Новыми подходами – именно так на расширенном заседании Правительства, состоявшемся 7 февраля, потребовал вести политику дальнейшего развития сельского хозяйства Президент страны Касым-Жомарт Токаев. И ясно, что поручение подобного рода давно назрело, потому что отрасль явно страдает от старых болезней, тормозящих её развитие.
Хотя есть программа
О чём идёт речь? Ведь если рассматривать ситуацию в АПК страны и применительно к сельскому хозяйству Павлодарского Прииртышья, то мы в последние время наблюдали рост производства ежегодно. Особенно в животноводстве. Ну а скачки в растениеводстве, разумеется, связаны с погодным фактором. Это особенно проявилось в период сильной засухи в прошлом году. Однако и мы на своей странице не раз делали вывод: реальные темпы роста отстают от целей и задач, определяемых периодически на самом высоком уровне.
У нас сегодня в действии далеко не первая пятилетняя программа развития сельского хозяйства, и цель остаётся прежней – в перспективе удвоение производства. Это говорит о том, что руководство страны уже не первый год ожидает от агропрома качественного и количественного скачка в развитии сельскохозяйственной отрасли. А это значит, нужны финансовые вливания, крупные инвестиционные вложения в сельское хозяйство, повышение мотивации производителей сельхозпродукции, развитие науки и технологий, качественное обновление технической оснащённости отрасли. С одной целью – увеличения производства и переработки сельскохозяйственной продукции, избавления, наконец, от импорта продовольствия. Все эти вопросы назрели давно, об этом говорилось и в Послании Президента народу Казахстана. А теперь, после обновления Правительства страны, Касым-Жомарт Токаев облёк общие цели в конкретные поручения Кабинету министров.
Что поручил Президент?
Говоря об основных направлениях деятельности на ближайшую, а может быть, и на отдалённую перспективу, Касым-Жомарт Токаев сказал на расширенном заседании: «Еще одна приоритетная задача – это развитие агропромышленного комплекса и рациональное использование водных ресурсов. Проблемы, сдерживающие развитие АПК, хорошо известны. Наиболее острая из них – хроническая недофинансированность отрасли. Недостаток инвестиций приводит к износу сельхозтехники, низкой урожайности, невысокой производительности труда. Поэтому следует максимально, если будет возможность – в два раза, увеличить финансирование сельского хозяйства, привлекая не только бюджетные деньги, но и средства из других источников, в том числе банков второго уровня. Объёмы льготного кредитования на проведение посевных и уборочных работ надо довести до полутора триллионов тенге, на инвестиционные проекты – до 800 миллиардов тенге. Необходимо увеличить льготный лизинг сельскохозяйственной техники до 450 миллиардов тенге ежегодно. Это позволит довести темпы обновления сельхозтехники до 10 процентов в год. Согласно расчётам, эти меры будут способствовать увеличению производства валовой продукции сельского хозяйства в два раза.
Глава государства настаивает: Правительству следует уделить особое внимание переходу от сырьевой направленности агропромышленного комплекса к развитию переработки сельхозпродукции. Президент подчеркнул важность широкого внедрения водосберегающих технологий. По его словам, предстоит осуществить общестрановую кампанию внедрения культуры водопотребления – вода у нас расходуется как попало.
Конечно, это лишь часть его поручений и направлений деятельности. Но ведь цели понятны, изменения давно назрели, хотя наши крестьяне, конечно, видят постоянное внимание к отрасли. Не случайно и программы у нас регулярно обновляются, продолжается избирательная государственная поддержка отрасли. Это сказывается и на павлодарском АПК. Есть соответствующие планы. Ещё на старте новой программы развития АПК сообщалось, что в нашем регионе планируются немалые вложения. В частности, в Минсельхозе говорили, что на Павлодарщине до 2025 года заработают 26 новых инвестиционных проектов в АПК стоимостью 187,8 миллиарда тенге. А новые предприятия позволят компенсировать дефицит сельхозпродукции в межсезонье и стабилизировать цены на рынках области и столицы, создать более 1000 рабочих мест. Это были первоначальные намерения, с тех пор они конкретизированы, только в прошлом году планировалась реализация 30 различных проектов, в целом на 19,5 миллиарда тенге. Это новые МТФ, овоще- и зернохранилища, проекты орошения и так далее. Часть объектов оказались переходящими, поэтому ввели проектов на шесть с лишним миллиардов тенге. Судя по первичным намерениям, инвестиционная политика действительно корректируется, и, как правило, в сторону увеличения вложений.
По-крестьянски, не торопясь
До прошлого года, то есть до засухи и большого недобора урожая, Павлодарская область демонстрировала положительные результаты развития АПК. Кстати, в животноводстве они остались. На инвестиционное субсидирование в регион направляются солидные средства, десятки миллиардов тенге ежегодно. Продолжается субсидирование ставок вознаграждения по кредитам и лизингу, идут субсидии в животноводство и растениеводство. Это помогает каждую весну расширять посевные площади различных культур, открывать новые молочнотоварные фермы и откормочные площадки. Есть Дорожная карта реализации инвестиционных проектов агропромышленного комплекса на 2022-2026 годы, однако, если вспомнить последние оценки акима области относительно сроков ввода инвестиционных проектов, дело тут нередко тормозится. А ведь ожидания от них вполне конкретные: экономическим и социальным эффектом реализации проектов дорожной карты должно стать увеличение производства молока, мяса, возделываемых культур.
