• Вт. Окт 8th, 2024

А молоко всё дорожает

Дек 12, 2023

К сожалению, это действительно так, молочная продукция у нас постепенно, с завидной периодичностью продолжает дорожать. И тут доказывать ничего не надо, достаточно зайти в ближайший магазин. Вчера как раз покупал домой «молочку», самое дешёвое обез­жиренное молоко – 315 тенге за литровый пакет, а молоко пожирнее – 400 тенге. Кефир немного дороже – 415 тенге, сметана – те же 400 тенге, но за стакан.

Производим много

А между тем в области и стране скоро начнут подводить итоги уходящего года, в том числе и года сельскохозяйственного. Потому что основные кампании уже позади, а в животноводстве за оставшийся декабрь вряд ли что-то изменится принципиально. А если мы говорим о ценах на «молочку», то они зачастую зависят не столько от производителя, сколько от других факторов. И сейчас молоко у населения закупается по 170-180 тенге за литр. Некоторые сельчане говорят, что дешевле, а вот надёжные крупные МТФ отвозят его даже с премией за качество.

Интересно получается: молока год от года производим больше, а оно не меньшими темпами растёт в цене. Судите сами, за 10 месяцев у нас произведено молока во всех категориях хозяйств 360,3 тысячи тонн, на 4,4 процента больше, чем годом ранее. При этом в организованных хозяйствах у нас пока производится процентов 40, остальное – в личных подсобных хозяйствах. Правда, в организованных более высокоудойный скот, на современных МТФ от коровы в среднем надаивают в год 4669 литров, в ЛХП – около 2120 литров. При этом в области заметно больше становится племенного крупного рогатого скота, такого уже 77 557 голов.

На перспективу

Работа действительно идёт на первый взгляд целенаправленно. Для улучшения породно-продуктивных качеств молочного скота хозяйствами области с 2019 по 2022 год завезено до 8540 голов импортного племенного маточного скота пород симментал, голштино-фризской. Много – из европейских стран. И в нынешнем году завозили 1556 коров и тёлок. 736 голштинцев заимело ТОО «Agro Trade PV» (Павлодарский район), 364 тёлки симментальской породы и 136 голов голштино-фризской породы – ТОО фирма «Актогай-Агро» (Актогайский район) и 320 симменталок завезло ТОО «Галицкое» (Успенский район).

Разумеется, под всё это идёт немалая государственная поддержка, в том числе (а может, прежде всего) в виде субсидирования. Нынче на развитие животноводства только из местного бюджета выделено 9,8 миллиарда тенге. При этом, как говорят в областном сельскохозяйственном ведомстве, в развитии молочного животноводства у нас классические приоритеты. Ориентир делается на крупные промышленные молочно-товарные фермы с выстроенной системой прослеживаемости и надлежащим ветеринарно-санитарным контролем. Сейчас в области работают 36 современных МТФ, только в последние пару лет ввели восемь молочных ферм.

Работа в этом направлении продолжается, особенно после недавнего одобрения государственной программы ускоренного строительства молочно-товарных ферм по всей стране на основе опыта Северо-Казахстанской области. Пошло кредитование проектов АПК по созданию новых и расширению действующих восьми МТФ, это поможет нарастить производство молока в области на 40 тысяч тонн и увеличить племенное поголовье на 6,4 тысячи голов. Размер инвестиций достигнет 25 миллиардов тенге. На это только из республиканского бюджета выделено 10 миллиардов тенге. Идут субсидии: на развитие перерабатывающих предприятий в этом году предусмотрели миллиард 482,4 млн тенге, на субсидирование затрат перерабатывающих предприятий – 1070,5 миллиона тенге. Кроме того, для увеличения производства переработанной молочной продукции в Павлодаре построен ещё один молокоперерабатывающий завод – ТОО «Бурёнка». С вводом его в эксплуатацию увеличится производство сыра и творога, сразу процентов на 35. А ещё в планах – ввод молокоперерабатывающего предприятия ТОО «Актогай-Агро», где хотят заняться производством детского питания и молочных изделий. Пока ищут потенциального инвестора для реализации проекта. Действующие предприятия тоже не стоят на месте, практически ежегодно идёт модернизация молзаводов для расширения ассортимента выпускаемой продукции. Речь об АО «Сүт», ТОО «Молком Павлодар», ТОО «Best milk».

Заделы созданы

Надо понимать: ничто не приходит само собой. Каждый добавленный процент роста производства и переработки живпродукции в натуральном выражении даётся большим трудом и требует немалых вложений. Да и поголовье скота неизбежно нужно увеличивать, а это проще сказать, чем сделать, на это годы уходят. Тем не менее поголовье прирастает – и за счёт закупки породистого скота, в том числе за рубежом, и за счёт собственного воспроизводства стада.

А в общем, как можно убедиться, мы подходим к концу сезона с перспективной базой для дальнейшего движения вперёд. Главное теперь – с толком ею распорядиться. Только в нынешнем году строим две молочно-товарные фермы на две тысячи голов.

Из положительных моментов, работающих на развитие переработки в нашей области, можно отметить неплохой показатель загруженности имеющихся перерабатывающих предприятий, прежде всего молочных заводов. Во всяком случае, у нас он превышает средний по республике. Всё это по идее должно повышать конкурентоспособность продукции. Но так ли это на самом деле, если мы видим перманентное повышение цен на молочную продукцию?

