• Ср. Янв 15th, 2025

Масло есть. Рафинировать не умеем

Сен 12, 2023

Из года в год специалисты сельского хозяйства подчёркивают: в Павлодарском Прииртышье есть немало резервов, способных помочь нам увеличивать переработку сельскохозяйственной продукции. Но при этом всегда звучит оговорка – не все наши возможности используются так, как надо. Более того, частенько даже немногие имеющиеся перерабатывающие цеха в регионе вообще простаивают.

В общем неплохо

Так и получается из года в год: одной из важнейших задач остаётся организация местной переработки. И в Павлодарской области, если судить по отчётам, есть немалый перечень перерабатывающих производств – больших и малых. Это, как говорят, на сегодняшний день более 250 действующих объектов переработки. Есть и крупные предприятия – в основном мясные и молочные. Одним из таких по переработке молока и молочного сырья остаётся АО «Сүт». Производственная мощность переработки сырого молока здесь доходит до 250 тонн в сутки. Хотя загруженность предприятия – 80 процентов. Передовым предприятием по переработке зерна считается ФХ «Улан». Производственная мощность – 36 тысяч тонн зерна в год. Загруженность предприятия – 77 процентов. Подобных – больших и поменьше – у нас немало. Их продукцию можно видеть на еженедельных ярмарках в городах и райцентрах области, но переработку, безусловно, надо расширять. К тому есть все основания, в том числе, несмотря на насыщенность областного рынка растительным маслом, у нас в области никак не удаётся наладить производство рафинированного подсолнечного масла. Попытки начинать производство такого востребованного сорта масла делались. Но почему-то подобные производства у нас долго не держались. А вот в ряде других областей работают прекрасно и без сбоев, зачастую на нашем сырье.

Если быть объективным, то дела, в принципе, у нас не так уж плохи: в области с сырьём всё в порядке, производство растёт, во всяком случае, росло до нынешней засухи, которую следует рассматривать всё-таки как форс-мажор. Поэтому есть что перерабатывать, нужны, как принято говорить, лишь инициативные и состоятельные инвесторы. Хотя, надо признаться, даже их появление иногда ничего не гарантирует.

В целом у нас в области постепенно растёт производство продуктов питания, хотя никто не скрывает – есть чем заняться переработчикам. Потому что слабым местом у нас традиционно остаётся именно переработка производимой сельчанами продукции. При этом перерабатывающие заводы зачастую загружены далеко не на полную мощность. У нас в области в каком-то смысле получше дела, однако до желаемых значений пока далеко – к примеру, самые крупные молочные заводы нашего региона тоже загружены далеко не полностью. Я уже не говорю о загруженности элеваторов, крупорушек, цехов по производству растительного масла, о чём мы, собственно, сейчас и ведём речь.

Переработкой растениеводческой продукции занимаются мельницы, хлебопекарни, кондитерские и макаронные цеха, крупорушки, маслобойни и даже кто-то вроде бы овощи перерабатывал. При этом, подходя ближе к нашей теме, скажем: урожаи подсолнечника и мощности наших маслозаводов позволяют полностью покрывать потребность области в этом продукте. Тем более что местное масло, конечно, дешевле. Поэтому у нас всегда считали, что одной из выигрышных позиций может и должно стать производство подсолнечного масла, а пока значительная часть выращенных в нашей области семечек утекает на перерабатывающие предприятия Восточного Казахстана. И не только.

Пока только попытки

У нас сохраняется старая конкурентная недоработка – павлодарские предприятия производят нерафинированное масло. Цех рафинирования открывался лет восемь назад на качирском заводе ТОО «Green Ноuse Павлодар» проектной мощностью шесть тысяч тонн. Но здесь запутались в маркетинговой политике и не имели значительных оборотных средств для закупки сырья. Предприятию явно была в своё время нужна помощь, её и пытались оказать. Но все реабилитационные мероприятия не помогли – завод перестал существовать. А вместе с ним ушли и надежды на выпуск местного рафинированного подсолнечного масла. Наши же семена продолжают уплывать в Усть-Каменогорск и там кому-то приносят прибыль от глубокой переработки. Как и налоги с этих прибылей.

