На торгах цифровыми активами в Международном финансовом центре «Астана» крутятся миллиарды долларов. Количество пользователей услуг цифровых активов неуклонно растёт: с 52,9 тысячи человек в 2023 году до… 140,7 тысячи на конец 2024 года. Что нужно знать казахстанцам, желающим заработать на торговле криптовалютами, чтобы инвестировать без правовых рисков?
К цифровым активам относится не только криптовалюта, но именно к ней сейчас приковано повышенное внимание казахстанцев как к новому инструменту для инвестиций. В 2023 году объем торгов провайдеров услуг цифровых активов в Международном финансовом центре «Астана» составлял около 324 миллионов долларов. А к концу прошлого года этот показатель достиг 1,4 миллиарда долларов, побив все предыдущие рекорды по годовому росту. Читая о таких цифрах, да еще и в долларовом эквиваленте, казахстанцы нет-нет, да задумываются: а что если и мне попробовать? – и начинают гуглить, как это сделать. Именно в связи с повышенным информационным спросом на сделки с криптой пресс-служба Комитета Международного финансового центра «Астана» по регулированию финансовых услуг подготовила разъяснения, которые помогут не попасть впросак тем, кто хочет открыть для себя крипторынок.
Что нужно знать в первую очередь? Для казахстанцев торговля цифровыми активами разрешена только в юрисдикции МФЦА, то есть Международного финансового центра «Астана». То же самое касается и работы криптобирж. За пределами МФЦА выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов для наших соотечественников запрещены. Здесь сразу уточним, что необеспеченные цифровые активы – это как раз и есть монеты, полученные за майнинг. Это может быть и биткоин, и эфириум, и другие виды криптовалюты.
В МФЦА снова и снова подчеркивают: Закон «О цифровых активах» запрещает казахстанцам все сделки, связанные с необеспеченными цифровыми активами, кроме тех случаев, когда эти сделки совершаются на площадках МФЦА. На законных основаниях майнить, торговать или обмениваться криптой можно только под эгидой столичного финансового центра. И это совсем не монополия. Это единственный способ исключить правовые риски для участников криптоторгов. Смысл в лицензировании. Главная задача – создать регулируемое поле для безопасной торговли цифровыми активами. Для этого регулятор разрабатывает нормативные акты и выдает лицензии компаниям для создания криптобирж, выпуска цифровых активов, их хранения и оборота. Таким образом МФЦА регулирует деятельность криптобирж, обеспечивая безопасность расчетов. Например, криптобиржа, работающая по лицензии, может заблокировать цифровой актив до завершения расчетов или сверить фиатную часть сделки, то есть обеспеченную реальной валютой.
Спектр цифровых активов, разрешенных к торговле в МФЦА, достаточно обширен. Причем в обоих регуляторных режимах – полном и так называемом режиме песочницы. Это особый экспериментальный правовой режим для инновационных проектов. «Песочницы» позволяют отказаться от некоторых нормативных требований, мешающих развитию инноваций.
В рамках «песочницы» к торговле допущены более 100 цифровых активов. Их перечень утверждает и публикует Astana Financial Services Authority (AFSA).
«При полном регуляторном режиме лицензированные криптобиржи МФЦА самостоятельно определяют и допускают цифровые активы к торговле на своих площадках в соответствии с актами МФЦА с уведомлением AFSA. Это позволяет криптобиржам оперативно реагировать на изменения рынка и расширять продуктовую линейку цифровых активов в обороте под надзором регулятора AFSA, что обеспечивает соблюдение высоких стандартов защиты интересов потребителей услуг цифровых активов и прозрачности», – поясняют в пресс-службе МФЦА.
Сегодня официально лицензированы такие криптобиржи, как BN KZ Technologies Limited (Binance Kazakhstan), Bybit Limited (они работают в полном регуляторном режиме) и ATAIX Eurasia, CaspianEx, Delta DA, Biteeu Eurasia, BigOne Investment, Swiftex.io, Neyco и Whitebit (это те, которые работают в режиме регуляторной «песочницы»).
