Имя музыканта, композитора Ларисы Лобченко в музыкальных кругах хорошо известно. Впрочем, так можно сказать о многих выпускниках Павлодарского музыкального училища (а затем и колледжа) имени П. Чайковского: многие не только остаются в профессии, но и становятся знаменитыми либо своими собственными достижениями, либо как педагоги – своими учениками. Сегодня наш разговор с композитором о том, как рождаются хорошие музыканты, что важно для творческого формирования и о ней самой.
Первые шаги
С Ларисой Фёдоровной и её музыкой я познакомилась в Доме-музее Шафера в 2014 году на одном из традиционных вечеров. Тогда её творчество произвело на меня сильное впечатление. Однако после первой встречи наша едва возникшая связь прервалась, и восстановить её удалось лет восемь спустя, когда начали теснее общаться в интернете и на новых музыкальных встречах.
Недавно в Доме-музее Шафера состоялось несколько музыкальных встреч, которые я организовала и провела, на этих встречах были представлены песни павлодарских авторов – поэтов и композиторов. Лариса Лобченко стала участницей этих мероприятий. В вечере «Мелодии Любви» и в праздничном выпуске к Женскому дню звучали её песни: уже знакомый павлодарцам «Листопад» и новая – «Грани Любви» (обе на стихи Елены Вайберт) в исполнении Светланы Немолочновой и «Шиповник» на стихи Александра Вервекина в исполнении Руслана Ачкинадзе. Эти произведения по достоинству оценили постоянные посетители шаферовских вечеров, многие отмечают, что их хочется слушать снова и снова. Лариса – очень одаренный человек, у которого наверняка есть свои творческие секреты. Как и когда она поняла, в чём состоит её предназначение?
У многих талантливых людей творческий путь определяется ещё в детские годы. Главное, чтобы взрослые смогли увидеть в ребенке его природные склонности и дарования, чтобы его поддержали и направили по этому пути. У Ларисы всё так и случилось. Её интерес и способности заметили еще в детсадовском возрасте. В её в семье все очень любили музыку. Родители купили дочке детское фортепиано для начала, и она просто не могла оторваться от инструмента – всё время что-то наигрывала. Тут уже никаких сомнений не осталось ни у кого – девочку нужно отдать в музыкальную школу. Училась она с удовольствием у педагога Ирины Николаевны Эмих, участвовала и побеждала в различных конкурсах. «Музыкалку» окончила с отличием, и о дальнейшем будущем долго думать не приходилось: конечно же, только дальше, вперёд, в музыкальное училище.
Альма-матер
Став её инструментом ещё в раннем детстве, фортепиано осталось единственным в её сердце навсегда, она очень его полюбила. В учебном заведении способности студентки тоже оценили быстро. К тому же достаточно рано она сумела проявить себя и как концертмейстер.
– Меня взял в свой класс директор училища Анатолий Иванович Творогов, – вспоминает Лариса Фёдоровна, – и на четвёртом курсе я выступила концертмейстером хора на государственных экзаменах. Это было большое доверие ко мне со стороны педагогов: ещё студентка, но уже концертмейстер. В то время выступала с симфоническим оркестром под руководством Артура Александровича Меттуса. Особенно запомнилось тогда исполнение сюиты Георгия Свиридова «Время вперед». Многие знакомы с этим произведением, ведь оно долгое время служило музыкальной заставкой программы «Время». Партия фортепиано насыщена экспрессией. Работала я и с вокалистами. Став дипломированным преподавателем, перешла на отделение обязательного фортепиано, совмещала работу с обучением в высшем учебном заведении Усть-Каменогорска.
За более чем 40-летнюю деятельность Лариса Лобченко аккомпанировала в оркестрах Владимира Шлегеля, Болата Рахимжанова, джаз-оркестра Виктора Шейкина, работала с камерным хором, с оркестром Казахского музыкально-драматического театра имени Ж. Аймаутова. Наверное, это особенное счастье – когда совпадают увлечение и работа.
Соглашаясь с этим утверждением о счастье, Лариса Фёдоровна уточняет: для неё это и творчество в самом высоком его проявлении. И большое счастье выбрать своё дело осознанно, раз и навсегда, получая удовольствие от работы:
– Я никогда не думала даже о смене инструмента, выбрала его навсегда. Никогда не хотела другой работы. Только эта. Музицировала с детства, ещё в музыкальной школе, – играла для своих одноклассников, собирая немалую аудиторию.
Это тоже талант – желание и умение делиться теми чувствами, которые дарит музыка, с другими. Возможно, именно тогда и зародилось желание научиться самой выражать в звуках самые разные эмоции, сделать так, чтобы слушатели разделили их с тобой.
Льётся музыка…
Лариса Лобченко признаётся, что композиторская деятельность заняла в её творческой жизни значительное место. Она не сразу поняла, что звучащая в голове и под пальцами музыка – её собственная, что льющиеся словно сами собой звуки надо записывать. Возможно, из-за этого какие-то мелодии ушли безвозвратно, но, быть может, что-то вернулось позже… Немало сочинено ею инструментальных пьес для разных инструментов – струнных, духовых и других.
Опыт работы концертмейстером с разными оркестрами оказался чрезвычайно полезным для творчества композитора, поскольку знание особенностей всех видов инструментов помогает создать музыку для конкретного звучания.
– Каждый инструмент – это индивидуальный тембр, – рассуждает Лариса Лобченко. – И, записывая мелодию, нужно ориентироваться на индивидуальный ключ, в котором играют инструменталисты, а для этого требуются определённые знания.