Вместо расширения перечня маслодавильных производств их список пару лет назад стал сокращаться. Из 17 оставалось десять. Сейчас побольше, однако дело даже не в этом, а в отсутствии производства рафинированного масла. Некоторые хозяева цехов сетовали на дороговизну сырья. И не случайно: местные фермеры, выращивающие подсолнечник, конечно, продавали семечки кому повыгодней, и тут у закупщиков из Восточного Казахстана или Алматы всегда предложение цены оказывалось привлекательным.

По имеющимся официальным данным, до последнего времени основные партии павлодарского подсолнечника идут на перерабатывающие предприятия Алматинской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей. Три года назад в области заработал завод по переработке подсолнечника и производству растительного масла. В региональном управлении индустриально-инновационного развития вели этот проект в поселке Жетекши. Инициатором была китайская компания Alashankoy Jinyi Trade Ltd. И китайских инвесторов явно привлекала именно дешевизна семечек в нашей области, по их китайским меркам, конечно. Поэтому то же самое нерафинированное масло полностью экспортировалось вместе со жмыхом в Китай, где и шла его дальнейшая переработка. Так работать можно, особенно в условиях слабой конкуренции в смысле перерабатывающих производств в нашей области. А если что – рядом Алтайский край, где можно приобретать недостающие семена для загрузки завода.

Но можно, оказывается, пользоваться теми же преимуществами и отечественным бизнесменам. То есть местное сырьё плюс близость Алтайского края России. Ближе всего к нему Щербактинский район и почти приграничная станция Кургамыс. Близ неё сейчас начинается строительство крупного предприятия по переработке маслосемян. На первом этапе завод будет производить обычное масло, а со вводом второй очереди – рафинированное. Вроде бы, как мне говорили в Щербактинском районе знающие люди, на сей раз инвестор попался и состоятельный, и серьёзный. И когда завод действительно заработает на полную мощь, кстати, с этим тут тянуть не собираются, речь и впрямь пойдёт о крупном производстве: выпуске рафинированного масла с выходом на казахстанский рынок. Да и на экспорт, надо полагать, тоже.

Выгодная культура, но…

Для горожан, имеющих отдалённое представление о том, откуда берется на прилавках подсолнечное масло, сразу скажем: сырьём для его производства – семечками – заводы обеспечивают наши фермеры. Подсолнечник в нашей зоне обычно убирают в октябре-ноябре. Чаще всего именно в ноябре, когда первые морозы скуют землю и подготовят шляпы подсолнухов к тому, чтобы легко расставаться со стеблем под мотовилами комбайнов. Обычно всё делается в срок.

Несмотря на диверсификацию посевов, которая, на наш взгляд, должна была устранить явные перекосы в доле посевов этой своеобразной культуры, подсолнечник (а это наша основная масличная культура) всё-таки занимает довольно большую площадь. И есть вопросы в некоторых районах по научной объективности севооборотов, связанных именно с подсолнечником. Общая площадь плантаций масличных культур нынче доведена до 270 тысяч гектаров, хотя часть посевов погибли под засухой. При этом собственно подсолнечник у нас занимает нынче 223 с лишним тысячи гектаров. Сеяли его даже больше, чем в прошлом году, и надо смотреть, что сможем намолотить после безводного лета. Есть у нас и другие масличные культуры, но на их долю приходится лишь около 30 тысяч гектаров.

Самые большие площади под подсолнечником в районе Теренколь, где его плантации насчитывают 75 с лишним тысяч гектаров, это действительно много для одного района, если говорить о применении научно обоснованных севооборотов. Но крестьян подкупает то, что культура эта выгодная, хоть и истощающая землю, если из года в год сеять подсолнечник по подсолнечнику. Подсолнечное масло всегда востребовано рынком, его цена хоть и без скачков, но понемногу растёт, чаще всего из-за повышения закупочной цены на семечки, а это как ни крути дополнительные прибыли. Семена подсолнечника готовы брать у крестьян не только местные крупные переработчики, но и маслозаводы из других областей, то есть продукт всегда востребован. Поэтому когда речь идет о прибылях, севообороты у многих крестьян уходят на второй план. А это в перспективе не может не сказаться на плодородии земель, испытывающих постоянную нагрузку монокультуры.

Сколько продавать?

