• Сб. Ноя 2nd, 2024

От школы до таможни

Июн 13, 2024
Photo Valeriy BUGAYEV

В селе Тлектес района Аккулы начнут строить новую школу взамен аварийной. Это давнишняя мечта местных жителей. Казалось бы, дело сдвинулось с мёртвой точки – можно выдохнуть, но сельчане всё равно недовольны. Неудивительно, что свою рабочую поездку в район Аккулы аким Павлодарской области Асаин Байханов начал именно с посещения села Тлектес.

Село совсем не большое – всего 256 человек. Если вести счет по дворам, то их здесь 63. Из них скотину держат только в 28 дворах. А в 35 собственного подворья нет вообще. Это к вопросу о перспективности этого населенного пункта. Именно она и стала камнем преткновения между главой региона и сельчанами. У последних накопилось множество претензий к чиновникам. Люди обиженно высказывали Асаину Байханову, что устали обивать пороги чиновников, которые только и делали, что обещали построить новую школу, а потом и вовсе начали вести речь лишь о капитальном ремонте. Директор тлектесской школы Айнур Бекпауова попыталась объяснить, что на тот момент это было оправданно и основано на заключении техобследования здания. В этом же году, когда провели повторное техобследование, стало ясно – никаким ремонтом камышитовому зданию 1972 года постройки уже не поможешь.

– Когда мы получили официальное заключение о признании школы в селе Тлектес аварийной, вопрос о строительстве новой отпал сам собой. Аварийных школ у нас быть не должно, это однозначно, школу строить будем, это даже не обсуждается, – заверил людей Асаин Байханов.

Photo Valeriy BUGAYEV

Но на этом полностью закрыть школьный вопрос не получилось. Теперь возник спор о количестве мест в будущей школе. Основываясь на динамике численности населения и количества учеников в школе за последние несколько лет, которая, увы, не бьет рекорды, было принято решение школу строить компактную – на 50 мест. Но с этим оказались категорически не согласны сельчане, считающие, что в данном случае нужно думать о перспективе развития села.

– Но как раз эта перспектива и вызывает сомнения. Количество учеников в школе снижается ежегодно. В 2020 году детей здесь училось 56, в 2021- 55, в 2022 – 54, в прошлом году и в этом – 51. В шестом классе обучаются восемь человек и это самый большой класс. В остальных классах по трое-пятеро детей. И пять детей идут в первый класс в этом году. При таких показателях строить школу на 100 мест – нерационально. И здесь вопрос больше не в строительстве здания, которое по стоимости, может, и не особо будет иметь большую разницу. Мы думаем о дальнейшем его содержании. Какой смысл содержать школу на 100 мест, если детей в ней едва набирается 50 человек? – пытался убедить жителей аким области.

Но сельчане твердо стояли на своем. Говорили и о переселенцах, которые прямо жаждут приехать в Тлектес, если там будет современная школа со спортзалом, актовым залом (ничего этого в сегодняшней тлектесской школе нет), о возможных государственных программах, нацеленных на развитие села, которые могут принять в будущем.

Но верх взяла все же рациональность. Школу в селе Тлектес построят на 50 мест. И на 20 мест будет рассчитан новый мини-центр для дошколят.

Чтобы не затягивать со строительством, есть предложение воспользоваться проектом аналогичной школы, построенной в поселке Железнодорожный. Там уже есть готовый проект. Но в любом случае раньше января будущего года возвести новую школу не получится даже при самом большом желании. До этого времени с началом нового учебного года дети по просьбе родителей будут учиться в старом здании. Изначально для тлектесских школьников планировалось организовать подвоз до соседних сел, но сельчане наотрез отказались от этого предложения, опасаясь за безопасность своих детей. В этом власти пошли навстречу людям.

Приятно удивил Аккулы сельскохозяйственный. И дело не только в том, что здесь по сравнению с прошлым годом увеличилась посевная площадь с 18,5 тысячи гектаров до 19,1 тысячи. Пожалуй, больше импонирует смелость и креативность местных фермеров, не боящихся браться за новые проекты, прежде совершенно несвойственные району. В Жамбылском сельском округе впервые в этом году высадили сою. И сразу на 420 гектарах. Это позволило увеличить площадь под масличные культуры сразу на 115,1 процента к уровню прошлого года. А в селе Бескарагай готовятся выращивать чипсовый сорт картофеля для компании PepsiCo (чипсы Lay’s) и строить завод по сушке и прессованию сена люцерны, на которое есть спрос в Китае, Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии. Именно в эти страны планирует поставлять свою будущую продукцию глава крестьянского хозяйства «Данекер» Кайрат Абишев. Правда, это планы на долгосрочную перспективу. Соответствующий завод в Бескарагае планируется возвести в 2026 году. В этом же году предприниматель вводит в эксплуатацию 932 гектара орошаемого земледелия. Инвестиционный проект общей стоимостью в 1,2 миллиарда тенге предусматривает в том числе и строительство насосной станции мощностью в 2,1 тысячи кубометров, а также ЛЭП и водовод протяженностью 10 километров. Вообще, размах, с которым Кайрат Абишев продолжает развивать хозяйство, которое больше походит на какое-нибудь американское ранчо, нежели на привычные нам сельскохозяйственные комплексы в степи, заслуживает отдельного повествования. Асаин Байханов поручил руководству района Аккулы активно содействовать этому и другим, не менее интересным инвестиционным проектам.

В этот же список можно отнести и вотчину Кайрата Шапуова, чьи элитные сорта арбузов вот уже на протяжении нескольких лет вызывают восторг у любителей бахчевых. В этом году крестьянское хозяйство «Кайрат» получило долгожданный статус семеноводческого хозяйства, что позволяет экспортировать свои авторские сорта бахчевых в другие страны. До этого хозяйство экспортировало лишь арбузы. Кстати, об экспорте. Лебяжинские арбузы всегда на ура уходят в Россию. Но после пандемии вот уже который год подряд бахчеводу вставляют палки в колеса казахстанские таможенники, которые настаивают, чтобы в «КамАЗах» с арбузами был так называемый «коридор» – пустоты, позволяющие осмотреть груз на наличие наркотиков.

– Таможенники заставляют делать на всю длину «КамАЗа» свободный проход. И если раньше камазисты увозили 36 тонн арбузов, то сейчас – 29. Это нерентабельно, – рассказал о своей главной проблеме Кайрат Шапуов, сокрушаясь, что в век высоких технологий таможенники продолжают работать по старинке.

Фермер попросил главу региона при возможности оснастить таможню на территории региона современными сканерами. Просьбу записали.

Также Асаин Байханов ознакомился с ходом ремонтных работ в Аккулы – дорожных и строительных. В районе реконструируют ясли-сад в селе Каракала, там же в рамках программы «Ауыл – ел бесiгi» строится физкультурно-оздоровительный комплекс, вовсю идут дорожные работы, которые в этом году охватят более 34 километров. Это вместе с подъездными дорогами к селам. Пока претензий ни к качеству работ, ни к срокам их выполнения нет.

Ирина ВОЛКОВА.

Фото Валерия БУГАЕВА.