• Пт. Май 23rd, 2025

Узбекистан: прошлое и настоящее

Май 22, 2025

Что мы знаем об Узбекистане – нашем соседе в Центральной Азии, с которым у Казахстана давние и прочные связи? Вот лишь несколько самых общих сведений.

По территории он на 56-м месте в мире, а Казахстан, как известно, входит в первую десятку. Однако населения в Узбекистане почти вдвое больше, чем у нас, – около 39 миллионов. Около 40 процентов проживает в сельской местности.

По своему экономическому потенциалу Узбекистан значительно уступает Казахстану. В структуре ВВП на первом месте услуги – 41,5 процента, на втором промышленность – около 27, на третьем сельское хозяйство – более 25 процентов и дальше строительство – около 7 процентов.

Примерно десятую часть ВВП страны (до 15 миллиардов долларов ежегодно) формируют заработки её граждан за рубежом: узбеки работают в России, Турции, странах Западной Европы, Южной Корее, Казахстане и даже в США, отправляя деньги семьям на родину.

Узбекистан, как и Казахстан, богат природными ресурсами: он на четвёртом месте в мире по запасам золота и в числе мировых лидеров по его добыче (сто тонн ежегодно); обладает значительными запасами нефти и газа, меди, урана, серебра, редкоземельных металлов.

Экспортирует золото, уран, удобрения, природный газ, металлы, пищевую продукцию, автомобили. Один из лидеров в Центральной Азии по экспорту фруктов и овощей – преимущественно в Россию, Пакистан, Китай и Казахстан.

Казахстан – третий после России и Китая торговый партнёр Узбекистана.

Туризм сегодня – одна из ключевых здешних сфер экономики. В прошлом году страна приняла 6,5 миллиона туристов. И нашему Казахстану есть чему поучиться по этой части у среднеазиатских соседей.

Ташкент.

Эмир Тимур

Нельзя узнать другую страну за пять дней. Но и за это время можно проникнуться чувством искреннего уважения к ней, благодарностью за увиденное там и услышанное. Именно это и случилось с нами в Узбекистане.

Наше путешествие начиналось в Ташкенте, который я помню с детства по книге

А. Неверова «Ташкент – город хлебный». Она о том, как мальчик из российской глубинки, объятой голодом после коллективизации и неурожая, отправляется на край света, чтобы спасти себя и близких. И самое удивительное – он действительно добирается до Ташкента, зарабатывает там как может и где может. И возвращается с зерном, когда почти никого из его семьи уже нет в живых.

В этот раз одна из первых встреч в Ташкенте – с основателем огромной империи, властелином мира Амиром (эмиром) Тимуром, восседающим в походном облачении на коне. Он как будто возвращается после очередной победы и простирает вперёд правую руку с открытой ладонью, демонстрируя наступление мира и спокойствия в его империи. Скульптурная композиция демонстрирует могущество великого завоевателя, его уверенность и силу.

Надпись на памятнике гласит: «Сила – в справедливости». Надо полагать, это изречение Тимура – неважно, реальное или ему приписываемое, поскольку для одних своих соплеменников он был освободителем их земель, вождём и правителем, а для многих других – жестоким завоевателем.

Не будучи выходцем из знатного рода здешних правителей, он сумел создать сильнейшую на то время армию в мире (по образу и подобию монгольского войска) и завоевал с ней огромную территорию. Подчинил себе не только всю Среднюю Азию, но и огромные территории сопредельных государств – Персии, Закавказья, Индии… Разгромив монгольского хана Тохтамыша, дошёл и до русских княжеств и только от Москвы повернул обратно, после чего нанёс поражение молодой Османской империи. К концу жизни начал военный поход в Китай и умер в древнем Отраре, теперь хорошо известном в Казахстане.

Все его завоевания сопровождались разграблением и массовым истреблением населения захваченных городов. Исключение составляли учёные люди и ремесленники, которых он забирал с собой, и они работали на его империю, которой при нём не было равных. И он теперь – один из главных национальных символов Узбекистана, памятники ему есть во всех городах. Его называют также Тамерланом, но узбеки считают это (хромой Тимур) оскорбительным. Мы к Тимуру и его наследию ещё будем возвращаться в этом повествовании.

Здесь же стоит, наверное, добавить, что нынешнему Ташкенту более 2200 лет, и в 1220 году он был разрушен Чингисханом, а восстановлен именно Амиром Тимуром и другими тимуридами в 14-15 веках. И по некоторым сведениям, позднее более ста лет входил в состав Казахского ханства.