Есть свои аспекты в дальнейшем развитии производства подсолнечника и масла из него в целом по стране. Во всяком случае, в Минсельхозе оценивают ситуацию как благоприятную. Обеспеченность Казахстана подсолнечным маслом за счёт отечественного производства по итогам прошлого года достигла 131 процента, то есть реально имеется экспортный потенциал. Сегодня в республике действуют 54 предприятия, выпускающие более 537 тысяч тонн масла. Экспорт подсолнечного масла в прошлом году достиг 230 тысяч тонн, это в 1,7 раза больше, чем в 2021 году. Импорт же масла не превысил 100 тысяч тонн. В этом году и того меньше.

Отметим, что посевные площади подсолнечника расширяются из года в год не только в нашей области. К примеру, в стране в прошлом году было засеяно 1,09 миллиона гектаров, в нынешнем году – на 66,7 тысячи га больше. Растёт и урожайность, по итогам прошлого года собрано 1,3 миллиона тонн подсолнечника, рост на 164 тысячи тонн в сравнении с 2021 годом.

Что касается производства подсолнечного масла, то в первой половине нынешнего года произведено 253 тысячи тонн. Казахстан экспортировал 146,1 тысячи тонн отечественной продукции, рост по сравнению с 2022 годом – на 30 %. Вместе с тем сократился импорт, в страну ввезено 38,7 тысячи тонн масла. А ещё недавно у нас было засилье на прилавках именно российского масла.

Особый разговор о ценах. Как говорят в Минсельхозе, стоимость подсолнечного масла на внутреннем рынке регулируется согласно имеющемуся плану действий по стабилизации цен, который подписан в апреле министерствами сельского хозяйства, торговли и интеграции и Национальной ассоциацией переработчиков масличных культур. При этом, судя по данным статистики, некоторое время назад наблюдалось снижение отпускной цены на нерафинированное масло до 422,5 тысячи тенге за тонну, на рафинированное – до 631,6 тысячи.

Но тема вывоза масла за рубеж почему-то неизменно присутствует, хотя само по себе это хорошо. Вот и недавно это обсудили отраслевые эксперты за «круглым столом» на площадке Службы центральных коммуникаций. Говорили о рынке масличных культур в Казахстане. В частности, речь зашла о действующих пошлинах на вывоз семян подсолнечника. По мнению заместителя директора департамента агропромышленных рынков и переработки сельхозпродукции МСХ Шаймердена Ахметова, экспортная таможенная пошлина способствует загрузке отечественных маслозаводов, тем самым обеспечивая достаточное производство такого социально значимого продукта, как подсолнечное масло. «Если переработчик не берёт семена подсолнечника у фермера по желаемой цене, то он может отправлять их на экспорт с уплатой таможенных пошлин. Почему вводились эти ограничения? Поскольку имеется большой спрос на семечки и существовала угроза вывоза в большем количестве, чем следует. Это решение связано с продовольственной безопасностью, поскольку растительное масло входит в перечень социальных продуктов питания», – пояснил Шаймерден Ахметов.

При этом мера не считается запретительной или убыточной, так как, по данным статистики, последние два месяца экспортируется около 18-20 тысяч тонн семян подсолнечника, установление таможенной пошлины обеспечивает баланс между интересами производителей и переработчиков. С мнением представителя МСХ согласился и глава Ассоциации переработчиков масличных культур Казахстана. По словам Ядыкара Ибрагимова, казахстанские фермеры, жалующиеся на экспортную пошлину подсолнечного масла, в первую очередь страдают от трейдеров и перекупщиков.

«Мы видим интерес трейдеров. Кто зарабатывает на продаже семян подсолнечника? Только перекупщики. Кто делает серые схемы? Только перекупщики. На середину июля остатки семян подсолнечника у аграриев насчитывали около 100 тысяч тонн. Это яркий показатель того, что внутри рынка это всё перерабатывается, и никаких больших переходящих остатков в стране нет», – отметил Я. Ибрагимов.

Глава ассоциации также подчеркнул, что сегодня производители смогли обеспечить Казахстан подсолнечным маслом и стабилизировать цены. Основной задачей, стоящей перед фермерами и производителями масла, остаётся увеличение производства готовой продукции. Надо поставлять на соседние рынки именно масло, а не семена подсолнечника. А для этого в республике действуют 54 предприятия. И будет только лучше, если и у нас в области, наконец, появится мощный завод по производству рафинированного масла. Давно пора…

Владимир ГЕГЕР.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.