• Сб. Июл 27th, 2024

Как обеспечить прорыв

Сен 7, 2023

В условиях действия уже новой программы развития АПК на перспективу, а программой заявлены большие цели, главная из которых – повышение производительности труда в два раза, Президент актуализирует дальнейшее развитие сельского хозяйства страны в своём Послании народу Казахстана. И речь уже впрямую идёт о необходимости ощутимого прорыва отрасли.

Давно назрело

Для этого хочешь не хочешь, а придётся посмотреть в лицо застарелым проблемам в агропроме. Косметически их устранить явно не выходит, это тот случай, когда откладывать фундаментальные изменения уже не получится. И Президент в Послании прямо говорит: «Перед нами стоит ещё одна задача – добиться реального прорыва в агропромышленном комплексе. Потенциал отечественной сельскохозяйственной отрасли колоссален, однако мы до сих пор не можем раскрыть его в полной мере. Вокруг Казахстана огромные рынки сбыта, которые нуждаются в качественных продуктах питания. Стратегическая цель нашей страны – стать одним из ведущих аграрных центров Евразийского континента. Это невозможно без поэтапного перехода от первичного производства к выпуску продукции более высоких переделов. Задача – в течение трёх лет увеличить долю переработанной продукции в АПК до 70 процентов. Это потребует пересмотра налоговой политики, которая должна стимулировать именно переработку».

Казалось бы, говорим об этом давно – пора бы научиться не только производить растениеводческую и животноводческую продукцию, но и перерабатывать своё сырьё. Сколько волн, побуждающих к организации переработки, было инициировано сверху. Но много ли при этом мы увидели хороших побудительных инициатив Правительства, связанных с льготным кредитованием, увеличением субсидирования, льготами в налоговой политике?

Может, и говорилось о чём-то, но напоминало это больше призывы, слегка оттенённые какими-то преференциями. И если в таких условиях, к примеру, в нашей области и есть несколько сотен перерабатывающих цехов, то перечень крупных перерабатывающих предприятий остаётся без изменений уже давно. О сахарном заводе уже и вспоминать неловко, это настолько бородатый проект, что ничего нового о нём не скажешь, кроме того, что он где-то безнадёжно завис. Сколько раз строили заводы по переработке подсолнечника, а рафинированного подсолнечного масла так и не производим. Правда, возводится очередной такой завод в Щербактинском районе. А сколько было инициатив по переработке картофеля! Где они?

На полный цикл

О необходимости и выгодности глубокой, до ста процентов, переработки скота с забоя говорится давно, только в нашей газете эта проблема поднималась за последние четыре года не менее десяти раз. А построили такие заводы на наших границах узбеки и китайцы, они перерабатывают каждую тушу полностью, вплоть до костей, рогов и копыт. И имеют втрое большую прибыль, чем те, кто это животное вырастил. А мы вместо того, чтобы ставить такие производства, каждый год ломаем копья вокруг разрешений на вывоз живого скота за рубеж. Там, мол, выгоднее покупают. Конечно, выгоднее, раз перерабатывают не только мясо, но и всё остальное.

Как можно понять Президента, именно на крупные и современные производства сегодня нужно делать ставку. В Послании говорится: «Для качественного рывка в отрасли необходима критическая масса крупных игроков. Чтобы удержать собственные рынки и нарастить экспорт, нужно иметь предприятия, способные обеспечить масштабы, качество и регулярность поставок. Поэтому необходимо стимулировать укрупнение отечественных агрофирм, на взаимовыгодных условиях активно привлекать транснациональные корпорации. В приоритете должны быть перспективные для нас направления: глубокая переработка мяса, молока и зерна, развитие промышленного тепличного хозяйства. При этом нельзя забывать и о потенциале отечественных агропредприятий. Здесь показателен пример Северо-Казахстанской области, где возводятся более 100 крупных молочно-товарных ферм. Профессионализм аграриев и наличие кормовой базы в сочетании с применением выверенных инструментов государственной поддержки дают неплохие результаты. Следует распространить этот опыт на строительство птицефабрик, овощехранилищ и предприятий мясного животноводства».

