• Пн. Дек 9th, 2024

Нужны особенные игры

Авг 6, 2024

Нередко в основе нового бизнеса лежит какой-то личный интерес. Проблема, с которой человек столкнулся и не смог найти то, что ему необходимо. Кто-то в этой ситуации опустит руки, кто-то продолжит поиски, а кто-то начнёт производить сам. Чаще всего этот третий путь выбирают женщины.

В региональной палате предпринимателей могли бы привести немало таких примеров. Одна павлодарка, столкнувшись с тем, что для диабетиков и сторонников правильного питания слишком мало выпускают сладостей, начинает делать полезные сладости; другая, познавшая медицинские диеты, налаживает продажу яичных белков и желтков по отдельности; третья оказывает в селе услуги полиграфии… Жанар Аубакирова – владелица инклюзивного центра и инклюзивного цеха – тоже когда-то оказалась в похожей ситуации. Сначала помогала самой себе, а теперь помогает многим.

Особенные потребности

У Жанар Аубакировой несколько образований – все они педагогические. Изначально она выучилась на преподавателя информатики, затем по этому же направлению окончила магистратуру, а позже получила диплом социального педагога. И плюс ещё несколько дополнительных курсов в этой сфере. Тут уже, как говорится, жизнь заставила. Долгожданным и желанным первенцем в семье стал сын Ахмад. Однако мальчик родился с особенностями в развитии, поэтому остро встал вопрос о специальных занятиях с ним. Вот мама и углубилась в изучение этой темы, испытывала разные методики, отбирая самые эффективные. Появлявшиеся успехи окрыляли, и со временем она вместе с мужем Дарханом Нурлановичем решила открыть и специальный инклюзивный центр для детей с разными особенностями развития. Это был и способ двигаться вперед, и возможность самореализации, и дальнейшее совершенствование, и желание помочь другим детям и их родителям.

Своих средств для открытия такого центра в семье не было, и супруги решили воспользоваться государственной поддержкой: обратились в областное управление предпринимательства, подали заявку и выиграли грант на основание и развитие своего инклюзивного центра, которому дали название «Брейн Парк». В общей сложности получили 4,3 миллиона тенге. На эти деньги были открыты первые кабинеты для занятий. Постепенно центр рос: поначалу в нём работали пять кабинетов, занимались 12 детей. Сейчас здесь 12 кабинетов, большой спортивный зал, работают больше 20 опытных педагогов, каждый день «Брейн Парк» посещают от 65 до 85 детей. И ещё 500 находятся в резерве – это те, кто ожидает своей очереди.

При этом, отмечает Жанар Аубакирова, их центр – далеко не единственное такого рода заведение в Павлодаре. Однако проблема состоит в том, что и нуждающихся в подобных занятиях меньше, увы, не становится. Считается, что детей с заболеваниями аутистического спектра, например, во всём мире с каждым годом становится всё больше. На вопрос о том, что является отличительной чертой именно их центра, женщина отвечает, что главное – индивидуальный подход, когда для каждого ребенка подбирается и разрабатывается специальная программа и режим посещений. Например, один малыш двух-трёх лет, так и не начавший говорить, может посещать центр два часа в день, другой с похожей проблемой – только час. Не потому, что на него не хватает времени, а потому, что в его случае это будет более эффективно. С каждым ребенком сначала знакомятся, присматриваются к нему, начинают занятие, но может уйти до трёх месяцев, чтобы составить индивидуальный график, который обязательно согласовывается с родителями. Здесь нет в привычном смысле часов работы с определённым перерывом на обед, который был бы удобен только персоналу, во главу угла всегда ставят интересы ребёнка, поэтому план посещений зависит от особенностей каждого маленького посетителя.

И ещё вопрос: есть ли примеры, когда ребёнок делал большие успехи в «Брейн Парке»? Жанар Аубакирова отвечает, что имеется немало примеров, когда врачи говорили, будто ребёнок никогда не сможет ни читать, ни писать, ни изъясняться, ни отвечать на вопросы, но дети шли наперекор этому приговору. А четверо детей после занятий в инклюзивном центре смоли посещать обычную общеобразовательную школу без сопровождения. Это ли не успех? Может, врачи ошиблись при вынесении диагноза? Жанар говорит, что ставить под сомнение диагноз она не может, ведь у неё нет медицинского образования, но вот тот факт, что такие занятия детям просто необходимы, невозможно оспорить.

Игры и игрушки

Для особенных детей нужны особенные игры и игрушки, направленные на развитие самых разных способностей. Когда предпринимательница занималась с сыном, только открыв свой центр, она столкнулась с проблемой, что у нас не так-то просто приобрести все необходимые материалы, практически всё заказывалось за рубежом и порой, по её мнению, не всегда отвечало требованиям. Поэтому и было принято решение открыть собственный цех по производству игр и игрушек. Была и ещё одна причина: нужно было подумать о будущем своего сына. Где и кем он будет работать? Сейчас мальчику 13, он живёт социально активной жизнью, ходит в школу, продолжает занятия в центре, изучает компьютер, ездит отдыхать в гости к бабушке с дедушкой…

Но реализовать себя в профессии людям с инвалидностью чрезвычайно сложно. Поэтому было решено, что в инклюзивном цехе смогут работать молодые люди, имеющие разного рода проблемы со здоровьем.

