• Сб. Дек 7th, 2024

Расти, рыбка, большая и маленькая

Ноя 14, 2024

Смогут ли павлодарцы лакомиться собственной свежей, а не замороженной рыбой, чтобы вот только выловили – и на стол?

Рыбы-пациенты

На открытии фермерского рынка «Jaylau» самые большие очереди были к прилавку, где торговали живой рыбой. Тогда павлодарцы за три часа раскупили 600 килограммов живого карпа. Это говорит о большом спросе горожан именно на свежую рыбную продукцию. Кстати, вы знали, что в Павлодаре искусственно выращивают не только карпов и осетра, но еще и форель и даже стерлядку? Правда, об этом рыбном производстве рассказ пойдет в другой раз. Эти виды рыб выращивают в прудах, расположенных в разных частях области. Сегодня речь пойдет о прудовом хозяйстве в селе Ребровка. Когда-то это был большой, крепко стоявший на ногах рыбопитомник. После нашествия охотников за металлом в начале 2000-х некогда процветавшее рыбное хозяйство представляло собой плачевное зрелище. Всё, что можно было разобрать, разобрали, вывезти – вывезли. Когда в 2006 году сюда приехал павлодарец Александр Веретенников, здесь были, как он говорит, одни развалины.

– Эта земля никому не нужна была, ни насосов, ни трубопроводов, – вспоминает А. Веретенников.

Парадокс, но именно запустение и вдохновило предпринимателя заняться совершенно для себя незнакомым на тот момент видом деятельности. Захотелось вдохнуть вторую жизнь в когда-то процветавшее рыбное хозяйство. При этом Александр Веретенников тогда даже к заядлым рыбакам себя вряд ли мог причислить. На рыбалку ходил, но без фанатизма.

– Предприниматели редко когда берутся за процессы, в которых досконально разбираются. В этом-то вся и суть – преуспеть в том, где ты не был профессионалом, – говорит мой собеседник.

Зато сегодня глава крестьянского хозяйства «Колос» сам без проблем может сделать рыбе внутримышечные инъекции суспензии гипофиза, чтобы улучшить качество икры у самок (да-да, не удивляйтесь, рыбе тоже делают уколы). Сам экспериментирует со сроками выращивания товарной рыбы. Чтобы вырастить товарную рыбу в нашем регионе с его не самым теплым климатом, нужно около четырех лет. Научные разработки, которые ведутся в «Колосе», нацелены на то, чтобы сократить этот срок до двух лет, что в конечном счете позволит снизить себестоимость рыбы для покупателей.

Научный подход

– Обычно личинки после инкубации выводятся в конце мая – начале июня, в этом году мы впервые смогли получить их уже в конце марта – начале апреля. Если нам удастся наладить этот процесс, а это дорогостоящие эксперименты, то рыбопосадочный материал будет зарыбляться уже не личинками, а мальками, что позволит стабильно получать навеску у рыб, – делится успехами хозяйства Александр Веретенников.

Для обывателей все эти научные разработки в рыбоводстве, инъекции карпам и щукам – в диковину. А Александр Веретенников рассказывает о них так подробно, как будто всю жизнь только этим и занимался. При этом он не считает себя асом в этом деле.

– Я далек от тех профессионалов, которые были раньше. Да и сейчас… В Узбекистане, например, только в одном прудовом хозяйстве выращивают 20 тысяч тонн рыбы. В Казахстане даже «тысячников» нет (тех, кто выращивает тысячу тонн рыбы). И если появятся, то либо благодаря огромным денежным вливаниям государства, когда в рыбоводство захотят пойти все бизнесмены, либо усилиями инициативных и «больных» активистов, – говорит павлодарский рыбовод, имея в виду то, что большинство людей не будут с апреля по октябрь пропадать на озерах, то и дело пересаживая рыбу из одного водоема в другой.

Кстати, там же проводит большую часть своего времени и Веретенников-младший. 21-летний Данил уже с 6 утра развозит рабочих по водоемам и сам в резиновых сапогах помогает им переносить рыбу в рыбовозы.

Что карпу хорошо, людям – промозгло

В день моего посещения рыбного хозяйства в селе Ребровка дул пронизывающий ноябрьский ветер, то и дело накрапывал дождь. На людей, по колено стоящих в воде с бреднем в руках, даже смотреть было холодно. Да, все они работают в водонепроницаемых костюмах, резиновых сапогах, но приятного, надо полагать, в их работе мало. Вот только в другое время перевозить рыбу из малькового пруда в зимовальный – значит рыбу убить.

