• Вс. Дек 22nd, 2024

Дуально не значит реально

Авг 8, 2023

В одном из недавних номеров мы с упором на направления программы «Ауыл — ел бесiгi» в материале «Урбанизацию не отменить» порассуждали о продолжающемся отъезде жителей из сёл. Вскользь упомянули о так называемом дуальном образовании, с помощью которого хотим решить проблему. Наверное, стоит об этом поговорить подробнее.

Разобрались в себе

Не секрет, далеко не первый год приходится выслушивать сетования руководителей сельхозформирований на нехватку грамотных специалистов. А что меняется? Ведь к теме дуального образования подошли, помнится, вплотную где-то в 2016 году. Нельзя сказать, что ничего не сделано, но поинтересуйтесь у руководителей ТОО и крестьянских хозяйств – много ли у них молодых спецов со свежими дипломами. Ответ никого не обрадует.

У нас неоднократно на уровне областных властей делали анализ того, как работают аграрно-технические колледжи, дающие образование в сельских районах. И всякий раз проявлялась застарелая проблема: низкий процент трудоустройства выпускников колледжей. Ещё в 2018 году выяснили, что колледжи из года в год учат не совсем тому, что сейчас нужно на селе. Тогда же родилось решение снимать проблему оттока молодёжи из села, переформатировав систему обучения в аграрно-технических колледжах. Это во многом и было сделано. Вот, например, перечень специальностей только в двух колледжах – Иртышском и Щербактинском. КГКП «Иртышский аграрно-технический колледж» учит по специальностям: учёт и аудит – бухгалтер-кассир, механизация сельского хозяйства и организация питания, повар. Щербактинский аграрно-технический колледж – учёт и аудит, бухгалтер-кассир, кондитер-оформитель, организация питания – повар; техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта – здесь квалификации слесарь по ремонту автомобилей, мастер по ремонту автомобильного транспорта, электрик по ремонту автомобильного электрооборудования. Есть и специальности сварочное дело, фермерское хозяйство, механизация сельского хозяйства, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Как видим, в Щербактинском колледже пошли на введение широкой линейки сельских специальностей. В других районах тоже есть свои изюминки, вплоть до операторов для работы на оросительных системах.

Давайте разберёмся

Но ведь проблема подготовки кадров всё равно остаётся, а значит, она так просто не решается. Давайте вспомним. Дефицит кадров в сельском хозяйстве – проблема для нашей области (и не только для нашей) давняя. В годы так называемых реформ на селе началось настоящее бегство оттуда в города, значительно сократилось сельское население, урбанизация опустошает село и сегодня. Но в начале 1990-х государству было не до этого.

Село ещё как-то пыталось встраиваться в систему за счёт оставшегося потенциала кадров старой закваски. Но проблема дефицита кадров всё равно проявилась, хоть и позднее. Старые, опытные работники постепенно уходили на пенсию, на их место должна была прийти молодёжь. Но она не пришла, а если и пошла, то скорее вопреки системе, не оказалось молодых специалистов в резерве у реформаторов, и фермеры (как в США) у нас тоже не появились. Поэтому восстанавливать отрасль начинали на осколках разодранных в клочья колхозов и совхозов. А молодых специалистов для этого попросту не подготовили.

Руководители возникших на старой базе ТОО и крестьянских хозяйств понимали и сейчас уверены в том, что вряд ли кто-то поедет учиться и работать в направлении «город-село», если для этого не создать условий, а это в свою очередь посильно только государству. Но ведь необходимо было тогда и особенно сейчас – готовить местных ребят. Таким образом, потребность в дуальном образовании в Павлодарской области назревала уже давно, она перезрела. Тогда и появилось иностранное словечко «дуальное», претендующее на то, что якобы придумано нечто новое в образовании.

Дуализм как панацея?

А что такое это самое дуальное образование? Учёные мужи говорят: дуальное образование в ближайшей и долгосрочной перспективе по своему содержанию и целевой направленности становится эффективным инструментом регулирования рынка труда, а именно: обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Эта функциональная особенность дуального образования характерна как для рынка труда в целом, так и для молодёжного рынка труда в частности.

