• Вс. Ноя 24th, 2024

Ревизор уехал, пороки общества остались

Окт 24, 2024
Photo Valeriy BUGAYEV

«Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Именно с этой фразы городничего начинается известная гоголевская комедия, которая не нуждается в особом представлении, ведь с ней знаком каждый школьник. Вот и любой театрал её тоже знает. В разное время «Ревизора» ставили на сценах многих театров, поэтому можно предположить – павлодарскому режиссёру и актёру Александру Аммосову пришлось нелегко. В минувшую пятницу историю о незадачливом молодом регистраторе Хлестакове, которого жители уездного города N приняли за высокого начальника, представили на сцене областного театра драмы имени А.П. Чехова.

Каким получился спектакль? Бодрым и в некоторых моментах действительно смешным, хотя такой юмор сегодня кажется в какой-то степени наивным, да и о том, подходят ли отдельные артисты для своих ролей, можно спорить сколько угодно. И всё-таки «чеховцы» постарались представить классику современно, но вряд ли они делали это в угоду публике, а скорее, хотели подчеркнуть оригинальность собственного прочтения. Похоже, им даже удалось убедить зрителя – всё, что происходит на сцене, вполне актуально для наших дней.

«Я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем», – писал Н. Гоголь.

«Ревизор» стал первой премьерой в нынешнем 80-м юбилейном театральном сезоне. Актёрский ансамбль держит публику в лёгком напряжении. Во-первых, потому что действие то набирает обороты, то замирает, а персонажи то запрыгивают на стол, то падают со стульев. И вообще, время от времени творят нечто приближенное к акробатическим трюкам. Во-вторых, практически на протяжении всего спектакля они активно взаимодействуют со зрителями, пробираются в зал, а в отдельных мизансценах даже просят присутствующих подыграть им.

– Дело очень тонкого свойства-с: старший-то сын мой, изволите видеть, рождён мною еще до брака. То есть оно так только говорится, а он рождён мною так совершенно, как бы и в браке, и всё это, как следует, я завершил потом законными-с узами супружества-с. Так я, изволите видеть, хочу, чтоб он теперь уже был совсем, то есть законным моим сыном-с и назывался бы так, как я: Добчинский-с, – говорит со сцены актёр Виталий Руденко, при этом просит подняться в зале юношу школьного возраста, который на непродолжительное время невольно стал участником спектакля.

Как рассказал в интервью журналистам один из ведущих артистов труппы Дмитрий Чупахин, для него роль Хлестакова новая, он никогда её не играл. По его словам, для любого артиста такое перевоплощение считается знаковым – это как если, например, сыграть Гамлета. Между тем он не стал скрывать: исполнение было для него волнительным, но актёр выразил надежду, что всё получилось и он справился с этой работой.

Кстати, именно Чупахину за роль кутилы-Хлестакова, ловко вытянувшего все деньги из городничего (Денис Шмигель), попечителя богоугодных заведений (Максим Тореев), смотрителя училищ (Ержан Жакупов), почтмейстера (Фархад Камзин) и судьи (Евгений Слесаренко), а ещё обаявшего не только дочь городничего (Анастасия Ланкина), но и его супругу (Татьяна Кияшко), зрители подарили самые громкие аплодисменты и цветы.

С другой стороны, может показаться, будто артист на сцене выглядит чрезмерно пластичным и суетливым, что в некоторых моментах не даёт сконцентрироваться на сути, хотя вроде и сам Гоголь о своём персонаже писал: «Черты Хлестакова слишком подвижны. В нём «всё сюрприз и неожиданность». Он – человек играющий, лицо фантасмагорическое, лицо, которое, как лживый, олицетворённый обман, унеслось, вместе с тройкой, бог весть куда…»

«Я люблю поесть. Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия. Как называлась эта рыба? Где это мы завтракали?» – говорит Хлестаков.

Завтракали они в больнице. Примечательно, что на вопрос, почему пациентов здесь так мало, смотритель богоугодных заведений отвечает: «Человек десять осталось, не больше; а прочие все выздоровели. Это уж так устроено, такой порядок. С тех пор как я принял начальство, – может быть, вам покажется даже невероятным, – все, как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком. Человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет…» Эти слова вполне могут натолкнуть зрителя на размышления о современной платной медицине. Кстати, фраза «Это уж так устроено, такой порядок» повторялась в постановке несколько раз.

– Интерес к этой пьесе очевиден, – говорит директор и художественный руководитель театра драмы имени А.П. Чехова Виктор Аввакумов. – То, что Гоголь написал в своё время, – те темы и проблемы остались и сегодня. Пороки общества, которые он высмеивал, которые подвергал сатире, – всё это звучало и всё это можно встретить сейчас. Как говорил Мольер, времена меняются быстрее, чем люди. Гоголевская сатира направлена в самое сердце человека.

Отдельное внимание в постановке следует уделить ярким костюмам. На мужчинах это полуфраки-полусмокинги, полуфренчи-полусюртуки, на женщинах – пышные, длинные, яркие платья. В спектакле занято большое количество артистов, в том числе Александр Репин, Роман Прохоров, Руслан Буланов, Юлия Захарчук и многие другие, включая вспомогательный состав.

Отметим, что в следующий раз «Ревизора» на сцене Павлодарского областного театра драмы имени А.П. Чехова покажут 25, 26 и 27 октября.

Марина КИСЕНКО.

Фото Валерия БУГАЕВА.