Скорее всего, именно это сегодня происходит с сельскохозяйственной отраслью страны, а значит, новая политика в агросекторе напрямую затрагивает и интересы павлодарских фермеров. И хотя основные параметры нововведений в системе агропрома определены и Президентом, и Минсельхозом, всё же продолжается обсуждение путей дальнейшего развития сельскохозяйственной отрасли республики. И даже новая программа развития АПК до 2025 года перманентно обновляется. Наверное, в такое время живём, в переломное.
Разными путями
Январь, хоть и не может считаться хоть в какой-то степени определяющим месяцем для АПК, всё-таки начинает сельскохозяйственный год. Сельское хозяйство Павлодарской области, несмотря на отложенный эффект засухи прошлого года, именно уже с первого месяца начинает прибавлять в производстве продукции. Разумеется, прежде всего животноводческой. И по Казахстану в целом мы выглядим не так уж плохо. Некоторые сравнения: по стране за январь этого года реализация на убой всех видов скота и птицы в живом весе по сравнению с соответствующим месяцем 2023 года уменьшилась на 1,2 процента, производство молока увеличилось на 5,9 процента, куриных яиц – на половину процента. А в это время в Павлодарской области производство валовой продукции сельского, лесного и рыбного хозяйства оценивается в 14,2 миллиарда тенге, это на 1,9 процента превышает прошлогодний показатель. При этом индекс потребительских цен в январе нынешнего года по сравнению с декабрём 2023 года увеличился лишь на 0,7 процента, а по продовольственным товарам – на 0,8 процента.
И конечно, это ещё далеко не те темпы роста производства, которых потребовал Президент и которые обозначены в министерской программе развития АПК. Сейчас наступает время конкретных действий на всех уровнях, ведь и многие руководители крупных сельхозпредприятий нашей области понимают сегодня: речь идёт о корректировке основных направлений развития АПК, они, в принципе, назрели. И всё это закладывается в поправках в и без того амбициозную программу развития сельского хозяйства до 2025 года. По большому счёту, цели и задачи можно сформулировать как создание условий для роста производительности труда, повышения конкурентоспособности субъектов АПК. А главное – применяя новые механизмы стимулирования, предстоит добиться заметного увеличения производства сельскохозяйственной продукции.
Работа разворачивается в разных направлениях: это, конечно, финансовое оздоровление хозяйств после засухи, повышение доступности мер государственной поддержки, должное развитие самой государственной системы обеспечения субъектов АПК, повышение эффективности системы государственного регулирования через цифровизацию, обновление технического парка, внедрение современных технологий, водосбережение.
Любые возможности
Таких направлений немало. А вся предстоящая работа должна, наконец, устранить сдерживающие факторы развития сельскохозяйственной отрасли. Здесь надо предусмотреть не только интересы крупных и средних хозяйств, но и создать эффективную систему заготовки и сбыта производимой мелкими, даже дворовыми, хозяйствами продукции, тем более именно мелкие хозяйства производят больше половины молока и мяса, громадное количество картофеля, плодов и овощей. И в этом смысле, очевидно, пора прислушаться к предложениям ветеранов сельскохозяйственной отрасли области, с которыми они неоднократно обращались и к руководству области, и в областной маслихат, и в Минсельхоз (мы об этом не раз писали). Хотя, с другой стороны, это тоже лишь одно из направлений.
Говорилось и на самом высоком уровне и недавно было обозначено как крупная задача акимом Павлодарской области: слабым звеном остаётся переработка производимой сельчанами продукции. По имеющимся данным, в настоящее время перерабатывается менее 40 процентов мяса, молока, плодов и овощей. При этом все перерабатывающие заводы, а их в стране сотни, далеко не загрузили свои мощности. У нас в области положение получше, но, например, самые крупные молочные заводы нашего региона тоже загружены далеко не полностью. Я уже не говорю о загруженности элеваторов, крупорушек, цехов по производству растительного масла.
