• Сб. Июл 27th, 2024

Избавляемся от импорта

Янв 18, 2024

В Павлодарской области каждый год прибавляется организованных хозяйств, базирующихся на молочно-товарных фермах современного типа, содержащих импортных высокоудойных коров-молочниц. Для улучшения породно-продуктивных качеств молочного скота хозяйствами области с 2019 по 2022 год было завезено 8540 голов импортного племенного маточного поголовья. И в 2023 году этот процесс продолжился. Достаточными ли темпами для решения поставленных задач – другой вопрос. Тем не менее и в прошлом году вводились новые фермы, а в нынешнем их строительство продолжится с использованием опыта, взятого сегодня Минсельхозом за основу действий.

Заводы требуют больше

С другой стороны, сколько же можно, постоянно говоря о развитии молочного производства в стране, продолжать сетовать на незагруженность казахстанских молокоперерабатывающих предприятий? Подобная ситуация сохраняется и в нашей области, хотя справедливости ради надо сказать, что на Павлодарщине всё-таки положение дел в этом смысле получше. Производство молока растёт – в прошлом году примерно на четыре с половиной процента, а заводы через модернизацию увеличивают свои перерабатывающие мощности. Хотя переработчики не слишком довольны состоянием дел, при этом не сильно спеша повышать закупочные цены и тем самым усиливать мотивацию поставок им молока, особенно из личных подсобных хозяйств, кстати, продолжающих жить без каких-либо субсидий. А рынок есть рынок, хочешь привлечь поставщика сырья, причём сырья качественного, – предлагай ему выгодные условия. А не так, что молоко закупается сборщиками по заведомо заниженной цене для вывозки на заводы с личных подсобных хозяйств. Не раз предлагалось изменить порядок субсидирования молока, хотя бы частично перенаправив вектор субсидий на ЛПХ, но пока дальше разговоров дело не идёт. Главам ЛПХ по-прежнему предлагают для этого объединяться в кооперативы. То есть фактически ничего не меняется. Говорят, что в прошлом году молоко у населения закупалось по 170-180 тенге за литр, но не все главы ЛПХ эту цифру подтверждали. А ведь с заводов это же молоко идёт потребителю по вдвое увеличившейся цене.

Неслучайно, наверное, несмотря на отчёты о растущем производстве молока, Минсельхоз пока признаёт и то, что перерабатывающие заводы у нас не загружены, а импорт молочной продукции остаётся ещё немалым, по некоторым продуктам вообще иногда становится неловко за отечественную молочную отрасль. Что, мы совсем не умеем производить твёрдые сыры европейского качества или ту же сгущёнку не хуже российской или белорусской?

От хорошего племени

Между тем в Минсельхозе не раз утверждали: мол, за счёт завоза племенного скота зарубежной селекции у нас доля племенного поголовья в стране дошла до 13 процентов (по некоторым данным, чуть больше) от общего числа поголовья скота. Вот только много это или мало – трудно уяснить. Но и без высочайших оценок понятно: маловато, если мы ведём речь о переводе молочной отрасли на современную промышленную основу.

Да, в последние годы наблюдается рост числа хозяйств – участников программы селекционно-племенной работы с маточным поголовьем скота, в том числе и с использованием быков-производителей мясного направления. За шесть последних лет таких хозяйств стало больше в три раза – более 20,5 тысячи. Но если это так, а доля племенного поголовья пока дошла только до 13 процентов, то это не очень вяжется с логикой. По данным Минсельхоза, сейчас породным преобразованием охвачено свыше 1,2 миллиона голов, или около 35 процентов имеющегося маточного поголовья крупного рогатого скота. Честно говоря, подобные, разве что немногим меньшие, цифры приводятся регулярно, и получается, что мы всё никак от цифры, близкой к трети породного преобразования стада, не отойдём.

То же самое с импортом. Не первый год работаем над увеличением производства молока, запускаются новые перерабатывающие предприятия, но в молочном животноводстве пока не удалось выйти на полное импортозамещение. Хотя именно с такой целью начинали большую программу строительства новых и расширения действующих молочно-товарных ферм. Кстати, Павлодарская область считается одной из самых успешных в этом направлении. У нас сегодня действует 36 МТФ, за последние два года введено восемь новых современных ферм. Идёт кредитование проектов АПК по созданию новых и расширению действующих восьми ферм дополнительно. Специалисты считают, что это позволит в итоге нарастить производство молока на 40 тысяч тонн и увеличить племенное поголовье на 6,4 тысячи голов.

Под новые проекты планируется привлечь инвестиций на 25 миллиардов тенге. Из своих источников узнали о некоторых проектах наступившего 2024 года, они должны осуществляться в пределах программы льготного кредитования проектов АПК. Итак, среди проектов – ферма ТОО «Кронос Павлодар» вместимостью 1893 коровы, в создание этой фермы потребуется вложить 12 миллиардов тенге. ТОО «Бик» задумывает ферму на 515 голов, здесь потребуется 3,2 миллиарда тенге инвестиций. А ТОО фирма «Актогай Агро» идёт на расширение МТФ на 700 голов, требуемая сумма инвестиций – три миллиарда тенге. ТОО «Галицкое» тоже займётся расширением действующей МТФ на 500 голов, затраты на проект – 2,7 миллиарда тенге. ТОО «Крон Агро» расширяет ферму на 800 голов, тут инвестиции насчитывают 1,1 миллиарда тенге. Есть проекты ТОО «Уштерек и К» на 900 голов, ТОО КХ «Пахарь» вместимостью 900 коров, ТОО «Agro Trade PV» – на 204 коровы. То есть у нас опять добавится ряд промышленных и семейных ферм, в общей сложности рассчитанных, повторим, на производство 40 тысяч тонн молока.