Причины пока не изжиты

Вот так, постепенно разобравшись, сколько мы производим, вновь возвращаемся к причинам дороговизны «молочки». Сегодня можно найти много информации о различных мерах поддержки молочной отрасли страны, в том числе на госсайтах. Некоторые из них оказались очень действенными. Но в прошлом году систему субсидирования изменили, и вместо количества произведенной продукции стали использовать показатели по продажам. А это крайне неудобно переработчикам, поставляющим свою продукцию сотням, если не больше, точек торговли «молочкой». Ведь на практике счета-фактуры надо загружать в базу по данным из магазинов, а потом показывать всё это. Много мороки и дополнительных людей приходится содержать. Молочный союз Казахстана, да и фермеры тоже, просил чиновников оставить прежний метод расчёта субсидий, однако к ним не прислушались. Кроме того, крупные фермеры жалуются, что налоговая программа не интегрирована с программой по субсидиям МСХ – всё приходится делать в ручном режиме.

Сезонность и плановость

Ещё одно – это наши расстояния, далековато приходится ездить и для закупки молока на переработку, и при завозе готовой продукции. Растут транспортные расходы, не говоря о том, что из мелких хозяйств продукция идёт не всегда такого качества, что требуется современному производству. Ну и, как всегда, партнёрский фактор: уже с марта этого года казахстанский молочный рынок стал испытывать давление со стороны конкурентов из России и Беларуси. Некоторые аналитики даже сгоряча утверждают, что российские и белорусские производители искусственно занижают цены, говоря рыночной терминологией, демпингуют. А тут ещё инфляция в Казахстане никак не придёт в норму, даже замедлившись к сентябрю, она была 11,8 процента. Статистические данные говорят о росте цен за год, и наиболее заметный – именно на молочные продукты. Аналитический портал Energyprom.kz вообще утверждал в ноябре, что с начала нынешнего года цена на питьевое молоко в Казахстане выросла на 20 процентов. И глядя на цены в магазинах, этому веришь сразу. Например, исполнительный директор Молочного союза РК Владимир Кожевников говорил недавно журналистам: ситуация с молоком мало отличается от ситуации в стране – растёт в цене всё, что прямо или косвенно влияет на стоимость молока нефтепродукты, корма, сырьё. Итог очевиден. И, повторим, в Молочном союзе не раз заявляли о давлении со стороны коллег по Евразийскому экономическому союзу, в особенности из России и Беларуси. Говорят, происходит это из-за разницы в валютных курсах и из-за неравенства в величине субсидий, получаемых производителями и переработчиками от государства. Особенно это заметно в приграничных областях, а значит, и на Павлодарщине.

К зиме подорожание становится особенно заметным, происходит это ежегодно. Потому что если в ЛПХ производится 60 процентов молока, а на крупных фермах процентов 40, то мы имеем большей частью сезонное производство. Летом молока много, зимой его значительно меньше. Оттого становится дороже сырьё, как правило, это начинается в октябре и длится до начала массового отёла скота из ЛПХ. Но и потом цена назад не возвращается, она уже утвердилась, рынок к ней привык. В России же этого не происходит, потому что там работают крупными фермами и комплексами, где производство молока плановое. Кроме того, там и субсидии значительно больше.

То есть, говоря о плановости, мы опять имеем биологический фактор. Молоко у коров появляется, когда они рожают телят, и если случка коров, а потом и растёл не будут отрегулированы на равномерное производство по году, то и выходит практика всплесков и падения производства. Планируют всё на современных крупных МТФ, в ЛПХ этого не происходит, там растёл идёт в феврале-марте. Вот вам и сезонность. Кроме того, в ЛПХ зачастую и качество молока хромает, значит, перерабатывать его и доводить до товарного вида обойдётся существенно дороже.

А ещё цены на молочные продукты в Казахстане выше из-за огромных расстояний. Логистика сильно влияет на цены. И с сезонностью можно бороться только через создание крупных ферм и комплексов, это поможет и вопросы логистики немного снять. Именно поэтому сейчас руководство страны поставило задачу резко ускорить строительство в стране современных ферм, чем крупнее, тем лучше. Создана специальная программа с гарантией финансирования на ближайшие три года. Кстати, по последним данным, у нас уже сейчас в натуральном выражении производство обработанного жидкого молока и сливок увеличилось на 5,4 процента по сравнению с прошлым годом. Это первые результаты строительства современных ферм. Производство сыра и творога выросло на 16,6 процента, сливочного масла и спредов – на 23,3 процента. При этом меньше стали производить сухого молока.

А увеличение господдержки не помешало бы. Давайте посмотрим на данные Молочного союза РК: господдержка сельского хозяйства в России – 10 процентов ВВП, в Беларуси – 15 процентов, в Казахстане – три процента. Тут даже комментировать ничего не надо. Ясно, что нам действительно крайне необходимо строить большие фермы, и в стране этим занялись вплотную. Это притом что Казахстан обеспечивает себя молочной продукцией на 80 процентов. Но я бы к этому добавил всё-таки контроль за маржой переработчиков. А по большому счёту в переработке можно пересмотреть политику субсидирования в сторону эффективной поддержки молзаводов, с одной стороны, и ответственности переработчиков, с другой. Обязательной ответственности за результат, в том числе и ценовой, на выходе.

Повышение цен на «молочку» у нас никто не объявляет, просто покупатели время от времени вдруг видят новые ценники, поморщатся (мол, опять!), но делать нечего – приходится брать. При этом закупочная цена у крестьян повышается реже и не в такой степени, как реализационная от переработчиков. Ну если молоко закупается даже по 180 тенге, а торгуется за 400, то, согласитесь, сразу же возникают вопросы. Мы сегодня рассмотрели большей частью аргументы переработчиков. Но потому и заговорили о солидарной ответственности, что факт остаётся фактом: если закупочная цена мало изменяется, то реализационная зависит от маржи переработчиков, транспортных посредников и торговцев. Тут тоже неплохо бы присмотреться к каждому участнику рынка.

Владимир ГЕГЕР.

Фото из архива  Валерия БУГАЕВА.