• Чт. Ноя 21st, 2024

С песней по жизни

Ноя 14, 2024

Когда на конкурс приезжает самодеятельный хор из Аксу, его конкуренты обычно вешают носы: трудно противостоять такому коллективу, который, как правило, забирает первые места и Гран-при. Но при этом все ждут чего-то необыкновенного. И эти ожидания всегда оправдываются.

Хор должен жить!

Недавно этот необычный коллектив отметил своё 40-летие. Отметил традиционно – на родной сцене, концертом, на который приехали друзья, коллеги, музыкальные коллективы из Павлодара – например, ансамбль русских народных инструментов «Лад» областной филармонии имени Исы Байзакова, казачий хор «Поречье», представители финно-угорского этнокультурного центра. Звучало множество лестных слов в адрес коллектива и его руководителя Светланы Васильевны Колмогоровой. 40 лет – внушительный срок, и за это время аксуский хор «Родные напевы» переживал разные времена – распадался, восстанавливался, снова оказывался на грани закрытия…

Надо сказать, что когда коллектив создавался, Светлана была еще школьницей: в 1984 году в Доме культуры металлургов, который принадлежал Ермаковскому (в то время) заводу ферросплавов, была создана вокальная группа. Изначально главным направлением молодого коллектива была русская народная песня, состоял он из заводчан. Постепенно коллектив увеличился до хора. В разные годы им руководили Алексей Головастенко, Сергей Александров, Иван Попилин. С самого начала это был сильный и успешный коллектив.

Тяжелые времена наступили с распадом Советского Союза, когда для многих преуспевающих когда-то предприятий привычные социальные объекты – Дома культуры, санатории и стадионы – стали неподъёмной ношей. Так и получилось, что ДК был передан на баланс городу Аксу. Сейчас это городской Дворец культуры имени С. Донентаева.

Светлана Васильевна недолго поработала с хором в качестве хормейстера – её пригласили в 1989 году, однако по-настоящему связала свою судьбу с коллективом в 2002 году, когда ей предложили возглавить его, не дать ему распасться. За прошедшие 22 года, говорит Светлана Колмогорова, коллектив несколько раз поменял состав, хотя есть в нем и ветераны, выступающие в составе не одно десятилетие. Настоящий костяк хора – Нина Курташева, Лидия Серикова, Марина Изюмская, Елена Гущина, Любовь Борщ, которые занимаются в нём 25-30 лет. Есть при хоре и отдельная вокальная группа «Рябинушка».

Добавили и танцы

Надо сказать, что и сегодня хор преимущественно состоит из бывших или настоящих работниц завода ферросплавов. Правда, из 20 певиц только шестеро ещё работают, остальные уже на заслуженном отдыхе, так что средний возраст – 60-75 лет. Впрочем, ни одной женщине здесь никто не даст её возраст: наверное, любимое дело не дает людям стариться – не только внутренне, но и внешне. И всё же Светлана Васильевна печалится, что нет здесь притока молодой крови, что нет в «Напевах» мужских голосов. Но самой большой потерей для хора стал прошлогодний отъезд в Санкт-Петербург на постоянное место жительства баяниста Евгения Пака. У прекрасного музыканта, работавшего в музыкальном колледже, так сложились жизненные обстоятельства, а артисты понимали, что заменить его будет непросто.

Так и вышло. Светлана Васильевна говорит, что оплачивается эта работа довольно скупо, и, конечно, никто из профессионалов не спешит занять вакантное место, хотя она искала замену. Тем более что сохранился за коллективом прекрасный профессиональный дорогой инструмент. Но с коллегой они связи не теряют, на юбилей он прислал из Санкт-Петербурга хору своё видеопоздравление. И музыкальный номер с новым для него коллективом – ансамблем гусляров. И кто знает, может, им ещё доведётся выступить вместе?

