• Сб. Июл 27th, 2024

Животноводство. Реалии и ориентиры

Фев 8, 2024

Идёт зима, и пока полеводы готовятся к весенним полевым работам, животноводы проводят нелёгкую зимовку скота. В условиях, когда запас кормов ограничен по сравнению с прошлыми годами. Но именно животноводческая отрасль демонстрирует рост. Оно дало в прошлом году продукции на 254,7 миллиарда тенге, прибавив за год 8,6 процента.

Пока с хорошей динамикой

Очень важно, что каждый год в развитие этой отрасли идут десятки миллиардов тенге. Например, только на субсидирование животноводства в прошлом году пошло из местного бюджета 9,8 миллиарда тенге. Работа идёт, достаточно посмотреть на состоявшиеся в последние годы инвестиционные проекты, в том числе животноводческие, прежде всего связанные со строительством молочных ферм нового типа. В этом году речь идёт о создании новых и реконструкции действующих восьми ферм в области, это позволит серьёзно увеличить производство молока. В регионе действуют 36 МТФ, а за последние два года добавилось восемь, современного типа.

Животноводческой продукции производим год от года всё больше. Напомним, в 2023-м производство мяса в живом весе увеличено на 14,1 процента, молока – на 4,8 процента. Молока произвели 449,4 тысячи тонн, мяса в живом весе – 124,1 тысячи тонн. А вот производство яиц снизилось в очередной раз, фабрики выдали в прошлом году 229,4 миллиона яиц, на 3,2 процента меньше.

Хотя в целом говорим о хорошей динамике развития животноводческой отрасли, где каждый процент роста увеличения производства продукции в натуральном выражении даётся большим трудом и требует немалых вложений. К началу этого года в области числилось 480,1 тысячи голов крупного рогатого скота – стадо немного сократилось за год. Овец на содержании 546,2 тысячи голов – тоже меньше, чем было. А лошадей стало 228,7 тысячи голов, табун несколько сократился. Общее снижение поголовья, за исключением свиней, может быть связано с сезонным фактором – зимой скот идёт на мясо, вдобавок и кормов на зимовку нынче, что называется, впритык.

Но впереди отёл коров, окот овец, табун лошадей тоже прибавит молодняка. Во всяком случае, на производстве продукции в сравнении с прошлыми годами это не сказывается, оно постепенно наращивается. Развитие же как молочного, так и мясного животноводства предполагается в соответствии с программой за счёт увеличения высокопродуктивного племенного поголовья и развития молочно-товарных ферм. Одна из задач – постепенно наращивать экспорт животноводческой продукции, в прошлом году в этом отношении сработали вполне успешно.

Яйца есть, но их меньше

О производстве яиц в Павлодарской области в последние годы говорится преимущественно в контексте его снижения. Нет, яиц и курятины на прилавках полно, хотя птицеводческая продукция периодически дорожает. А птицеводы говорят, что по-иному и быть не может на фоне сложившейся ситуации. Она продолжается с тех пор, как пару лет назад в Минсельхозе не очень удачно начали играть с выделением субсидий на производство яиц. Под тем предлогом, что их производится достаточно. Но ведь субсидия – это не поощрение, не премия за производство, это средства, идущие на возмещение затрат с целю удешевления конечной продукции для граждан. А яйца у нас, повторим, перманентно дорожают, иногда немного дешевеют, но совсем немного.

Птицеводы в свою очередь говорят о растущей дороговизне кормов, о необеспеченности кормовой базы в целом. Об отсутствии надёжного фуражного фонда, о совсем слабой племенной базе в Казахстане, потому мы «посадочный материал» – племенные яйца и цыплят – привычно покупаем за бугром.

