• Ср. Сен 18th, 2024

Система даёт сбои

Окт 26, 2023

То, как в этом сезоне в Павлодарской области накапливали грубые корма под предстоящую зимовку скота, стало драматичной историей. И до сих пор, к третьей декаде октября, крестьяне в ряде районов не сумели создать надёжного запаса сена. В общей сложности пока сена имеется около 1 миллиона 150 тысяч тонн. В былые годы набирали под полтора миллиона. Плюс имели хорошие резервы соломы, чего нынче нет. Сбой случился из-за засухи, но это всё-таки хоть и большая, но только часть проблемы.

Меры по ситуации

В личных подворьях положение дел хуже, чем в крупных и средних организованных хозяйствах. Справедливости ради скажем, что предпринимаемые меры помогали влиять на ситуацию, и реальное положение дел, конечно, разительно отличается от того сценария итогов засухи, о котором мы задумывались ещё несколько месяцев назад. Действительно, в июне и июле с полей шла информация одна хуже другой: в условиях прогнозируемой нехватки кормов крестьяне ожидали эффективной подмоги от правительства и местных властей. И для нивелирования ситуации меры поддержки появились. Пошли средства на удешевление стоимости кормов, в том числе выделили дополнительные фонды удешевленной солярки для сенокоса, в областном бюджете предусмотрели дополнительные средства. Разрешили косить на землях лесного фонда. Банкиры обещали отстрочить выплату кредитов. Поддержка была обещана и владельцам личных и крестьянских хозяйств, правда, в реальности о ней пока не слышно.

Конечно, положение дел теперь можно оценивать по-разному и с разных точек зрения. Но понятно, что нынешний год агробизнесу южных районов страны и Павлодарского Прииртышья станет нелёгким. Крестьянам предстоит пережить настоящий экзамен на прочность. И конечно, засуха так или иначе ударит по сельскому хозяйству в целом. Дело для крестьян вроде бы не новое, каждый год преподносит какие-то сюрпризы. Как же иначе – зона рискованного земледелия, четыре-пять лет из десяти бывают засушливыми. И нужно уметь держать такие удары судьбы, минимизировать потери при этом.

Факторы оптимизма

Кое-что у нас, на Павлодарщине, даже вселяет оптимизм – мы всё же подходим к выполнению плана заготовки грубых кормов, неплохо поработали над закладкой сенажа и силоса. И, повторим, идёт поддержка государства. Есть переходящие запасы, по некоторым оценкам это примерно 200 тысячи тонн старого сена и соломы, вроде должно хватить. Но всем ли?

По этому поводу в центральной законодательной и исполнительной власти тоже проводят обсуждения. Приведу пару цитат для понимания, о чём говорится сегодня. На днях министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров встретился с руководителями отраслевых ассоциаций и организаций страны. Там он сказал дословно следующее: «Этот год переломный. Климат сильно поменялся как на юге, так и на севере страны. Всё это происходит на фоне растущей конкуренции среди сельхозтоваропроизводителей и новых резонных запросов фермерского сообщества. Будем искать пути решения проблем сообща. Министерство открыто для предложений». Конечно, представители агробизнеса подняли проблемы, препятствующие развитию отрасли. В частности, недостатки логистики при отгрузке сельхозпродукции (нехватка вагонов, их простой, отсутствие планов по отгрузке), вводимые экспортные ограничения, нехватка субсидий, сбои в системе Gosagro, необходимость совершенствования системы налогообложения субъектов АПК.

«По всем поднимаемым вопросам будут приняты необходимые меры», – заверил Айдарбек Сапаров. Глава МСХ поручил отраслевым департаментам создать карту проблемных вопросов фермеров с указанием конкретных сроков их решения и ответственных за это сотрудников.

