В начале февраля экономический блок Правительства с явным удовлетворением итожил прошлый год. Говорилось, что по итогам прошлого года экономика республики адаптировалась к новым условиям и вышла на путь устойчивого развития. В результате принятых мер рост экономики дал 5,1 процента.
О чём говорят цифры
Конечно, с точки зрения ВВП это хороший показатель. Тем более что основные отрасли показали положительную динамику: строительство приросло на 13,3%, торговля – на 11,3%, услуги информации и связи – на 7,1%, транспортные услуги – на 6,9%, а промышленность в целом – на 4,3%. Будто споря с тезисом о недостаточности инвестиций, в старом составе Правительства утверждали: инвестиции в основной капитал выросли на 13,7%. При этом за 9 месяцев 2023 года объем прямых иностранных инвестиций исчисляется 19,7 миллиарда долларов. Из них более 11 миллиардов долларов направлено в несырьевые секторы. И вроде бы уже второй год подряд показатели по прямым зарубежным инвестициям становятся одними из самых высоких за последнее десятилетие – по году это 26-28 миллиардов долларов. Да и внешнеторговый оборот за 11 месяцев 2023 года вырос на 2,2 процента, до 126 миллиардов долларов. Положительный торговый баланс республики превысил 16 миллиардов.
Есть и международные резервы, сейчас в пределах 96 миллиардов долларов, при этом активы Национального фонда выросли на четыре миллиарда долларов и превысили 60 миллиардов. Казалось бы, работали и над снижением инфляции, утверждая, что за прошлый год она снизилась чуть ли не в два раза, до 9,8 процента. Но это всё же высокий процент, а на нынешний год ставится задача удержать инфляцию на уровне 6-8 процентов. Одновременно планируется довести рост экономики до 5,3 процента.
Всё хорошо? Оказалось, не совсем так, или совсем не так – тут уж каждый может оставаться при своём мнении. Однако факт остаётся фактом – Президента явно не удовлетворила работа прежнего состава Правительства, оно было отправлено в отставку. Оперативно сформирован новый состав Кабмина, и уже 7 февраля Президент РК Касым-Жомарт Токаев проводит расширенное заседание Правительства. Здесь и прозвучали его программные задачи на дальнейшую перспективу.
Не ВВП единым?
Самый главный вывод на тот день: несмотря на позитивную динамику экономики, нужен новый импульс деятельности Правительства. Перед ним стоит чёткий целевой ориентир – увеличение экономики к 2029 году до 450 миллиардов долларов. Для этого ВВП страны должен ежегодно расти минимум на шесть процентов. При этом важно, чтобы макроэкономические показатели обеспечивали опережающий рост реальных доходов граждан. Однако чтобы совершить качественный рывок в развитии, требуются продуманные и решительные действия. Так сказал Президент в самом начале совещания.
По его словам, Правительство и акимы должны кардинально пересмотреть свое отношение к работе, нужна результативность, а не бюрократия. Требуется системный подход, сочетающий в себе оперативное решение вопросов и долгосрочное видение развития экономики.
Первая мера, о которой сказал Президент, – сейчас разрабатывается новый Налоговый кодекс, он должен обеспечить разумный баланс между созданием комфортных условий для инвесторов и поддержанием необходимого уровня поступлений в бюджет. При этом, несмотря на вроде бы благие цифры, Правительству предстоит запустить новый инвестиционный цикл. Ведь в реальности доля инвестиций в основной капитал ВВП страны снижается. Другими словами, в экономику не вкладываются средства, чтобы в последующие годы хотя бы поддерживать достигнутые темпы роста.
– Нужно существенно увеличить приток внешних и внутренних инвестиций. Это ключевая задача для созданного инвестиционного штаба. Штабу предстоит сформировать целостную экосистему привлечения инвестиций, активизировать работу институтов развития, наладить чёткое взаимодействие между загранучреждениями, центром и регионами, выстроить эффективный диалог с бизнес-сообществом. И самое главное – своевременно принимать необходимые решения, – сказал Президент.
Еще один приоритет – реформа системы государственных закупок, государственно-частного партнёрства, регулирования строительной отрасли. Это направление должно органично дополнить реформы в сфере привлечения инвестиций, эффективного использования бюджетных средств.
– В настоящее время активно обсуждается вопрос возврата государственной монополии на экспертизу в строительной сфере. Но Правительству следует соблюсти баланс интересов, чтобы не допустить полного поглощения государством этого конкурентного рынка. В отрасли накопились острые вопросы, касающиеся долевого строительства, незаконной и точечной застройки, реформы ОСИ. Граждане регулярно высказывают недовольство, но со стороны уполномоченных органов действенных мер для решения этих проблем пока нет. До конца года жду от Правительства конкретных результатов в данном направлении, – подчеркнул Глава государства.
Необходим толчок
Президент потребовал придать новый импульс промышленному развитию страны и сам же расставил акценты.
– Для реализации внятной и эффективной индустриальной политики в прошлом году было создано отдельное министерство. Оно должно разрабатывать ориентиры для отрасли и инвесторов. Конкретные меры и подходы, которые стимулировали бы вложения в новые высокотехнологичные производства, пока не выработаны. Перечень прорывных проектов подготовлен, но требует основательной доработки. Эти производства должны изменить структуру экономики, создать прочный промышленный каркас и точки технологического роста. Всего этого пока не произошло, – констатировал Касым-Жомарт Токаев.
Лидер Казахстана призвал ускорить модернизацию коммунально-энергетического сектора.
