• Сб. Ноя 2nd, 2024

Сахар, крахмал: что следующее?

Окт 12, 2023

Годы летят, но от проектов, обещавших изобилие новых продуктов сельской индустрии области, «слаще» не становится.

Недавно в местной прессе появилось сообщение о том, что российский инвестор готов построить сахарный завод в Павлодарской области. Стоимость проекта – 43,5 миллиарда тенге. Мощность в сутки – 1500 тонн сахарной свеклы, 300 тонн сахара-сырца. Период деятельности – круглый год в условиях двухсменного цикла.

Надо отдать должное автору материала: он не впал в эйфорию, скептически оценил это сообщение и привел «хронологию» предполагаемой реализации данного проекта. Это должны были сделать турецкие инвесторы, затем фирмы Арабских Эмиратов, Франции, еще какие-то зарубежные бизнес-структуры и вот, наконец, – россияне. Причем каждый потенциальный инвестор подавался как реальный партнер. В частности, даже отмечалось, что благодаря турецкой фирме павлодарский сахарный завод, который намечали в Аксу, с переработкой шести тысяч тонн сахарной свеклы в сутки станет крупнейшим среди родственных заводов Казахстана. Так как на тот момент самое крупное подобное предприятие республики перерабатывало вдвое меньше корнеплодов.

Под этот проект в области даже начали готовить плантации сахарной свеклы. Десять сельских товариществ принялись ее выращивать. И, надо отдать им должное, получили хороший урожай, который превышал достижения южных областей республики и по объему полученной свеклы, и по ее сахаристости.

Но здесь сменился аким области, а новый руководитель региона, проанализировав плюсы и минусы нового производства, пришел к такому выводу. Выступая два года назад на специальном брифинге в Службе центральных коммуникаций столицы, Абылкаир Скаков сказал, как передал корреспондент МИА «Казинформ», что «реализацией проекта сахарного завода занимается социально-предпринимательская корпорация «Павлодар». Это как раз тот самый социально значимый проект не только для нашего региона, но и в сегодняшних условиях с учетом имеющихся проблем с обеспечением сахаром для республики. Особенность его заключается в том, что построить завод планируется на базе использования сахарной свеклы, а не сахарного сырца. Данное сырье завозится из дальнего зарубежья. Что не способствует получению дешевой продукции». И далее: «К проектировщику было большое количество претензий, более 100 замечаний. Проект очень технологически сложный. Компетенции в этой сфере у нас, к сожалению, нет. Вплоть до того, что там планируются, с учетом сырья сахарной свеклы, переработка, выращивание свыше 900 тысяч тонн свеклы, что позволит нам производить по проектной мощности до 120 тысяч тонн сахара… Должны прийти люди с компетенцией, технологией, чтобы можно было полноценно реализовать. Это не быстрый проект, но очень социально значимый в сегодняшних наших условиях. И для нас он является большим приоритетом. Согласно данным на сайте СПК «Павлодар», стоимость сахарного завода составит 134,4 миллиарда тенге. Крайний срок завершения строительства – 2024 год», – объяснил на брифинге тогдашний аким Павлодарской области.

Похоже, что к этому периоду сладкое производство в регионе не появится. Так как, по мнению специалистов, обнародованному в местной прессе, «частые переделки проекта также не способствовали хорошему исходу. К примеру, была увеличена мощность производства – с шести тысяч тонн сахарной свеклы в сутки до восьми тысяч. Позднее в проекте появилась собственная угольная котельная. Это, к слову, стало большим поводом для недовольства местных экологов, которые указывали на вредность производства и непосредственную близость к населенным пунктам».

Есть и другие негативные мнения по проекту и работе предполагаемого производства, но тем не менее, как сообщили в СМИ представители СПК «Павлодар» в начале 2023 года: «Сахарный завод будет строиться, он нужен, проект стоит на контроле у Правительства. В данный момент проектно-сметная документация находится на этапе прохождения госэкспертизы».

Это, повторюсь, было заявлено в начале года, а «21 июня 2023 года в АО «СПК «Павлодар» обратилось ТОО «НұрҚАЗ ПВ», представляющее интересы ТОО «Торговый дом «Феникс» из России. Они планируют построить завод по производству сахара в городе Аксу мощностью 96 тысяч тонн сахара в год путем создания совместного предприятия ТОО «ErtisQant». Стоимость проекта – 43,5 миллиарда тенге. Мощность в сутки – 1500 тонн сахарной свеклы, 300 тонн сахара-сырца. Период деятельности – круглый год в условиях двухсменного цикла. То есть фактически все начнется сначала? И где гарантия того, что это не очередной предполагаемый инвестор?