Одни из этих провайдеров уже запустили операционную деятельность и предлагают всем желающим свободную торговлю криптовалютами, включая биржи с глобальными материнскими площадками, такими как Binance и Bybit. А другие пока еще находятся в процессе налаживания операционных процессов и интеграции с коммерческими банками.
Как определить, на каких площадках можно торговать криптовалютами в Казахстане, а на каких – нет? Здесь всё просто – наличие лицензии отображается в публичном реестре AFSA. И еще один важный нюанс. Напротив названия компании-оператора биржи должен быть установлен статус лицензии «active» (то есть действующая), а вид лицензии – «Operating a Digital Asset Trading Facility» (управление платформой для торговли цифровыми активами). При этом и сами биржи на своих сайтах должны обязательно указывать наличие лицензии AFSA. Если на сайте биржи нет лицензии и в публичном реестре AFSA площадка отсутствует, торговать на ней криптовалютами не рекомендуется.
Стоит также знать, что в Казахстане параллельно доступны и глобальные площадки криптобирж, и их локальные версии. Связано это с тем, что для нашей страны нет отдельного приложения. Разделение происходит на уровне аккаунтов – при регистрации нового пользователя можно сразу выбрать Binance Kazakhstan, а если аккаунт уже существует в глобальной версии, то его можно «перенести» с глобальной площадки на площадку в МФЦА. Сейчас для казахстанцев доступны самые важные функции, включая ввод и вывод фиатных валют через казахстанские банки второго уровня, торговлю и конвертацию.
При этом криптобиржи МФЦА приняли на себя обязательства по созданию казахстанских версий глобальных веб-сайтов. Но сразу пользоваться исключительно отечественным биржевым продуктом не получится. Эксперты объясняют это двумя причинами. Первое – локальные площадки криптобирж расширяют перечень своих продуктов и услуг постепенно. Это значит, что пока они еще не полностью покрывают уже имеющиеся функции глобальных рынков. Искусственное ограничение потребителей цифровых услуг неполным функционалом локального рынка будет иметь негативный эффект на развитие и рост экосистемы цифровых активов в Казахстане и будет способствовать развитию «теневых сделок» вне регулируемого периметра. Вторая причина – перевод казахстанских клиентов с глобальных площадок на локальные. Успешный процесс локализации на домашних криптобиржах возможен только при эффективной работе фиатных каналов, активной поддержке со стороны банков второго уровня, предоставлении полноценной линейки услуг и продуктов, снятии обременительных требований для первичного входа на рынок, предсказуемость в регулировании, в том числе налогообложении доходов от операций с цифровыми активами. Регулирующие органы и лицензированные криптобиржи ведут работу по переводу казахстанских пользователей на локальные версии платформ. Однако данный процесс требует времени, а также добровольного согласия пользователей, что в свою очередь обусловливает необходимость комплексного подхода и координации действий всех участников рынка. Поэтому и ввели режим переходного периода. Продлится он до конца 2026 года.
По мере развития локальных площадок ожидается, что они станут доминирующими для казахстанцев в части торговли криптовалютами.
Понятно, что разобраться во всех криптовалютных тонкостях сразу вряд ли возможно. А испробовать этот финансовый инструмент в деле ну очень хочется. И люди начинают искать в социальных сетях помощников. Спрос рождает предложение. Отсюда и появилась просто бесчисленная армия всевозможных коучей, наставников, консультантов по инвестициям в криптовалюты. Но знайте, консультирование в сфере торговли цифровыми активами тоже регулируется. Это относится к предоставлению консультаций по всем видам инвестиций в МФЦА, в том числе и к цифровым. Для осуществления консультационной деятельности и предоставления инвестиционных советов на возмездной основе нужно получить лицензию «консультирование по инвестициям» (Advising on Investments).
Это основная база для тех, кто хочет зарабатывать на рынке цифровых активов. А таковых, как показывает статистика, становится всё больше и больше. Всего за год количество пользователей лицензированных комитетом провайдеров услуг цифровых активов увеличилось на 166 процентов.
Ирина ВОЛКОВА.
Фото из открытых источников.