А несколькими днями раньше, на расширенном заседании Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента РК представители Правительства, Продкорпорации, холдинга «Байтерек» совместно с депутатами обсудили предпринимаемые по поручению Главы государства меры господдержки фермеров, чьи посевы в этом году пострадали от неблагоприятных погодных условий. Исполняющий обязанности министра сельского хозяйства Абулхаир Тамабек сообщил о проделанной в работе, напомнив, что уже есть ряд важных решений: установить справедливые закупочные цены для фермеров на уровне рыночных; предоставить возможность исполнения обязательств деньгами без применения штрафных санкций; дать отсрочку на год по исполнению обязательств по форвардному закупу и товарному кредиту с фиксированной комиссией за 2023 год. Кроме того, Правительством рассматривается возможность полного покрытия потребности аграриев в субсидиях, сейчас заявок по ним на 155 миллиардов тенге. На первоначальном этапе планируется погасить задолженность в 30 миллиардов. Как отметил Абулхаир Тамабек, по линии АО «Аграрная кредитная корпорация» и АО «КазАгроФинанс» поступили обращения с полным пакетом документов на пролонгацию исполнения обязательств от 62 сельхозтоваропроизводителей, на 4 миллиарда 541 миллион тенге.

– И если даже ситуация с непогодой повторится в следующем году, мы найдём выход из положения, – оптимистично заверяет вице-премьер Секрик Жумангарин.

Пора делать выводы

Но по большому счёту всё решалось и решается, в том числе успех или неуспех животноводческой отрасли, на кормовых полях. И оценивая всё, что произошло этим летом, невольно приходишь к выводу: нам пора стратегически менять подходы к обеспечению животноводства кормами. Очередная засуха ещё раз требует научиться решать проблемы в комплексе. А значит, придётся осмыслить то, что произошло, и продумать системные меры по развитию кормопроизводства и улучшению пастбищ. В крепких хозяйствах Павлодарского Прииртышья обычно стараются обеспечивать животноводство полуторагодичным запасом сена и соломы. Ведь никогда не скажешь с точностью, каким окажется следующий год. Это особенно важно в зоне рискованного земледелия, а в принципе это полумера, основанная на прежних подходах. И пора уже от разговоров перейти к делу – более широко и эффективно использовать, в том числе за счёт новых участков, возможности орошаемого земледелия. Ориентировать часть фермеров на выращивание белковых, сочных и других ценных кормов для скота. Овощи, ясное дело, нужны, но и животноводство без кормов на орошении быстро не перестроить на современные технологии.

Да, дополнительные меры для гарантированной заготовки кормов под зимовку скота – это хорошо и своевременно, но они остаются большей частью реакцией на случившееся. Это, конечно, больше ситуационные меры для подкрепления позиций наших аграриев. А в перспективе, раз уж имеем развитое зерновое производство, более целенаправленно предстоит работать с пожнивными остатками – то есть с соломой. Надо максимально собрать солому в этом году. Многие в прежние благополучные годы привыкли её измельчать и разбрасывать по полю для мульчирования. Но теперь ситуация другая, необходимо полностью собирать пшеничную, ячменную и просяную солому. Это хороший грубый корм, его можно ещё и через кормоцех пропустить перед раздачей скоту и за счёт этого помочь владельцам скота в личных подсобных хозяйствах.

Всё это не меняет главного: нашему сельскому хозяйству пора научиться обеспечить своё животноводство всеми видами кормов вне зависимости от погодных катаклизмов. А это значит – привлекать орошение и применять системные меры.

Уходя от импорта

Наш Минсельхоз регулярно рождает очередные планы увеличения производства молока в стране. Сейчас на очереди ещё одна программа – ускоренного строительства современных молочно-товарных ферм. Она не нова, возведением ферм западного типа занимались и в прежние годы, и, кстати, в нашей области тоже, довольно успешно. Но пока космического взлёта показателей не произошло. Казахстан по-прежнему импортирует часть молочной продукции, есть импортная молочка и на прилавках павлодарских магазинов. В то время как отечественные молзаводы не загружены на полную мощность, в том числе павлодарские.

При этом у нас не первый год идут инвестиции в строительство новых ферм, работающих по новым технологиям. Вот и нынче строятся четыре фермы, Правительство выделило дополнительные деньги для расширения перечня этих проектов. Это не случайно, ведь мировой опыт говорит: будущее, хочешь не хочешь, останется за крупными молочными фермами, использующими передовые технологии. Но при этом, на мой взгляд, эффект от вложений мог бы быть и заметнее. Хотя бы потому, что мы по-прежнему не обеспечиваем павлодарские молокоперерабатывающие предприятия достаточным количеством молока с ферм области. Понятно, что и молзаводы постепенно увеличивают мощности, тем не менее проблема-то остаётся. Не сухим же молоком её закрывать, как это не раз бывало.