Только в комплексе

В нашей области курс на строительство современных молочных ферм взяли уже давно, помнится, ещё года три-четыре назад в этом отношении павлодарцев ставили в пример. У нас возводилось каждый год от четырёх до шести современных ферм. Сейчас, может быть, чуть меньше, но всё-таки строим. И если бы адресом пилотного проекта выбрали нас, то ситуация с современными молочными фермами могла бы быть и лучше. Но теперь есть возможность включиться в программу. А это, если вести речь о действительно существенном приросте производства молока, потребует совершенно иных подходов в обеспечении животноводческой отрасли необходимой кормовой базой. Нынешняя засуха, когда мы даже грубыми кормами обеспечить скот на зиму пока не смогли, ещё раз высветила эту проблему. Если ставить животноводство на промышленную основу, то сопутствующее направление – кормопроизводство должно быть гарантированно достаточным для содержания ферм современного типа.

Но если крупные хозяйства и агрофирмы должны стать основой, базой развития АПК, то и мелкие хозяйства могут найти своё место. Президент так и говорит: «Для развития села принципиально важна поддержка малых хозяйств. Программа «Ауыл аманаты» доказала свою востребованность. Следующим этапом её развития должна стать не просто выдача льготных кредитов, но и стимулирование кооперации личных подсобных хозяйств». То есть если нынче в нашей области выдали сельчанам льготных средств на полтора миллиарда тенге, то теперь, надо полагать, суть программы и её денежное наполнение должны измениться.

На старье далеко не уедешь

Одна из самых застарелых и уже давно перезревших проблем – изношенность техники в сельском хозяйстве. Мы эту проблему с разных сторон рассматривали ежегодно на своих страницах по нескольку раз. Минсельхозом делались попытки как-то улучшить ситуацию, но при этом фактически ничего не меняя в сути системы завоза и расчётов за поставки готовой техники. Она очень дорога для крестьян даже в субсидированном виде, не каждый рискнёт делать столь крупные вложения. При этом субсидирование на существующих условиях ситуацию только сглаживает, но никак не решает. Идеальный вариант – полный патронаж государства над закупками техники, может быть, при этом придётся пойти на снижение других видов субсидирования, но технику (и желательно сразу) крестьяне должны получить по доступной цене. Таким образом износ техники можно бы было для начала довести до нормативного, а затем уже поддерживать эти значения. Опять же используя государственные рычаги удешевления техники. Это дорого. Но за счёт крестьян, за счёт уже применяющихся инструментов в корне проблему не решить. Наша же практика это прекрасно показывает. И ничего не меняется.

Вот почему, наверное, Президент счёл нужным прямо и откровенно заявить о застарелой болезни. В частности, Касым-Жомарт Токаев в Послании говорит: «Серьёзной проблемой стала изношенность машинно-тракторного парка – этот показатель сегодня составляет 80 процентов. Поэтому темпы обновления сельскохозяйственной техники следует довести до 8-10 процентов в год. При этом нужно учесть интересы и оте­чественных производителей техники, и аграриев». То есть задача поставлена, и будем ждать, какие способы её решения в очередной раз выберут в Минсельхозе. Если предложат всё те же инструменты, то ничего не изменится.

А ведь что такое новая техника? Это дань сельскохозяйственной моде или всё-таки крайняя необходимость? Конечно же, последнее, потому что если мы ведём речь о новой технике, то имеем в виду в первую очередь внедрение новых технологий, оно немыслимо без современных образцов техники. Вот и Президент напоминает: «Современное сельское хозяйство – это высокотехнологичная отрасль. Земля и климат уже не являются определяющим фактором успеха аграриев, на первый план вышли инновационные решения…»

Наука отстаёт

Но инновации – это далеко не только техника, а и научное сопровождение агропромышленного комплекса. Поэтому Глава государства прямо заявляет: «Без современной науки ситуация в отрасли будет не просто стагнировать, а ухудшаться. Следует принять меры по развитию агронауки и, главное, её практическому применению в сельском хозяйстве. Национальный аграрный научно-образовательный центр предстоит трансформировать в вертикально интегрированный агротехнологический хаб. Нужно наладить полноценное научно-практическое сотрудничество с признанными зарубежными центрами агронауки. Мы будем поддерживать частные научно-технологические инициативы и адаптируем образовательные программы к потребностям аграрного сектора».

