для владельцев старых машин. Но судя по всему, повысится и сама стоимость прохождения технического осмотра… Не боитесь общественного недовольства?

– В прошлом году количество ДТП в Казахстане, по данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, возросло на 8,9 процента. И в большинстве случаев причиной аварий является несоответствие требованиям технического состояния транспортных средств. Это реальные цифры, с которыми нам нужно что-то делать. Уверен, что даже увеличившаяся стоимость прохождения техосмотра никогда не будет соизмерима с той ценой, которую приходится платить за аварии, случившиеся из-за несоответствия машины требованиям безопасности.

…Таковы планы и общее видение того, каким должен быть институт прохождения техосмотра в Казахстане, чтобы обеспечить и дорожно-транспортную безопасность, и экологическую.

Ирина ВОЛКОВА.

Фото с сайта mail.kz