Но всё же будем объективны – ситуация год от года улучшается, увеличивается производство молока. Хотя до сих пор трудно понять: а, собственно, к какой цифре производства молока в области мы идём? И есть ли такая конечная цель? Что нужно для её достижения – по пунктам и годам исполнения. Здесь можно бы было взять за основу полное обеспечение перерабатывающих предприятий местным сырьём. Не скрою, у нас показатель загруженности молзаводов повыше, чем в некоторых других областях. Но это мало о чём говорит, если ситуация и меняется, то медленно, в какой-то степени в том числе и из-за специфики животноводческой отрасли, где для выращивания скота требуется время.

Если брать общие цифры, то нынче за три квартала хозяйства области произвели молока 360,3 тысячи тонн, на 4,4 процента больше, чем в прошлом году. При этом поголовье скота растёт более высокими темпами: сейчас в области 544,9 тысячи голов КРС, прибавляется дойное стадо. По итогам года, конечно, производство значительно увеличится, но это, вероятно, те же 4-5 процентов. Вроде хорошо, однако это не 15-16 процентов в год, необходимых для заявленного удвоения производства молока за пять лет новой программы.

Дойное стадо по сравнению с общей численностью крупного рогатого скота, естественно, значительно меньше, вдобавок у нас пока не завершено породное преобразование – надои в неорганизованных хозяйствах так и остаются, вежливо говоря, ниже европейских. А в крупных хозяйствах у нас как раз всё больше высокоудойных коров из европейских стран, из России. Это базовое ядро должно изменить ситуацию, но опять же преимущественно в крупных хозяйствах, и только в перспективе. При этом в личных подворьях мы породистый зарубежный скот вряд ли увидим, даже если хорошо поищем. Поэтому в ЛПХ средний надой в две с половиной – три тысячи литров молока от коровы – уже хорошо. А на фермах современного типа надаивают по пять и более тысяч литров за год. Есть разница? Она и сохранится, потому что на подворьях содержат коров-аборигенов, в лучшем случае – симменталок или красно-степных. А надо учесть, что львиную долю молока на переработку мы получаем именно из ЛПХ, как бы грандиозно ни выглядели надои в крупных ТОО, способных по госпрограммам закупать скот зарубежной селекции.

Это, в принципе, задача надолго – открывать больше организованных молочных хозяйств, молочно-товарные фермы с импортными высокоудойными коровами. Обходится дорого и крестьянам, и государству, которое субсидирует часть расходов. А эффект пока меньше ожидаемого. Резко увеличить производство молочной продукции не удаётся. Разве что можно отмечать определённый прогресс.

С другой стороны, у нас идёт поступательное развитие молочной отрасли, с использованием крестьянами инструментов государственной поддержки. Однако сейчас, на мой взгляд, области крайне нужны качественные изменения. Их могут дать «правильные» корма. И расширяя поля орошаемого земледелия, мы априори способны использовать свои шансы в деле выращивания белковых и сочных кормов. Здесь динамика вроде бы и есть, но не очень убедительная. Не случайно хозяйства области ежегодно и намного расширяют посевы кормовых культур. Многим стало понятно: используя новые технологии, завозя породистый скот, обязательно придётся обеспечивать его каким-то образом технологически выверенными рационами. И на определённом этапе чуть ли не решающим резервом дальнейшего развития молочного животноводства оказывается именно создание надёжной кормовой базы. И вот тут своё слово должны сказать наши возможности в использовании поливного земледелия.

В последние годы мы прилично расширили на поливных участках площади кормовых культур, разработав при этом соответствующие севообороты. Но цель остаётся: увеличить производство питательных, сбалансированных по белку, витаминам и минеральному составу растительных кормов. Это, кстати, можно делать и на богаре. Но именно на орошаемых землях, при применении прогрессивных технологий заготовки и хранения кормов, есть возможность заметно нарастить выход кормов в расчёте на гектар. А это приведёт к снижению себестоимости кормов, ну и дальше по цепочке.

Владимир ГЕГЕР.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.