Но, очевидно, и этого будет мало, и не только у нас, в целом Минсельхоз как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе ставит задачу ежегодного ввода в эксплуатацию от 25 до 30 промышленных молочно-товарных ферм. Таким путём планируется полностью закрыть проблему импортозамещения за счёт увеличения переработанного молока на сотни тысяч тонн за несколько лет. Расчёты, по-моему, здравые, тем более они подкреплены финансированием. Хотя это в какой-то степени экстенсивный путь, но именно он позволит выйти на интенсификацию за счёт качественных характеристик высокоудойных импортных коров.

Шаг за шагом

Наверное, именно с этой целю молочную отрасль в очередной раз решено поддержать. Министерство сельского хозяйства предлагает уже испытанные меры поддержки, они, по мнению Минсельхоза, положительно повлияют на развитие животноводства. Этому уже способствуют новые правила развития животноводства, они касаются прежде всего субсидирования. Причём как в молочном, так и в мясном скотоводстве, в овцеводстве. Увеличены нормативы за ведение селекционной и племенной работы с племенным маточным поголовьем овец. Увеличены нормативы на приобретение племенного отечественного и импортированного его поголовья. Действует новая залоговая политика при кредитовании закупки скота, оптимизированы сроки рассмотрения заявок на кредитование фермерских хозяйств и откормочных площадок. При этом после получения субсидий фермерами обеспеченность твёрдым залогом окажется в пределах 15%, остальные 85% – приобретаемым скотом. Для дополнительной поддержки казахстанских животноводов снижена стоимость диагностических исследований во время карантина скота. Меньше стали расходы при проведении диагностических исследований на импортный скот во время карантина. Поскольку в Европейском союзе эпизоотическая ситуация по особо опасным болезням животных стабильна, решили сократить до одного ПЦР-тестирования импортируемых из ЕС животных во время карантина по болезни Шмалленберга. Снижение стоимости исследований позволило снизить нагрузку на сельхозтоваропроизводителей при ввозе импортного скота. А цены на диагностические исследования при карантине импортируемых животных во всех регионах страны одинаковы. И важнейший вопрос – субсидии, которые должны идти только в дело. Если для обеспечения государственной поддержки в виде субсидирования в прошлом году на развитие животноводства из местного бюджета выделялось 9,8 миллиарда тенге, то, надо полагать, и нынче сумма окажется во всяком случае не меньше. Продолжается завоз скота, к примеру, в прошлом году завезено 1556 голов крупного рогатого скота молочного направления.

А куда идём?

Действительно, иногда приходится останавливаться и с холодной головой оценить, определиться, туда ли идём? Хотя, несомненно, предлагаемые меры поддержки, а новации по этим мерам по-прежнему происходят в зависимости от складывающейся ситуации, способствуют развитию молочной отрасли. Но остаётся вопрос: насколько быстро это поможет избавиться, наконец, от импортной зависимости по ряду молочных продуктов? В этом смысле, конечно, только начинают работать новые инициативы, безусловно, полезные для крупных производителей молока. По инициативе Минсельхоза Министерством индустрии и инфраструктурного развития упрощена процедура проведения экспертизы проектов строительства МТФ. Это исключает обязанность прохождения комплексной вневедомственной экспертизы, относящейся к государственной монополии. То есть фермерам предоставлена возможность по своему усмотрению выбирать любую аккредитованную экспертную организацию для проведения экспертизы ТЭО или ПСД. Это ускоряет работу и снижает затраты при оформлении необходимых для строительства документов.

Всё это хорошо, но когда уже будет идти речь о кардинальном изменении ситуации с наращиванием производства молока и импортозамещением? Скорее всего, это инициативы перспективного действия и касаются более или менее состоятельных собственников, способных находить средства на крупные инвестиционные проекты. Но как быть с проблемой, так и остающейся в разряде нерешённых или, скажем так, решенных частично, а потому неэффективно? Мы опять говорим о главном – о мотивации всех производителей, вне зависимости от формы хозяйствования. О равноправном субсидировании всех производителей молока – и крупных, и мелких. То есть пора уже, наконец, решить вопрос с реальным субсидированием ЛПХ. Ведь сколько можно повторять очевидное: мелкие личные подсобные хозяйства производят на своих подворьях львиную доля молока и мяса. В том числе и в нашей области. В личных подсобных хозяйствах в прошлом году числилось 237,8 тысячи голов скота, из них коров – 119,4 тысячи. В личных подсобных хозяйствах производится до 60 процентов молока, и получается, что этот по-настоящему крупный, если брать совокупно, производитель лишён государственной поддержки, по сути дела, из-за каких-то надуманных предлогов. Мол, пусть объединяются в кооператив, а там посмотрим. Но не работает это, каждый год показывает: не ра-бо-та-ет! Но всё остаётся по-прежнему, хозяева ЛПХ находятся в неравном положении на рынке. А раз так, то и быстрых результатов ожидать, наверное, не стоит.

Владимир ГЕГЕР.

Фото  из архива Валерия БУГАЕВА.