Предпринимательница отнеслась к новому предприятию ответственно – сначала супруги на протяжении девяти месяцев изучали проблему, думали над будущей продукцией, наметили выпуск первых товаров. Инклюзивный цех открыли примерно через полгода после открытия центра, назвали его «Ойна», что в переводе означает «Играй». В первый год в ассортименте цеха было порядка 20 игр, игрушек, тренажёров, методического материала, сегодня этот список доходит почти до сотни позиций. Изучали разные методики, подходы, вносили коррективы. Например, отмечает Жанар Тулегеновна, не хватало материалов для детей с маленьким словарным запасом и низкой речевой активностью.

С большим вниманием отнеслись к выбору материалов – в основном игрушки деревянные, и краска полностью безопасна, не оставляет следов даже на вспотевших детских ладошках. Вся продукция реализуется не только в нашей области, но и в других городах Казахстана – Алматы, Астане, Атырау, Шымкенте, Семее… Есть своя страница в инстаграме, где можно ознакомиться и с ассортиментом, и с рекомендациями по использованию. Имеется перспектива реализовывать свою продукцию и в рамках Таможенного Союза.

Сегодня в этом цехе, помимо самих Жанар Тулегеновны и Дархана Нурлановича, работают ещё восемь человек, половина из них имеет справки о том, что у них есть проблемы со здоровьем, практически у каждого инвалидность. У кого-то только школьное образование, у кого-то – курсы, а кое-кто окончил колледж. Все они прошли соответствующую подготовку в цехе, трудоустроены, получают зарплату.

Социальное предпринимательство

Бизнес Жанар Аубакировой входит в список социальных предприятий области. Список этот не очень велик – всего одиннадцать названий. Но все эти предприятия нуждаются в хорошей государственной поддержке. Женщина говорит, что законом предусмотрены девять преференций для социального бизнеса, но на сегодняшний день они практически не действуют. По крайней мере, на постоянной основе.

Предпринимательница считает, что местные исполнительные органы могли бы оказывать более действенную поддержку. Например, постараться, чтобы продукция таких предпринимателей была в приоритете у местных потребителей. Производимые «Ойна» игры и дидактический материал могли бы активнее покупаться государственными детскими садами или образовательными центрами. Не обязательно, чтобы такое дошкольное учреждение было на сто процентов укомплектовано местными товарами, но если бы определили норму, чтобы хотя бы десять процентов продукции приобреталось у себя в области, уже было бы здорово. Тем более что порой зарубежные аналоги проигрывают нашим товарам и в качестве, и в цене.

Понятие «казахстанская составляющая» в нашей стране используется уже на протяжении многих лет, почему мы не можем использовать этот критерий более широко, в том числе в сфере образования? Почему бы не ввести понятие «областная составляющая»? Жанар Тулегеновна говорит не только о собственной продукции. Допустим, есть социальное предприятие, которое шьёт фартуки. В некоторых колледжах, в том числе тех, где изучают кулинарию, ресторанное дело, фартуками обеспечивают учащихся, и было бы неплохо, если бы эта продукция приобреталась у местных производителей. Это не только денежный оборот средств внутри области, но и оказание поддержки тем, кто в ней по-настоящему нуждается. Это дало бы предприятиям возможность наращивать свою мощь, расширяться, давать работу новым сотрудникам. В том числе тем, у кого не так уж много шансов найти своё место в жизни, получить настоящее дело, почувствовать себя полезным членом общества.

Социальный бизнес

На 1 февраля 2024 года в реестр социальных предпринимателей Министерством национальной экономики РК было включено 261 предприятие из числа субъектов малого и среднего бизнеса. С 2022 года в Казахстане действует Закон «О социальном предпринимательстве».  Социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, направленная на решение социальных проблем граждан и общества.

По приказу Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 17 июля 2023 года утверждены правила ведения реестра субъектов социального предпринимательства. Оказывается финансовая поддержка, которая включает в себя предоставление грантов, субсидий и льготных кредитов для развития социального предпринимательства. Ведётся работа по повышению осведомленности о социальном предпринимательстве.  Согласно закону, делится оно на четыре категории.

В первую категорию попадают социальные предприниматели, которые занимаются трудоустройством лиц из числа социально уязвимой категории. Вторая категория – социальные предприниматели, занимающиеся реализацией производимых товаров и оказываемых услуг гражданами из числа лиц социальной категории. Третья категория – социальные предприниматели, деятельность которых направлена на производство товаров и оказание услуг, предназначенных для лиц с инвалидностью. Четвертая категория – социальные предприниматели, осуществляющие деятельность по достижению общественно полезных целей.

Галина ЕГОРОВА.

Фото предоставлены РПП «Атамекен».