Но становится ясно, и об этом недвусмысленно говорит Президент страны: процесс идёт медленно, явно не темпами, обозначенными руководством Казахстана. Хотя у нас сельское хозяйство – вторая отрасль в стране по количеству занятых. В сельской местности остаётся около 39 процентов населения (в нашей области меньше). При этом до семи процентов территории пригодно для ведения сельского хозяйства. А в Павлодарской области доля агропромышленного комплекса в ВРП сейчас около семи процентов. Может, это и устраивающий кого-то показатель, но даже в нашей индустриальной области он может быть выше. Есть для этого и ресурсы, и возможности. Поэтому, наверное, не раз говорилось с высоких трибун о перспективах диверсификации экономики области за счёт развития сельского хозяйства.
Вложения есть, но нужно больше?
В региональном АПК есть три основные точки роста: развитие орошаемого земледелия, производство молока и мяса. Сюда и должны идти инвестиции, и они идут. В последние годы Павлодарская область среди лучших в республике по привлечению инвестиций в аграрный сектор. По итогам прошлого года они исчисляются 153,6 миллиарда тенге, это на 8,7 процента превышает результат 2022 года. В целом производство продукции сельского хозяйства оценивается за 2023 год в 442,2 миллиарда тенге против 474 миллиардов по итогам предыдущего года. Как уже говорилось, это прямой результат засухи.
Но при этом крепким подспорьем наших ТОО и крестьянских хозяйств в деле дальнейшего развития агропромышленного комплекса остаётся государственная поддержка. В прошлом году 51 с лишним миллиард тенге выделен из бюджета, причём из местного даже больше, чем из республиканского. Самые большие средства – на льготное кредитование и на субсидирование. Поддержку получили больше двух тысяч хозяйствующих субъектов области. В этом году, очевидно, средств понадобится ещё больше, и, скорее всего, они будут. Иначе невозможно вести речь о развитии современных технологий, об инвестициях, о перспективных точках роста.
Так что деньги есть и будут, однако Президент вполне справедливо полагает, что нужно гораздо больше вкладывать, иначе не избавиться от старых болезней нашего АПК. Не сделать ощутимого прорыва, например, в расширении орошаемого земледелия, а это сегодня для нашей области одно из самых перспективных, но в то же время дорогостоящих направлений. Иначе не решить проблему технического обеспечения АПК современными образцами техники. Да и средства на проведение полевых работ надо увеличивать, продолжать вкладываться в животноводческую отрасль, которая, слава богу, у нас неплохо прирастает.
Через реформирование
Касым-Жомарт Токаев уже не раз говорил о необходимости проведения реформы агропромышленного комплекса. Первые шаги Правительством и Минсельхозом в прошлом году были сделаны, но они явно не устранили основные старые болезни отрасли. Именно это, очевидно, и имел в виду Президент, давая новые поручения сельхозведомству страны. Так что видим ли мы действительно реформу или всё-таки косметические мазки к прежним подходам, вопрос теперь скорее риторический. Ведь даже хоть и не упомянутая на этот раз, но от этого не ставшая менее актуальной проблема развития потенциала личных подсобных хозяйств решается больше на словах. Хотя все соглашаются, что личное подворье может обеспечить возможность миллионам сельчан получать доходы. У нас решили это делать через создание кооперативов, и дело, скажем так, идёт со скрипом.
Или другая, особенно острая проблема – возраст технического парка наших фермеров, критически высокий процент старовозрастных сельхозмашин. Разные меры предпринимались, но коренного изменения не произошло, разве что на несколько процентов снизили долю сельхозтехники, явно требующей омоложения. Да и цель ставили не очень внятную: заменять новыми образцами до семи процентов техники в год. Хотя это далеко от норм замены техники, даже этого процента достичь не смогли. Несмотря на высокую закредитованность крестьян как раз из-за покупок дорогостоящей импортной техники. Теперь Президент ставит чёткую задачу: менять на новые образцы до 10 процентов техники в год. Это и есть норма, работавшая ещё при СССР. Она за десять лет обеспечивает полную замену всей выработавшей ресурс техники.
Глава государства важнейшей задачей считает уход от технологически устаревших систем орошения к новым технологиям. Поэтому и ставится цель как можно быстрее переходить в орошении к водосберагающим технологиям. А это опять покупка новых образцов техники и современных инженерных систем орошения. Павлодарской области здесь отводится вполне конкретное место. Сейчас общая площадь орошаемых земель в Павлодарском Прииртышье больше 155 тысяч гектаров, а реально поливали около 78 тысяч га. В этом сезоне благодаря новым проектам должно быть больше. Однако темпы развития орошения пока ещё не те, что ставились, положим, три-четыре года назад. И связано это прежде всего с дороговизной инфраструктуры орошения и большими затратами на приобретение современной оросительной техники.
Уже откликнулись?
Как видим, везде техника или потребность в средствах. Вероятно, требования Президента уже возымели действие. АО «КазАгроФинанс» запускает новую программу лизинга для сельскохозяйственных производителей. Новые условия финансирования позволяют приобрести сельскохозяйственную, специальную технику, транспортные средства для перевозки сельскохозяйственной продукции без внесения первоначального взноса. Условия лизинга небывалые: аванса не нужно, ставка вознаграждения – 22,75 процента, а с учётом субсидирования она снижается до шести процентов, срок лизинга – 10 лет, лимит финансирования – до 370 миллионов тенге. По правилам программы, в лизинг передаётся техника казахстанского и зарубежного производства.
Что касается дальнейших мер по финансовой части, то, думается, мы услышим о них уже в скором будущем. Иначе просто нельзя, ведь пока мы прошлись лишь по некоторым болевым точкам нашего АПК. И надо понимать, что кавалерийским наскоком системные проблемы не лечатся. И если уж многое исправлять, то надо с чего-то начинать, с хорошего прорыва желательно. Действительно, пора менять подходы, тогда и сможем ставить реальные задачи и достижимые цели.
Владимир ГЕГЕР.
Фото из архива Валерия БУГАЕВА.