Глава области АсаинБайханов, презентуя перечень принятых в области инвестиционных проектов, тоже подчёркивал, что переработка потребует самого пристального внимания. Нынче опять речь идёт о строительстве сахарного и крахмального заводов, о большом заводе по производству подсолнечного масла, о перезапуске в новом качестве и на новых мощностях фабрики по производству индюшатины, о новом молочном производстве в Баянауле, о модернизации действующих предприятий и цехов переработки. Так что павлодарцам в этом смысле тоже придется поднажать с упором на переработку, и такую задачу не раз ставил аким области.
Диверсификация? А что кроме неё?
В очередной раз Минсельхоз заговорил не просто об избыточном производстве пшеницы – ежегодный её переходящий остаток в стране доходит до двух-трех миллионов тонн, но и о смене ориентиров в растениеводстве. При этом животноводы и птицеводы сетуют на недостаток производства комбикормов, дефицит покрывается за счёт завоза извне. И речь идёт о сотнях тысяч, если не о миллионах тонн. Поэтому Минсельхоз считает – задача диверсификации посевов остается актуальной. Но даже если с этим частично согласятся руководители крупных зерносеющих хозяйств, они обязательно скажут: необходимо при навязывании диверсификации учитывать и коммерческие интересы сельхозпроизводителей, и климатические зоны, влияющие на то, что и как растёт в том или ином регионе. Даже пшеница пшенице рознь, кто-то выращивает твердую пшеницу, или пшеницу с высокими хлебопекарными свойствами, другим лучше заняться выращиванием кормовых культур – зернобобовых, люцерны, кукурузы на зерно. В любом случае, идя на диверсификацию, надо дров не наломать.
Другая задача – увеличение экспорта казахстанской продукции села и преодоление зависимости от импорта сельхозпродукции, особенно той, что мы можем производить сами. Мы завозим, например, сахар, овощные консервы, мясные и молочные продукты, растительное масло, курятину, много рыбы.
Конечно, постепенно зависимость уменьшается, но далеко не теми темпами, что требуются и закладываются в программы. И всё это на фоне возрастающей поддержки сельхозтоваропроизводителей, она заметна, даже если просто посмотреть цифры последних лет по нашей области. В прошлом году дошла до почти 50 миллиардов тенге, а ещё недавно не превышала 32-33 миллиардов. По этому году, особенно по республиканскому бюджету, ещё не всё понятно, однако Президент недавно подчеркнул, что поддержка опять возрастёт, в соответствии с потребностями развития АПК. Но при этом надо обеспечить доступность инструментов этой поддержки для подавляющего большинства крестьян. Пока это сделать не удаётся. Ведь, к примеру, добрая половина прямого кредитования по линии «КазАгро» приходится всего на три-четыре процента заёмщиков, а поддержку в виде субсидий получают далеко не все сельхозтоваропроизводители.
Новое содержание
С учетом застарелых проблем в развитии АПК определяются теперь и цели программы, о чём мы подробно говорили в одном из последних выпусков «Агробизнеса». А в основе всё равно остаётся производство востребованной на рынках конкурентоспособной продукции агропрома. Иначе незачем бы было огород городить. Для достижения этой цели и ставятся десятки актуальных задач. И старые, например, сельхозкооперация, не сбрасываются со счетов. Речь, как раньше, не идёт конкретно о, допустим, объединении 500 тысяч личных подсобных и мелких крестьянских хозяйств. Кооперативы планируется создавать, усиливая интерес крестьян к объединению. Пока это получалось плохо, посмотрим, что удастся сделать уже по новой программе. Но кооперативы, очевидно, могут возникать в таких направлениях, как сбор молока, мяса, плодов и овощей. В нашей области наиболее эффективны крупные объединения уже состоявшихся ранее крестьянских хозяйств. У таких кооперативов многое получается, тем более что кооперативу легче получать субсидии. Кстати, сейчас ими могут оказываться услуги по ветеринарии, осеменению, кормозаготовке, агрохимии, логистике и в других направлениях сельского бизнеса.