У каждого композитора, исполнителя есть свои зрители и слушатели. Большая их часть – обычные люди, которые оценивают звучащие песни исходя из собственных предпочтений, вкусов, из созвучности услышанного собственному настроению. Все творческие люди ценят своих поклонников, ведь зрительская поддержка и одобрение значат многое для каждого автора. Но при этом для них чрезвычайно важна и оценка их коллег по цеху, каждый композитор хотел бы услышать отклик на свое творчество со стороны профессиональных музыкантов. Такой отклик, объективный, полный, можно получать, слыша оценки жюри на различных конкурсах. И у композитора Лобченко такой опыт тоже есть: она участвовала в престижном республиканском конкурсе композиторов «Астана – Байтерек», где было 146 участников. В номинации «Для детей и юношества» за песню с казахским текстом «Балауса көктем» Лариса Лобченко удостоилась звания Лауреата. Пользовалось успехом и её произведение, которое исполнялось камерным хором под управлением Мадины Жармухамбетовой на областном конкурсе патриотической песни «Елім Менім». Было много других конкурсов, и всегда её произведения привлекали внимание, оставались в памяти.
Созвучье душ
Лариса Лобченко говорит, что обычно на написание песни её вдохновляют стихи. Если легли слова поэта на сердце, тронули, взволновали – обязательно в душе зазвучит мелодия. Так были ею написаны многие песни на стихи павлодарских поэтов – Виктора Семерьянова, Ольги Григорьевой, Ивана Кандыбаева, Татьяны Окольничьей. И когда слушаешь эти песни, обязательно ощутишь особенную гармонию между музыкой звуков и музыкой слов.
Как-то известный павлодарский поэт Виктор Семерьянов сам предложил Ларисе положить на музыку его стихотворение «Одиночество». Услышав результат, признался: не ожидал, что его «Одиночество» так зазвучит! И выразил желание поработать вместе ещё. И этот творческий дуэт оказался успешным, как и другой – вместе с Ольгой Григорьевой. В результате музеем Шафера были изданы два сборника: один на стихи Виктора Семерьянова «Под солнцем Казахстана», другой – на стихи Ольги Григорьевой «Любимая ладонь». В оба вошли и песни, написанные на стихи этих павлодарских поэтов Ларисой Лобченко. Сама Ольга Николаевна из этого сборника больше всего любит песню на стихотворение, давшее сборнику своё название, и «Полёт».
Павлодарский поэт Татьяна Окольничья сказала очень точные слова по поводу творчества композитора Лобченко: «Рутинная работа – сердце положить на ноты». Спрашиваю Ларису Фёдоровну, что означает это выражение, на её взгляд?
– Это мое эмоциональное накопление, – говорит композитор. – У меня чаще всего получается так: стихи, которые я прочла, должны быть созвучны моему внутреннему состоянию, тогда и получается песня. Сажусь за инструмент, кладу руки на клавиши… Если слова сразу ложатся на музыку, если я чувствую их созвучность, значит, песня есть.
Говорим с Ларисой об исполнителях. Ведь очень важно и то, кто и как споёт песню. Ларисе Фёдоровне повезло: музыкальный колледж подарил ей и сотрудничество в самом широком смысле слова со Светланой Немолочновой. Эта прекрасная певица, лауреат многих конкурсов всегда в каждую песню вносит не только красоту своего голоса, но и особенное очарование и теплоту. Эту особенность всегда отмечают слушатели. Так произошло на недавнем концерте, когда прозвучали песни «Листопад» и «Грани любви».
Между прочим, новая песня «Грани любви» появилась на свет не в привычном порядке (сначала стихи, а потом музыка), а наоборот. Лариса написала мелодию и предложила поэтессе Елене Вайберт сочинить для этой музыки стихи. Соавторы оказались довольны результатом, да и слушатели подтвердили: получилась замечательная песня. Немало поклонников и у песни Лобченко «Шиповник» на стихи, написанные Александром Вервекиным в ранние годы его поэтического творчества, в исполнении Руслана Ачкинадзе – нашего земляка, музыканта, саксофониста и певца, ныне живущего в Москве. Получилась удивительно красивая песня, которую сделало особенной именно созвучное друг другу трио создателей – поэта, композитора и исполнителя.
Не только песни
Музей Анастасии Цветаевой при Славянском центре в своё время создал сборник песен на стихи этой писательницы, музыку к которым писали павлодарские композиторы и барды. Автором музыки пяти песен стала Лариса Лобченко. Её песни можно найти и в других музыкальных в сборниках – «Верую в добро», «Душа Анастасии», «Гори, Цветаевский костер», «Мы любим петь», песен для детей, «Живу среди добрых людей».
Лариса создала множество самых разных произведений – инструментальные композиции, лирические и патриотические песни, для детей, написала музыку к спектаклю «Риск» по пьесе Э. Филиппо. В 2018 году был издан отдельный сборник произведений Ларисы Лобченко «Песни, романсы, инструментальные пьесы», а в прошлом году типография Астаны, с которой сотрудничает павлодарский композитор, переиздала и широко распространила его по стране.
В завершение разговора прошу Ларису Фёдоровну, какими бы словами она охарактеризовала свой творческий путь. Она приводит цитату, которую предложил в качестве эпиграфа к её сборнику Наум Григорьевич Шафер. Это слова Аркадия Стругацкого, которые ей очень близки: «Жизнь даёт человеку три радости: друга, любовь и работу». Пусть жизнь по-прежнему щедро делится с нею этими радостями.
Светлана ЧИСТЯКОВА.
Фото из архива героини публикации.