А на самом деле дуальное образование – это не нечто новое, по своей сути речь идёт о возврате к советской системе профтехобразования, высокомерно отброшенной нами в годы реформ. Это система, когда учащиеся ПТУ параллельно получали практику на заводах и стройках, на полях и фермах. Модель дуального обучения в рамках среднего образования по своему формату идентична широко практиковавшейся в советское время дополнительной профессиональной подготовке (получению рабочей профессии) на базе средней школы через УПК (учебно-производственные комбинаты или центры). Наряду с аттестатом об окончании средней школы молодые люди получали второй документ (чаще всего свидетельство или удостоверение) о рабочей профессии (водитель, тракторист, штукатур-маляр, секретарь-машинистка и т.д.). Это позволяло достаточно безболезненно войти во взрослую, самостоятельную жизнь. Именно эта проблема – проблема адаптации выпускников профессиональных школ, не имеющих никаких навыков профессиональной деятельности (а число таковых достигает 14 % от числа молодежи), стала в настоящее время серьезной проблемой даже в развитых странах. Например, в Германии, откуда мы и скопировали свою «новую модель» профессионального образования – дуальную. Но всё равно пришлось понять – предки-то, оказывается, не глупыми были. И уже сколько раз приходилось в этом убеждаться.

Свою лепту, конечно, внесли в то время и тенденции, преобладавшие в обществе. В 2000-х годах в Павлодарской области настолько популярно было учиться на юристов и менеджеров, что в местных вузах группы по этим специальностям были стабильно переполненными. В то же время работа на тракторе не считалась престижной. Прошло много лет, прежде чем молодые люди на селе, в том случае, конечно, когда рядом есть крепкое хозяйство, стали видеть достойную оплату сельского труда, и вроде бы уже что-то начало меняться в сознании молодых ребят. Вот тут бы их поддержать, но система, как всегда, слишком долго раскачивается. Переломный момент, по мнению фермеров, произошёл примерно в 2013-14 годах. В какой-то мере это связано с развитием крестьянских и фермерских хозяйств, чьё руководство мотивирует трудолюбивых молодых людей идти именно в сельское хозяйство. Для этого дальновидные руководители ТОО и крестьянских хозяйств создают благоприятные условия, платят хорошую даже по меркам областного центра заработную плату, обновляют и модернизируют технику и оборудование. При этом высокая зарплата не всегда становится фактором удержания людей на селе. Дело в самом качестве жизни, оно должно быть не только не хуже городского, а даже лучше.

Но в нашем случае мы ведём речь о том, что наши колледжи долго не работали на реальный рынок труда, никто их к этому не понуждал, хотя руководящие госструктуры отлично видели, куда всё идёт. И получалось, что колледжи работают, получают на своё содержания миллиарды тенге поддержки, а выхлоп оказывался в пределах статистической погрешности.

И только недавно, несколько лет назад, начали предъявлять колледжам требования по качеству подготовки специалистов. А раньше у них не было цели учить какой-то определённой профессии, главное – учить, чтобы осваивать бюджет и получать зарплату. Вот это-то и подвигло руководство страны и области попытаться начать реформу колледжей – надо же хотя бы пытаться что-то менять.

На фоне массовой миграции

Уже приходилось приводить такие факты, но стоит, наверное, для наглядности упомянуть их ещё раз. Отъезд из села достиг у нас действительно угрожающих масштабов, и это ещё мягко сказано. За последние 12-13 лет село в нашей области покинули около 36 тысяч человек. В масштабах страны немного, а вот по меркам области, если учитывать нашу демографическую ситуацию, дело совсем швах. Ведь речь идёт о цифре, примерно равной населению двух сельских районов области.