Павлодарские птицефабрики вроде работают, в том числе «Turkey-PVL» из Павлодарского района, где производят индюшатину. Но птицеводы не зря говорят о своих проблемах. Ведь если вспомнить, то в своё время именно государственные субсидии в немалой степени способствовали восстановлению, а потом и развитию отечественной птицеводческой отрасли. Помогли преодолеть трудности роста и сделать птицеводство стабильным. Что будет теперь? Минсельхоз уверен в правильности своих шагов, птицеводы в этом не уверены. И не начнем ли мы уступать птицеводам из соседних стран, где стабильно выплачивают субсидии в больших размерах, чем у нас?

Основные проблемы? Они известны. Это и нехватка птицы высоких пород мясной продуктивности, суточных цыплят закупаем. Кроме того, никуда не ушла и низкая конкурентоспособность отечественной продукции. А это у нас происходит прежде всего из-за дороговизны кормов и импортных витаминов для птицы. Может быть, учитывая, что основными компонентами птичьего корма считаются пшеница, соевый шрот и кукуруза, для Минсельхоза задача создания кормового фонда видится невыполнимой? Хотя и сою, и кукурузу на зерно выращиваем у себя в стране ежегодно.

Отрасль страдает из-за отсутствия на рынке хороших отечественных витаминно-кормовых добавок и премиксов. Берём дорогое импортное, а это опять рост себестоимости. Ну и оборудование используем, скажем так, не совсем новое. Вдобавок, несмотря на заверения Минсельхоза, не видно чёткой и ясной политики субсидирования.

В Минсельхозе уверены…

В последнее время, по данным Минсельхоза, в Казахстане производится ежегодно более пяти миллиардов яиц. Это чуть больше потребности населения. Кроме того, даже экспортируем около 200 миллионов яиц в Афганистан и Кыргызстан. Но ведь и импорт яиц в Казахстан только за 11 месяцев прошлого года был 264,1 миллиона. То есть сальдо не в нашу пользу, а Минсельхоз всё устраивает.

Сегодня в стране работают 34 птицефабрики яичного направления и 31 фабрика мясного. Для повышения обеспеченности яйцами отечественного производства в регионах, где пока отсутствуют птицефабрики яичного направления, а это ВКО, Мангистауская область, области Абай и Улытау, планируется реализовать 10 инвестиционных проектов, рассчитанных на производство 802 миллионов яиц в год. Для этого Министерство опять планирует внести соответствующие изменения в Правила инвестиционного субсидирования. Это притом что ещё с начала прошлого года отменено субсидирование удешевления стоимости производства пищевых яиц с нормативом 3 тенге за штуку. Государство сейчас субсидирует приобретение суточного молодняка финальной формы яичного направления с нормативом 60 тенге за голову. В прошлом году были погашены долги на субсидирование удешевления стоимости производства яиц на 1,2 миллиарда тенге, выделены субсидии на приобретение суточного молодняка на 476,7 миллиона тенге. Но судя по ценам в магазинах, этого явно недостаточно.

Что же касается птичьего мяса, то его импорт в прошлом году снизился в стране почти на 25 тысяч тонн по сравнению с 2022 годом. Много это или мало – не берусь судить, потому что непонятно, сколько всего импортировали курятины и другого птичьего мяса. Но Минсельхоз сообщает: по итогам прошлого года произведено 328,6 тысячи тонн мяса птицы в убойном весе (в 2022 году – 288,7 тысячи тонн). На внутренний рынок отечественные птицефабрики поставили 74 процента продукции. То есть четверть этой продукции – это по-прежнему импортные продукты. А мы на экспорт отправили порядка 30 тысяч тонн.

В прошлом году на субсидирование мясного птицеводства направлено 21,7 миллиарда тенге, в том числе на субсидирование удешевления стоимости производства мяса птицы – 21,4 миллиарда тенге и на приобретение племенного суточного молодняка – 336,8 миллиона. В ближайшие три года планируется ввести 29 производств, способных производить до 210 тысяч тонн птичьего мяса. Это, как ожидается, позволит полностью закрыть импортозависимость уже через три года. О подобных перспективах производства яиц пока не сообщается.