По словам Президента, каждый отопительный сезон вскрывает одни и те же проблемы. Госорганы не извлекают уроков из системных ошибок и упущений, которые довели отрасль до ее нынешнего состояния. Затягивается строительство парогазовой установки на Алматинской ТЭЦ-2. Более десяти лет не можем восстановить энергоблок на Экибастузской ГРЭС-1. Есть вопросы по своевременной реализации проекта расширения и реконструкции Экибастузской ГРЭС-2. Правительство в приоритетном порядке должно завершить в этом году модернизацию 19 теплоисточников, находящихся в красной зоне риска. Следует обеспечить ввод более 700 мегаватт дополнительной генерации. Переносы сроков уже недопустимы, страна испытывает дефицит мощностей по производству и передаче электричества, тепла, воды.
Глава государства поручил Правительству разработать детальный комплекс мер для восстановления и развития коммунально-энергетической инфраструктуры страны.
– Для придания нового импульса экономике Правительству надо выстроить полноценное партнерство с предпринимателями и инвесторами. Пора прекратить формализм, бюрократическую волокиту. Надо работать, не дожидаясь указки сверху, жалоб граждан или ухудшения ситуации. Нужно проявлять инициативность и самостоятельность.
Уже начали?
Сразу же после расширенного заседания сайты министерств запестрели сообщениями о начавшейся работе. Например, докладывалось, что свыше 450 миллиардов тенге инвестиций направят на ремонт инженерных сетей в Казахстане в этом году. Планируется отремонтировать 6,5 тысячи километров. А в целом благодаря проводимой тарифной реформе до 2029 года планируется привлечь до трёх триллионов тенге инвестиций для модернизации 62 тысяч километров инженерных сетей, снижения их износа на 20 процентов.
Есть новости и по линии льготного кредитования. Банковские кредиты МСБ на сумму более 900 миллиардов тенге будут охвачены субсидированием и гарантированием в 2024 году, так на днях заявили в Правительстве. С учётом объединения программ «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей» разработаны новые подходы к поддержке предпринимательства. Предусматривается постепенный переход от субсидирования к инструментам гарантирования и иным нефинансовым мерам поддержки.
Доложено, что продолжается работа по новому Налоговому кодексу, хотя об этом ещё раньше говорил Президент. Говорят, что новый кодекс ориентирован на внедрение сервисной модели администрирования. В результате существенно упростится процесс выполнения налоговых обязательств. В целом количество налогов и других платежей сократится на 20 процентов, а число форм налоговой отчётности – на 30 процентов. При этом новые проекты в обрабатывающей промышленности будут освобождены от уплаты налогов на 3 года.
А вот и ещё одно поручение исполнено. Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан сообщает, что в Казахстане уже внедрена обновлённая единая градостроительная экспертиза проектов всех уровней. Она охватывает все виды градпроектов. Суть цифровой трансформации градостроительных процессов заключается в автоматизации операционной деятельности и переводе информации в более доступную цифровую среду, в которой её быстрее и легче анализировать, чтобы получать точные решения. Что ж, поживём – увидим.
Спрос будет строгим
В эти дни не молчал и новый Премьер Казахстана Олжас Бектенов, с самого начала заявивший: «Мы будем Правительством решительных действий». Своё виденье дальнейшей работы он представил так: «Министры должны быть самостоятельными, оперативно решать отраслевые вопросы на своем уровне. Всем необходимо понять: темп работы будет высоким, а спрос – жёстким».
А затем Олжас Бектенов поручил Минфину за 10 дней провести ревизию республиканского бюджета, а далее – за месяц – ревизию всех местных бюджетов на предмет существенного сокращения расходов, не имеющих первостепенного значения. Затем Премьер Казахстана потребовал от собственников крупных промышленных предприятий представить конкретные планы по созданию новых производств высокого передела. Вести переговоры с собственниками поручено опытнейшему первому вице-премьеру Роману Скляру. И ему отведено для выполнения задачи 10 дней. Премьер акцентировал внимание, что отечественные промышленные гиганты должны кардинально увеличить закупки казахстанских товаров, работ и услуг.
Прошёлся Премьер и по системе закупок, тормозящей, по его мнению, всё. Действующие процедуры приводят к затягиванию госзакупок, в результате замедляется реализация новых проектов и развитие экономики. Конечно, об этом со всех концов Казахстана говорилось уже давно, но только новый Премьер-министр поручил упростить госзакупки и закупки квазигоссектора, увеличив в них долю отечественных товаров.
В начале года
В феврале получены первые данные от статистики: рост экономики Казахстана в январе оценивается в 3,9 процента. При этом добыча металлических руд выросла на 6,1 процента, газа – на половину процента, прочих полезных ископаемых – на 3,3. Добыча угля, наоборот, снизилась на 4,7 процента, нефти – на 1,7.
И в стране явно меняется подход к экономическим инвестиционным проектам. Павлодарская область тут может оказаться в лидерах. Это показало недавнее заседание областного инвестиционного штаба, во время которого было рассмотрено сразу 33 проекта с предполагаемыми инвестициями на 1,7 триллиона тенге. Всё это в сфере предпринимательства и индустриально-инновационного развития. Аким Павлодарской области Асаин Байханов детально анализировал каждый предлагаемый проект, прежде всего с точки зрения его экономической целесообразности. Особый интерес вызвали проекты обрабатывающей промышленности, в том числе машиностроения, нефтехимии с высоким переделом и высокой маржинальностью.
Асаин Байханов акцентировал внимание на проектах по сортировке и переработке мусора, золоторудной обогатительной фабрики «Уштаган Gold», выпуску присадок, производству офисной и школьной мебели и обуви. При этом глава региона поручил разработать и утвердить дорожные карты с каждым инвестором.
Как видим, начало года может вселять определённый оптимизм.
Владимир ГЕГЕР.
Фото из архива Валерия БУГАЕВА.