Сейчас в области у нас сельского населения около 28 процентов, в то время как в среднем по республике около 39-40 процентов. При этом из тех, кто пока ещё живёт на селе, заняты сельскохозяйственным производством всего девять процентов сельчан. И тут ещё громадный процент придётся на самозанятых, хотя мы сейчас и называем их по-другому. Суть статуса этих людей не изменилась после того, как они оформили некоторые документы и вошли в другие группы населения. Проще говоря, это сельские жители, живущие главным образом за счёт своих подворий. В организованных же формах сельского производства занято всего около четырёх процентов жителей павлодарских сёл. И понятно теперь, что у нас действительно остро стоит проблема обеспечения села квалифицированными кадрами.

Наследники СПТУ и техникумов

О качестве жизни сельчан мы поговорили подробно в прошлый раз. Сегодня – больше о кадрах для села. Ведь молодёжь никак не удержать на селе, если она не видит профессиональных перспектив. То есть не просто занятости, а профессиональной постоянной работы. И мы вновь говорим – большая роль отводится сельскохозяйственным колледжам. А у сельскохозяйственных колледжей, хоть и несколько укрепилась в последние годы, но по-прежнему недостаточна материально-техническая база. В пример приводят Красноармейский аграрный колледж – материальная база здесь несколько лет назад резко укрепилась, со специальностями тоже разобрались. Но до такого же уровня пора, наверное, доводить и другие учебные заведения, способные готовить кадры для села.

В то же время областные власти говорят, что многое делается. Решить проблему в целом ещё в прошлом году задумали путём перехода на новые квалификации, актуальные именно сегодня. К примеру, в Павлодарской области пользуются спросом специальности животновода, оператора дождевальных установок, гидромелиоратора. Но нужны и те, кто обучит молодых специалистов этим профессиям. В Иртышском районе проблему частично решили благодаря курсам переподготовки для преподавателей в НАО «Холдинг «Кәсіпқор» в Нур-Султане. Выделили дополнительные средства, они пошли на приобретение учебно-методического комплекса, укрепление материально-технической базы.

Услышали, наконец

Одним из важнейших новшеств, привнесенных дуальным обучением, стал перенос срока практики. Теперь, наконец, после десятков лет призывов к очевидному, практика должна совпадать с посевной и уборочной кампаниями аграриев. До недавнего времени случалось как раз наоборот – студенты приезжали в крестьянские хозяйства в то время, когда сельхозкампания завершилась. А согласно модели дуального образования до 80 процентов времени студент должен проводить в реальных рабочих условиях в крестьянских хозяйствах. В зимний период изучается теория. Всё на самом деле просто. А если говорить о материально-техническом обеспечении, то по итогам прошлого года тогдашним акимом области говорилось: в регионе на материально-техническое оснащение школ за последние три года бюджет увеличен в семь раз. Из 44 агроколледжей проведена модернизация в десяти. А к концу нынешнего года по двухлетней программе планировалась модернизация ещё девяти.

Новым приоритетом для колледжей области станет создаваемый на базе УПК Центр актуальных профессий, подразделения которых будут развернуты в колледжах. В девяти агроколледжах и трёх городских создаются профильные хабы, где, как предполагается, любой молодой человек сможет пройти профпробы, отучиться на краткосрочных курсах и получить несколько специальностей за три-четыре месяца.

Всё хорошо? Вряд ли. Дефицит профессионалов на селе остаётся. Вдобавок до сих пор не совсем ясна статистика подготовки кадров вузовской системой. Зато есть инсайдерская информация: в одном из павлодарских вузов самый низкий конкурс на сельские специальности. А потому поступить сюда горожанам легче, что они и делают ради корочки о высшем образовании. А потом, естественно, на селе таких «специалистов» не дождутся. И хотелось бы иметь ясное понимание того, как формируются группы на получение сельскохозяйственных специальностей в вузах, учитывается ли, допустим, статус поступающего в вуз – из деревни он или из города? Потому что парень или девушка из села с большей долей вероятности останутся там работать.

А при существующей системе, если она вообще есть, мы точно не решим проблему кадров на селе.

Владимир ГЕГЕР.

Фото из архива Владимира БУГАЕВА.