Как же удается справляться без музыканта? Здесь на выручку приходят современные технологии – можно найти в интернете минусовые фонограммы, а некоторые номера вообще требуют исполнения а капелла – без музыкального сопровождения. Единственное, чего не приемлет строгий хормейстер, – исполнения под плюсовую фонограмму. Говорит, что стала однажды свидетельницей того, как детский коллектив выступал на сцене в закрытом помещении под такую фонограмму. Она удивилась: зачем? Ведь дети должны чувствовать, слышать себя, совместное звучание нескольких вокалистов, они должны учиться управлять своими голосами – без этого развиваться дальше невозможно.

Светлана Васильевна – и художественный руководитель, и хормейстер в одном лице. И она на самом деле строгая. Каждый исполнитель должен разучить свою партию и сдать ей, как экзамен. Может, ещё и поэтому боятся приходить новенькие. Кто-то, возможно, думает: делов-то – пришёл, выучил слова и спел как получится. На самом деле это огромный труд, постоянные репетиции, а для самодеятельных артистов без музыкального образования, не знающих нот, всё разучивающих только по слуху, это особенно трудно.

В этом и сложность для руководителя хора. Приходится много работать, чтобы добиться идеального результата. Да и певцы имеют разную степень одаренности, тут порой важно даже правильно выстроить их на сцене. И всё же все участницы хора привыкли к высоким требованиям своего руководителя, все понимают: она старается не напрасно. И доказательство тому – неизменно высокие результаты коллектива на конкурсах. А поездили «Родные напевы» немало.

Такое ощущение, что Светлана Колмогорова постоянно находится в каком-то поиске – ищет новые песни, следит в интернете за выступлениями других хоровых коллективов, в том числе профессиональных – таких, например, как хор имени Пятницкого. Чему-то учится сама, чтобы научить и своих певиц. Так, например, несколько лет назад она решила, что нужно как-то избавляться от статичности. Конечно, артисты хора и так не стоят неподвижно, как истуканы, но обычно всё ограничивается жестами и небольшими движениями корпусом. И вот она решила, что пора уже начать танцевать.

Помогла ей с этим делом дочь – Дарья Крылова, работающая хореографом. Именно с её помощью здесь ставят танцевальные номера. А как же певицы, их новшество художественного руководителя не напугало? Руководитель говорит, что нет, скорее, наоборот – воодушевило. И номера сразу заиграли новыми красками. Светлана Васильевна отмечает, что все такие номера воспринимаются публикой особенно хорошо. Начинали всё с оригинального красивого выхода – даже эта деталь сразу влияла на общее впечатление, а когда добавили танец, зритель был просто обречён, не влюбиться было невозможно.

Награды

В копилке «Родных напевов» немало наград. Только на алматинском международном конкурсе казачьей песни «Золотой листопад» хор из Аксу дважды брал Гран-при – в 2022 и 2024 годах. Прошлый год пропустили, но в нынешнем решили обязательно съездить, все-таки он юбилейный. Светлана Васильевна вспоминает, как кто-то из участников спросил: «Из Аксу приехали? Ну, всё…» В нынешнем году исполнили патриотическую песню «Пою родному краю» и показали танцевальный номер «Милый мой на горочке» – и получили высшую награду. В обоих дипломах «Золотого листопада» значится: «За высокое исполнительское мастерство».

Запомнилась всем поездка в Казань в 2022 году, где проводился конкурс «Гармония культур». Из Казахстана хор был единственным участником. Там «Родные напевы» исполнили песню «Погас закат над Иртышом» и показали танцевальный номер «Милый мой на горочке». Выступление артистов из Аксу произвело большое впечатление. Светлана Васильевна говорит, что при награждении, когда она поднялась на сцену, хормейстер хора имени Пятницкого сказала: было бы неплохо, чтобы она поучила  акапельному пению этот знаменитый на весь мир коллектив. Руководитель «Родных напевов» гордится выступлением своих артистов, ведь это ещё и один из немногих самодеятельных коллективов, который использует трёхголосное пение. Кроме диплома первой степени, наш хор получил и приз зрительских симпатий.