Зеркальная ситуация и с производством в регионе крахмала. Несколько лет назад тогдашний руководитель областного управления сельского хозяйства Серик Батыргужинов отметил, что у нас производят много картофеля, но его переработкой никто не занимается. Также, по его мнению, не хватает заводов по переработке семян подсолнечника. Это более чем верно. Наша область ежегодно в числе лидеров в Казахстане по выращиванию картофеля, за ним к нам приезжают не только из ряда регионов республики, но и из окрестных областей России. Причем павлодарские аграрии выращивают не только привычный нам картофель, но и пробовали (успешно) получать корнеплоды с повышенным содержанием крахмала, именуемые техническими, и для производства чипсов.

Поэтому в 2019 году проект строительства крахмального завода подали как вполне жизнеспособный и перспективный. В областном акимате говорили о том, что уже есть инвестор для его реализации, завод собирались строить в агрономической зоне Аксу, разрабатывалось технико-экономическое обоснование. Говорилось, проект хорош не только тем, что у нас есть много картофеля на переработку, но и тем, что конечный продукт востребован за рубежом. А далее начались уже знакомые перемещения производства из Аксу в Железинский и Павлодарский районы и вновь в Аксу. Менялись и предполагаемые инвесторы, с которыми также вели переговоры: Турция, компании EximFinance из ОАЭ и SiccaDania из Дании, ТОО «ПАК «GreenEcoProduct» (Казахстан). К этому следует добавить обнародованное тогда сообщение областного управления индустриально-инновационного развития о том, что «в реализации проекта проявили заинтересованность казахстанские институты развития KIDF, ТОО «Самрук-Казына Инвест», АО «Банк Развития Казахстана». Где все они сегодня в «крахмальной» хронике региона?

Возможно, их испугали разноплановые проекты этого производства? Так как в одних разработках предполагалось, что завод будет работать только в период уборки картофеля, то есть два-три месяца, а остальное время – ремонт оборудования и реализация продукции. По другим вариантам предполагалось дополнить завод котельной, сетью различных коммуникаций и сооружений, плюс круглогодичный выпуск продукции. Всё это так и осталось в проектах.

На этом в рассказе о крахмальной эпопее поставлю точку. Лишь добавлю, что в минувшие годы в областном управлении сельского хозяйства заявляли о том, что «в регионе есть необходимость в предприятиях по переработке масличных культур – подсолнечника, льна и рапса, а также по глубокой переработке зерновых и бобовых культур, гречки, овса и зерна кукурузы». Что-то из этих намерений частично воплощается, а остальное остается в графе «протокол намерений».

И вот здесь попытаюсь сделать обобщение. Никого не надо убеждать в том, что те же сахар и крахмал нужны Казахстану не только для внутреннего потребления, но и для экспорта. Значит, разработку ТЭО и этих проектов следовало поручить компетентным фирмам, привлечь в регион специалистов, знающих технологии, которые бы точно сказали, какие именно сахарный и крахмальный заводы нужны в регионе и хватит ли для них (особенно по сахару) собственного сырья. И насколько будет рентабельна отдача от этих производств. То есть прояснить пресловутое: стоит ли овчинка выделки. Сегодня же, как представляется, проекты «свалили» на СПК «Павлодар». А это, не в обиду персоналу ведомства, не тот уровень, так как речь идет о международных договорах и технологиях, которые никогда не реализовывались в области. Поэтому из года в год идут заверения, что «в самое ближайшее время проекты утвердят и регион завалят сахаром и крахмалом». Вроде бы всё нормально, демонстрируется процесс деятельности, а отдачи – не видно. Может быть, пересмотреть схему поиска инвесторов и применить какие-то другие варианты в этом деле? Тем более что вдобавок предлагается решать вопросы переработки масличных, зерновых, крупяных и бобовых культур. Непродуктивно при таком раскладе топтаться на одном месте.

Сергей ГОРБУНОВ.

Фото из архива Владимира БУГАЕВА.