Но Президент говорил и о других задачах. Например, о дальнейшем совершенствовании государственного регулирования АПК. Не менее важно формирование эффективной системы трансферта агротехнологий, создание эффективно работающих логистических цепочек в сборе, хранении и продаже сельскохозяйственной продукции. Нужна продуманная экспортная политика, продвижение брендов органической продукции. А уж насколько сложной выглядит застарелая проблема обновления технического парка наших фермеров! Никак не можем выйти на десятилетний цикл полного обновления сельхозмашин, а потому не можем поддерживать и современные технологии.
Новая программа предусматривает существенное повышение производительности труда, в конечной цели – удвоение производства сельхозпродукции, повышение эффективности и животноводства, и растениеводства, причём на десятки процентов. Это действительно амбициозные цели. Но они должны быть подкреплены хорошей материальной и финансовой базой, кадровым потенциалом нового качества. Всё это предстоит сделать в короткие сроки, и никто не гарантирует – удастся ли? Например, для увеличения производства продукции животноводства придётся разработать в рамках всей страны кормовой баланс, увеличить производство комбикормов на миллионы тонн и дозагрузить мощности комбикормовых заводов хотя бы до 90 процентов. При этом планируется расширять орошение, параллельно решая задачу водосбережения. Всё это напрямую касается и крестьян нашей области, а тут засуха уже на втором году программы…
Ясно, что диверсификация посевных площадей видится в условиях нарастающего дефицита влаги на полях как вынужденная мера. И ставится задача (не знаю, насколько верная и просчитанная, учитывая шаткость мирового зернового рынка) сократить площади пшеничных полей. Высвобожденные земли в который раз собираются заместить посевами кормовых, масличных и других технических культур. Как будто это нельзя делать параллельно.
Но даже если всё делается правильно: откуда брать деньги? Конечно, резкое увеличение финансирования со стороны государства уже обещано крестьянам. То есть в ходу будут уже традиционные источники кредитования. Планируется установление адекватной процентной ставки по кредитам, выдаваемым через финансовые организации, связанные с агропромом. При этом осуществлять задачи, в том числе и по кредитованию, планируется в рамках утверждённого бюджета. Ну а кроме бюджета? Почему-то вновь охладевает к сельскому хозяйству банковский сектор, распухший от кредитных выгод при высокой базовой процентной ставке Нацбанка. Частный капитал идёт на село, но медленно, больно уж дорого обходятся вложения в сельское хозяйство, особенно в высокотехнологичное, – например, создание систем современного орошения или строительство МТФ нового типа. Естественно, кредитная политика АО «НУХ «КазАгро» будет скорректирована с учётом новых целей и задач, но этого мало, если мы ведём речь о вложениях в село настолько масштабных, что они позволят увеличить производство в два раза. Да и подходы в кредитовании тоже нужно менять в сторону охвата кредитными ресурсами подавляющего большинства сельских производителей.
И если уж зашла речь о субсидировании, то нельзя не видеть: ещё с прошлого года началось его масштабное реформирование. И пора уже делать первые выводы относительно того, насколько эффективны новации в системе субсидирования. Этот год вообще-то должен стать показателем: дают ли эффект реформы? Например, насколько продвинемся в обновлении техники, как будем использовать удобрения, как станем менять свое отношение к водосберегающим технологиям, наведём ли порядок в учёте скота и производимой продукции, сможем ли улучшить качественные характеристики содержащегося скота. Это только несколько индикаторов, лакмусовых индикаторов эффективности. Но ведь задач-то неизмеримо больше, они сложны и затратны, поэтому не могут решаться старыми схемами работы.
Владимир ГЕГЕР.
Фото Валерия БУГАЕВА.