Между прочим, со своим хором она всегда вступает в одном строю, часто солирует. Однажды кто-то из руководителей другого хора её удивленно спросил: «Зачем вы это делаете? Вы же дирижёр!» Но она сама так любит хоровое пение, что не представляет себя просто стоящей перед коллективом с поднятыми и жестикулирующими руками, ей необходимо чувствовать себя частью этого целого. Сегодня даже трудно поверить, что в юности хоровое пение и дирижирование не было пределом её мечтаний. Говорит, что поступала в Павлодарское музыкальное училище на фортепиано, но ей не хватило техники. Однако одарённую музыкальную девочку не хотели отпускать и предложили ей поступить на хоровое дирижирование, чему она упорно сопротивлялась, но в конце концов решила попробовать. И с первых же занятий буквально влюбилась в это направление. Она и в школе из своих учениц составила девичий хор, который, как и «Родные напевы», является коллективом Славянского центра Аксу. Кто знает, может, именно эти девочки и пополнят через несколько лет взрослый хор?

За свой счёт

Светлана Колмогорова отмечает, что всегда чувствует поддержку своих артистов. Особенно выделяет Ольгу Чернову, Нину Курташеву и Валентину Киселёву. Говорит, что они всегда берут на себя различные организационные вопросы, оставляя ей только творческую работу. Самой ей не приходится заниматься покупкой билетов, с кем-то о чём-то договариваться, придумывать, как найти средства на приобретение новых костюмов или оборудования.

Ольга Чернова поёт в коллективе пять лет. Пришла сюда после выхода на пенсию – говорит, решила вспомнить молодость, ведь когда-то пела в студенческом хоре. Она одна из немногих, кто пришел в хор не с завода ферросплавов: до пенсии Ольга Михайловна работала помощником нотариуса.

Рассказывает, что информацию о различных конкурсах и фестивалях ищут в интернете. Такие сведения лучше узнавать заблаговременно, обдумать все условия, рассчитать, во сколько встанет такая поездка каждому, и только после этого выносить на обсуждение коллектива. Поскольку ездить приходится за свой счёт, то всем артисткам нужно время, чтобы накопить необходимую сумму. Конечно, иногда пытаются найти спонсоров. Например, перед поездкой в Казань разослали по всем крупным предприятиям письма с просьбой оказать финансовую поддержку. Отклик получили только от ТОО «КХ «Крон-Агро», директор которого Дидар Бейсембаев выделил средства, позволившие окупить часть затрат на дорогу.

Правда, Славянский центр старается пользоваться всеми конкурсами и проектами, которые дают возможность поправить материальное положение коллектива или провести мероприятия. Не раз выигрывались городские гранты, с помощью которых проводили фестивали «Частушка – душа народа», «В семье единой», мероприятие по поддержке семей, находящихся в непростой жизненной ситуации, многодетных и неполных семей, воспитывающих детей-инвалидов.

В прошлом году приняли участие в конкурсе «Туған қала», объявленном ERG, и вошли в число финалистов. Благодаря этому удалось сшить два роскошных комплекта сценических костюмов, приобрести новую аппаратуру и кое-что другое. Деньги на руки не получали, но предприятие оплатило всё, что они указали в своей заявке.

Хор постоянно участвует во всех городских мероприятиях, плотно сотрудничает с детской деревней Кенжеколя, много работает с молодежью. Ольга Михайловна говорит, что городской акимат постоянно оказывает поддержку, выделяя транспорт на внутренние поездки (по Аксу и его сельской зоне). Ещё много помогают директор и методист городского Дворца культуры – откликаясь на все просьбы, которые могут выполнить.

Перед юбилейным концертом в ГДК Аксу состоялась и отличная выставка прикладного искусства – при Славянском центре работают разные клубы, в том числе поэтический, рукоделия, и почти все певицы хора участвуют в их работе. А приехавших на юбилей гостей «Родные напевы» встречали чаепитием со сладостями и подарками. Было вручено немало грамот и благодарственных писем. Особенную награду – нагрудный знак «За заслуги перед городом» – получила руководитель хора Светлана Колмогорова.

Галина ЕГОРОВА.

Фото из архива хора «Родные напевы».