В этом деле мы действительно долго запрягаем, с большим трудом реформируются агротехнические колледжи в нашей области, а о каком-то влиянии на пополнение квалифицированными кадрами местных вузов, к сожалению, говорить пока не приходится. В хозяйствах кот наплакал грамотных спецов с местными вузовскими корочками. Зато конкурс на сельхозспециальности невысокий, и туда идут даже горожане, которым крайне необходим любой диплом, они, конечно, никогда в село не поедут.

Минсельхоз готов

Если по животноводческой отрасли в последнее время принято немало решений «сверху», вкладываются солидные средства, и в чём-то уже проглядывается некоторый эффект последних реформ, то растениеводство отягощено грузом старых и новых проблем. Казалось бы, Казахстан остаётся в числе крупных экспортёров зерна, зачем, как говорится, волну гнать? Однако всё по-другому. Потому что мы ещё немало завозим себе импортной растениеводческой продукции. А такие засухи, какая нынче в Павлодарской области разразилась, наносят удары по отрасли в целом. И Глава государства считает: «Серьёзные реформы назрели в растениеводстве. Необходимо диверсифицировать посевы, увеличить площади высокорентабельных культур, сократить водоёмкие и монокультурные посевы. Следует предметно заняться обеспечением фермеров отечественными семенами, выведением и культивацией новых производительных сортов».

Тут что ни предложение, то сложнейшая, затратная и актуальная задача. Кстати, кое-что в этих направлениях уже делается. Об этом буквально на следующий день после выступления Президента заявил министр сельского хозяйства РК Ербол Карашукеев (теперь уже бывший) на заседании Правительства. Конечно, о выполнении поставленных задач говорить пока рановато, но реакция бывшего министра пронизана оптимизмом. Он говорил, что для перехода от первичного производства к выпуску продукции более высоких переделов будут разработаны стимулирующие глубокую переработку сельхозпродукции меры, собираются идти путем повышения до 50 процентов нормативов в рамках инвестсубсидирования, пересмотреть налоговую политику.

По его словам, планируется активно привлекать инвестиции, в том числе транснациональных компаний, на развитие глубокой переработки животноводческой и растениеводческой продукции. Приоритетными направлениями станут мясо, молоко и зерно, развитие промышленного тепличного хозяйства. О чём и говорил Президент. Вот так: сказано – сделано! Было бы и на самом деле всё так легко…

Напомнил Ербол Карашукеев о том, что по поручению Главы государства с этого года началась масштабная реализация программы «Ауыл аманаты» по повышению доходов сельского населения за счет развития сельхозкооперации. На льготное микрокредитование сельчан выделено 100 миллиардов тенге. Сформирована законодательная основа, предусмотрено повышение нормативов до 50 процентов в рамках инвестиционного субсидирования и льготное налогообложение для сельхозкооперативов.

Сказано и о технике. Но как-то без огонька. Для обновления машинно-тракторного парка в нынешнем году по поручению Президента обсуждается выделение 20 миллиардов тенге из средств «Жасыл даму» на лизинг сельхозтехники отечественного производства. Помимо этого, выделено 20 миллиардов тенге для финансирования кормозаготовительной техники и мобильных систем орошения. В целом ежегодный объем льготного лизинга сельхозтехники через АО «КазАгроФинанс» составляет более 170 миллиардов тенге. Финансирование в будущем планируется увеличить.

Это всё о технике. И опять уже в рамках действующих программ и средств. Но если они помогут, то почему не помогли до сих пор? Ну и в очередной раз обещано, что для формирования эффективной системы «образование – наука – производство» будет проведено реформирование системы аграрной науки по опыту развитых стран с усилением роли исследовательских университетов. Предстоит преодолеть оторванность науки от реального производства. Ну-ну…

А знаете, что действительно порадовало? Собираются принять Комплексный план по развитию селекции и семеноводства на 2024-2028 годы, предусматривающий меры по созданию системы отечественной селекции, адаптированной к изменению климата, информационной системы прослеживаемости семян и посадочного материала.

Но это частности, а основная задача – обеспечение рывка в развитии АПК – Президентом обозначена ясно.

Владимир ГЕГЕР.

Фото Валерия БУГАЕВА.