Ещё во второй половине 19-го века в городе был невольничий рынок, на котором рабов свободно покупали и продавали, обменивали на скот и предметы домашнего обихода.

Ташкент сегодня: старое и новое

Первая прогулка по городу – утренняя, пешком. Кругом зелено, чисто и, что удивительно, не так много прохожих; ощущение – никто никуда не спешит.

Ташкент в центре – своеобразный сплав города пусть и с явными чертами южного, но вполне советского и уже нового, национально-самобытного.

Первое – наследие СССР второй половины 60-х годов прошлого века. В апреле 1966 года в Ташкенте произошло землетрясение почти в девять баллов. Город был очень сильно разрушен, включая и центральную его часть. Но, к счастью, обошлось без больших человеческих жертв, в связи с тем что подземные толчки оказались вертикальными, а не волнообразно-горизонтальными. И погибли всего восемь человек. А позднее люди умирали от нервных потрясений.

Восстанавливали город по проектам лучших тогдашних архитекторов – Москвы, Ленинграда, Киева. Союзные республики, и Казахстан в том числе, направляли сюда лучших строителей. И город удалось восстановить в совершенно новом облике всего за три с половиной года.

Возвращаясь к более ранней истории Ташкента, стоит напомнить, что в годы войны сюда эвакуировали и депортировали более полутора миллионов человек. В их числе были выдающиеся литераторы советской поры: Анна Ахматова, Алексей Толстой, Корней Чуковский и многие другие.

Ольге Григорьевой, создателю музея Анастасии Цветаевой в Павлодаре, важно было отыскать следы пребывания там сына Марины Цветаевой Георгия Эфрона. Он тоже был эвакуирован, учился в одной из здешних школ, которую мы нашли. Перед входом в неё установлен памятник ему в солдатской шинели. На отдельной табличке – фамилии выпускников школы разных национальностей, погибших на войне. И Георгия Эфрона тоже, погибшего в Белоруссии. А ещё пятерых Ибрагимовых, вероятно, родных друг другу.

В столице есть среди других мемориальных сооружений в память о минувшей войне скульптурная композиция, на которой представлены кузнец Шаахмед Шамахудов и его жена Бахри вместе с усыновлёнными ими в годы Великой Отечественной войны пятнадцатью детьми восьми национальностей. Удивительный пример высоты человеческого духа.

В советские времена (и я это хорошо помню) существовало негласное соревнование между первыми секретарями ЦК Компартии Узбекистана Ш. Рашидовым и ЦК Компартии Казахстана Д. Кунаевым по обустройству столиц двух республик. И если в одной рождался очередной значительный объект, то нечто подобное возникало и в другой. Так появилась 375-метровая телебашня в Ташкенте (третья по высоте после Останкинской и Киевской), а в Казахстане – уникальная – на Коктобе. В Ташкенте – высотная гостиница «Узбекистан», а в Алма-Ате – соответственно, «Казахстан». В Ташкенте (он был по населению почти вдвое многочисленнее тогда миллионной Алма-Аты) появились первые станции метро, но зато у нас был построен уникальный высокогорный каток «Медео», который иногда называли «фабрикой рекордов». Метро же в Алматы появилось уже во времена суверенитета Казахстана. Подобные примеры можно продолжать и дальше. Главное – это шло на пользу обеим столицам. А из прошлого стоит добавить, что в Ташкенте в бытность СССР работал завод грампластинок, которые тогда были едва ли не в каждом доме.

Во время путешествия по Ташкенту мы жили рядом со Свято-Успенским кафедральным собором, расположенным на хорошо обустроенной территории. И сам собор впечатляет снаружи и внутри. Это не единственный православный храм в столице Узбекистана, где есть и семинария, в которой обучаются будущие священники.

Проезжали мимо большого еврейского кладбища. Когда-то евреев здесь и вообще в Узбекистане было очень много. Есть и теперь синагога, католический собор и, конечно же, очень много мечетей, среди которых и настоящие архитектурные шедевры.

Ташкент активно застраивается: это жильё, в том числе многоэтажное, современные гостиницы мирового класса, банки, бизнес-центры и торговые центры, другие объекты, включая уже действующие новые: Дворец съездов, здания администрации президента и правительства, спортивные сооружения. Как говорится, есть чем гордиться и что гостям показать.

Это, конечно, не всё о Ташкенте, и мы ещё будем к нему возвращаться.

Юрий ПОМИНОВ.

Фото автора.

(Продолжение следует)