– Если пересадить такой объем рыбы, скажем, в августе, создав комфортные условия для работы людей, рыба просто погибнет. Её нужно пересаживать при низких температурах воздуха, – объясняет технологию Александр Веретенников.

Рыбу из прудов на зимовку забирают всю. Это тоже целая технология в несколько этапов. Из водоема спускают часть воды. С помощью бредня выбирается основная рыба, ее перекладывают в небольшие емкости и переносят в рыбовоз. Понижение уровня воды делается несколько раз. Процесс этот может занять до четырех суток, если рыбы в пруду много. В этом случае быстро спускать воду вообще нельзя, потому что много рыбы останется в кустах.

Отдельно хочется остановиться на рыбовозе. Новая машина в полной заводской комплектации для перевозки живой рыбы стоит около 70 миллионов тенге. Отец и сын нашли способ, как сэкономить: купили «бэушный» «КамАЗ» и уже на его базе соорудили все необходимые приспособления – компрессоры для подачи кислорода в отсеки с водой, систему аэрации, датчики кислорода, отслеживающие уровень его оснащения в воде, фильтры очистки, термоизоляцию, предотвращающую резкий нагрев или, наоборот, охлаждение цистерн с водой. Всё это тянет миллионов на 25, без учета сто­имости самой машины, но в любом случае выходит гораздо дешевле заводских аналогов.

Пока в хозяйстве обходятся одной машиной, но на следующий год нужно переоборудовать таким же образом еще хотя бы один «КамАЗ», а в идеале и все два.

Боль рыбоводов

Рассчитывать на банковские кредиты рыбоводам не приходится. Ни один банк не дает сегодня займы на развитие рыбоводства. Государственные субсидии преду­смотрены только на корма и покупку рыбопосадочного материала. Если рыбу выращиваешь сам, на государственную помощь уже не рассчитываешь. И это одна из причин того, почему казахстанский рынок так скуп на живую рыбу.

– У нас развито рыбное потребление, но мало самой свежей рыбы. И, по моим прогнозам, в ближайшие лет семь ее будет недостаточно, – делится своими наблюдениями Александр Веретенников.

Обижен павлодарский рыбовод и на отношение чиновников на местах к рыбоводческой деятельности в целом.

– Вы сами видите, в каких условиях работают люди. Неужели в День сельского хозяйства, когда награждают благодарственными письмами и грамотами фермеров, бахчеводов, трактористов, агрономов, нельзя отметить и тех, кто поднимает рыбное хозяйство в регионе? Я не говорю про себя. Мне обидно за рабочих, занятых в рыбоводческих процессах, – недоумевает Александр Веретенников.

…Пересадка рыбы в зимовальные пруды продолжается. Зимовка – это, кстати, самый сложный этап для рыбоводов.

– Весной идет отлов маток с зимовальных прудов, мы пересаживаем их в садковые линии и готовим для хорошего воспроизводства, обеспечивая усиленное питание и комфортный температурный режим. После инкубации рыба в очередной раз пересаживается. В этот период делается гипофиз, как уже говорил, ускоряющий период созревания икры. Потом личинки нужно собрать и пересадить в мальковые пруды, где они растут до осени, превращаясь в сеголеток. А осенью снова перевезти в пруды зимовальные, где созданы оптимальные условия для зимовки. Этапы производства рыбы занимают круглый год. Но самое сложное – это не вырастить рыбу, а обеспечить ее благоприятную зимовку, – резюмирует мой собеседник.

А еще в рыбоводстве важна и своевременность. Например, в зимовальные пруды рыбу нужно зарыблять большой плотностью, а весной, как только сойдет лед, наоборот, скорей рассадить, иначе рыба погибнет.

В общем, рыбоводство – это целая система, где даже малейшее промедление грозит гибелью всего рыбного поголовья.

Павлодарцы сегодня – одни из лидеров в республике по выращиванию рыбопосадочного материала, в основном карпа. А вот про торговую рыбу такого, увы, сказать нельзя. Так что теоретически полакомиться рыбным свежаком в Павлодаре можно, а практически – в весьма ограниченном количестве.

Ирина ВОЛКОВА.

Фото автора.