Снимая барьеры

Что ни говори, а животноводство – отрасль, в которой то и дело возникают проблемы с экспортом, зачастую по санитарным и ветеринарным соображениям, есть ограничения по вывозу живого скота, есть условия импортёров по качеству нашей продукции. Но начало года настраивает на оптимизм относительно экспорта животноводческой продукции из Казахстана. К примеру, с 15 января Российская Федерация отменила ограничения на ввоз животноводческой продукции из нашей страны. Решение принято по результатам достигнутых договорённостей между министрами сельского хозяйства РК и РФ Айдарбеком Сапаровым и Дмитрием Патрушевым.

– Работа по снятию барьеров для экспорта казахстанской продукции ведётся в рамках поручения Главы государства, – рассказал Айдарбек Сапаров. – Это важный шаг для аграрных отраслей Казахстана и России, он способствует укреплению торгово-экономических связей между нашими странами.

Напомним, в январе прошлого года импорт казахстанской продукции в РФ был ограничен по причинам ветеринарного неблагополучия в ряде районов нашей страны. Однако после двухлетнего перерыва рынок открывается для поставщиков животноводческой продукции, полученной из зон Республики Казахстан, имеющих официальный статус благополучных с вакцинацией от Всемирной организации по охране здоровья животных. По остальным регионам работа продолжается. Экспорт в Россию доступен для говядины, баранины, свинины, молока и молочной продукции, мясопродуктов. Кроме того, в плане аграрных ведомств Казахстана и России интеграция информационных систем ИС «ЕАСУ» с ФГИС «Аргус-Фито» и ФГИС «Меркурий» (Россельхознадзор). Это позволит упростить и оптимизировать ветеринарно-контрольные процедуры, устранить ненужные барьеры, автоматизировать и сократить время прохождения контроля на границах.

Сейчас структура товарооборота двух стран не в нашу пользу: импорт в Казахстан из России намного превышает казахстанский экспорт. Поэтому делается акцент на увеличение поставок казахстанской продукции на рынок России.

При этом у нас продолжаются игры с вывозом живого скота, в своё время его удалось ограничить, несмотря на лоббирование вопроса Мясным союзом Казахстана. Даже Президент страны два года назад возмутился небывалыми размерами вывоза именно живого скота за рубеж. После полного запрета всё-таки вновь начали продавать скот за рубеж, но уже прикрываясь квотами, вводимыми Минсельхозом. И вот очередная новость: с 1 февраля вступает в действие приказ Минсельхоза о квотах на вывоз бычков из Казахстана, в том числе в страны Евразийского экономического союза. Норма будет действовать шесть месяцев. Количественный лимит для вывоза бычков старше 12 месяцев – 60 тысяч голов, из них для откормочных площадок – 30 тысяч, для товаропроизводителей – столько же.

Количественный лимит для вывоза баранчиков старше шести месяцев – 120 тысяч голов, из них для откормочных площадок – 30 тысяч голов; для товаропроизводителей – 90 тысяч. С одной откормочной площадки разрешается вывезти до 4000 бычков старше 12 месяцев, а на одного товаропроизводителя – до 500 голов в совокупном количестве.

Кроме того, с одной откормочной площадки можно экспортировать до 1000 баранчиков старше 6 месяцев, а на одного товаропроизводителя – до 500 голов. Квоты распределяются на портале «Е-лицензирование»: они выдаются автоматически при получении лицензии на экспорт отдельных видов товаров в соответствии с правилами и будут распределяться до их полного исчерпания. К чему приведёт вывоз скота под маркой квотирования, мы ещё увидим, главное – не повторить собственные провалы, когда мы резко снизили поголовье скота из-за безудержного его вывоза.

Ещё один повод для оптимизма: собираемся открывать новые рынки экспорта. Разработана даже Дорожная карта развития мясного скотоводства и овцеводства на 2024-2026 годы. Для развития экспорта на открытых рынках проводится работа по расширению номенклатуры поставляемой животноводческой продукции в Китай, Азербайджан, Иран и другие страны. Будем считать, что лёд тронулся…

Владимир ГЕГЕР.

Фото из архива Валерия БУГАЕВА.