(Окончание. Начало в №27 от 10 июля)
Монастырь на краю скалы
Для меня не увидеть в холодное время Турцию снежной, пожалуй, было бы неправильно. Погода зимой в Трабзоне больше напоминает октябрь в Казахстане. Бывает пасмурно и дождливо, а в солнечные дни иногда хочется снять верхнюю одежду. Зато в горах может быть очень снежно и ветрено. В небольшом экскурсионном автобусе мы направляемся в турецкую деревню Мачку, что в 50 километрах от Трабзона. Здесь располагается один из древнейших в мире православных монастырей – Панагия Сюмела, или «Sümela Manastırı». Поездка совершалась перед тем, как в горах прошёл обильный снегопад, но это всё равно не стало преградой для исследования исторического места, откуда, к слову, открываются впечатляющие виды. В нашей компании гражданин из Египта, супружеская пара филиппинцев, молодой китайский блогер и несколько путешественников из Узбекистана. Ехать в Мачку примерно 40-45 минут. По пути местный экскурсионный гид Хакан Чувалджи рассказывает:
– Монастырь принадлежит национальному парку Алтындере. Он высечен в меловой скале на высоте 300 метров. История погружает нас в предания греческого православия в эпоху византийских императоров и во времена правления османских султанов. Считается, что основан монастырь двумя монахами – Варнавием и Сафронием. Расстояние от подножья горы, где остановится наш автобус, до широкой смотровой площадки на территории монастыря составит примерно один километр. Его нужно будет пройти пешком по извилистой лесной тропе, поднимаясь по крутым лестницам наверх. Поскольку накануне выпало много снега, это усложнит наш путь.
Наша туристическая группа следует за гидом, который смело и быстро ступает по сугробам. Его следы – единственная возможность подняться к монастырю, не набрав снега в обувь, особенно если на ногах она демисезонная, как в этот момент у большинства посетителей Сюмелы. Пожалуй, я была единственным туристом, решившим в этот день перестраховаться и надеть зимние ботинки, которые были на мне по дороге в Турцию из Казахстана, ведь в марте в нашей стране всё ещё холодно. Примерно через 15-20 минут, преодолев снежные препятствия и немало ступеней с наледью, мы оказываемся на месте.
Труднодоступная святыня представляет собой комплекс сооружений. Это каменная церковь, гостиница для паломников, кельи монахов и библиотека. Центром комплекса считается пещера, где сохранены фрески, оставленные со времён Трапезундской империи. Это изображения сюжетов Ветхого Завета, лики святых, однако множество фресок всё-таки подпорчено вандалами, но это только добавляет загадочности этому месту. По словам гида, в начале прошлого столетия монастырь закрывали, а реликвии были вывезены понтийскими греками за пределы Турции. Но после реконструкции, примерно к середине 1980-х, он снова открыл свои двери для посетителей.
От хамси до мухламы
На обратном пути из Панагия Сюмела мы останавливаемся в турецкой заснеженной глубинке Хамсикёй, обедаем в одном из местных колоритных ресторанчиков, греемся у собы (печка-буржуйка) и восторгаемся панорамными видами из окна. Кстати, название деревни Хамсикёй легко можно запомнить, поскольку хамси – мелкая рыбка, которая водится в Чёрном море. Эту рыбу преимущественно подают в жареном виде на блюде в большом количестве вместе с лимоном и ароматным кукурузным хлебом. Но в Хамсикёе есть множество и других гастрономических особенностей и традиций, о которых нам тоже поведал гид Хакан Чувалджи.
– Если вы приехали в Хамсикёй, будет неправильно не попробовать сютлач – запечённый молочный рисовый пудинг. Этот знаменитый турецкий десерт вы уже могли есть в Стамбуле или Анталье, но настоящая его родина – Карадениз, а именно маленькая деревушка Хамсикёй. Нельзя объяснить, почему сютлач, приготовленный именно здесь, никогда не сравнится ни с каким другим. Говорят, что коровы в этой деревне особенные, они дают по-настоящему вкусное молоко. Ещё одно важное блюдо Карадениза – куймак, или мухлама. Оно готовится из большого количества масла, кукурузной муки и тянущегося сыра. Во время завтрака его можно найти в любом кафе, но вообще это блюдо домашнее, так что лучше его пробовать в небольшой деревне, где годами его готовят по особому рецепту.
В Трабзоне мне удалось побывать два раза. Во время своей мартовской поездки я узнала, что в городе на черноморском побережье даже есть памятник казахскому поэту и мыслителю Абаю Кунанбаеву, 180-летие которого в этом году широко отмечается в нашей стране. Жители Трабзона с уважением относятся к культуре тюркоязычного братского народа из Казахстана, поэтому в 2022 году на территории Черноморского технического университета установлен этот памятник, созданный казахстанским скульптором Муратом Мансуровым. Кроме того, произведения Абая издавались здесь на турецком языке и публиковались в местных литературных журналах.
Возвращаясь в Казахстан, я думала об удивительном расположении Трабзона. Он окружён лесистыми горами, находится в 70 километрах от бескрайних чайных плантаций города Ризе и в сотне километрах от озера Узунгёль, которое своей красотой и живописностью привлекает туристов со всего мира. А примерно в 200 километрах от Трабзона находится популярный грузинский курорт Батуми. Автобусы между этими городами двух разных стран курсируют каждые полчаса. По такому маршруту точно стоит отправиться в путешествие в следующий раз, но это будет уже совсем другая история…
Трабзон в цифрах
Население города на июнь 2024 года составило 807 903 человека. Трабзон занимает 27 место в Турции по плотности населения. Средняя температура воздуха здесь колеблется от семи до 24 градусов в течение года. Это приблизительно 22,3 градуса летом и 4,4 градуса зимой. Город имеет 18 районов, среди которых Акчаабат, Араклы, Арсин, Бешикдюзю, Ортахисар, Сюрмене и другие.
Марина КИСЕНКО.
Фото автора.