• Сб. Дек 21st, 2024

Проверка на лакейство

Дек 19, 2024
Photo Valeriy BUGAYEV

Недавно в драмтеатре имени Чехова состоялась новая премьера – уже третья с начала сезона. Благодаря празднику три традиционных премьерных дня превратились в четыре. И всё это время зрительный зал был полон. Привычная и для артистов, и для самого зрителя картина в такие дни.

В этот раз зрителям представили пьесу известного драматурга Эмиля Брагинского, который широкому зрителю знаком по совместным работам в кино с Эльдаром Рязановым – «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Старики-разбойники» и многие другие. Как и эти фильмы, «Лакейские игры» условно можно отнести к жанру комедии, хотя здесь, конечно, намешано многое. Это не чистый жанр комедии положений, предлагающий зрителям только расслабиться и посмеяться. Эта пьеса поднимает и обнажает серьёзные нравственные вопросы. Сам автор называл своё произведение «сердитой комедией».

В этом сезоне отмечается 80-летний юбилей театра. Срок солидный, поэтому неудивительно, что к некоторым произведениям режиссёры и артисты обращаются не по одному разу. Вот и «Лакейские игры» уже когда-то представляли павлодарскому зрителю. И тоже в юбилейный – сорок пятый – сезон 1989-1990. Заметки о первой постановке можно найти в книге бывшего артиста театра Ивана Чистякова «Минувшее проходит предо мною…». Он писал: «Режиссёр Московского театра имени Маяковского Жанна Виноградова в короткие сроки поставила Э. Брагинского «Лакейские игры». Спектакль получился незаурядным, цельным, эмоционально насыщенным. В критике отмечалась высокая исполнительская культура актеров. Особые похвалы достались Ольге Белой, сыгравшей Крутилину, она получилась у неё убедительна во всех эпизодах. Удачно дебютировали на нашей сцене и Светлана Котелевец (Тамара), и Тамара Тарасова (Ася). На хорошем творческом подъёме сыграли Н. Новоселова, В. Кульбачко, О. Гордиенко, О. Журбин, Ю. Ефремов. Режиссёр и актёры добились в этом спектакле, что бывает не всегда, ансамблевости на сцене, стилевого единства». Возможно, кто-то из завзятых павлодарских театралов помнит премьеру 35-летней давности – зрителям будет интересно сравнить две разные трактовки. Тем более что тема произведения не устаревает.

Сегодня немного странно читать о тех «сжатых сроках» – тогда спектакли ставились по два-три, а то и больше, месяцев. Приходилось ускоряться, если приезжал ставить приглашенный режиссёр, как было в прошлый раз. В наши дни для труппы и для всех театральных цехов эти сроки стали обычными, все привыкли работать в таком темпе. Да и приезжие режиссёры были до недавних пор явлением частым. Сегодня театр «выращивает» своих режиссёров. Конечно, «растили» и раньше, но сейчас этот процесс заметно активизировался. Сотрудники театра поступают в вузы, учатся и одновременно ставят спектакли. Возможно, директор и художественный руководитель чеховского театра Виктор Аввакумов иногда рискует, но риск этот осознанный, он основан на вере в своих сотрудников и в удачу, которая сопутствует смелым.

Новую постановку старой пьесы представил актёр и молодой режиссёр труппы Александр Аммосов. На его счету уже несколько успешных постановок: «Будьте здоровы!», «Чиновник», «До третьих петухов», «Свои люди – сочтёмся», «Утиная охота», «Полоумный Журден», «Ревизор», детская сказка «Летучий корабль». Зритель и сам имел возможность убедиться, что Александр Аммосов – талантливый актёр и не менее одарённый режиссер. Не случайно директор и художественный руководитель театра доверяет ему серьёзные, непростые постановки и вполне доволен результатом. К тому же Александр сейчас учится на режиссёрском факультете, он единственный среди других студентов имеет подобный постановочный опыт.

Новый спектакль воспринят зрителем хорошо: полный зал, долгие аплодисменты и возгласы «браво!» сопровождали выступления актёров в каждый премьерный день. Какую же тему поднимает это произведение? Директор и худрук театра Виктор Аввакумов рассуждает: «Индивидуальность в обществе. Люди, которые что-то собой представляют, обычно сильно раздражают толпу своей непохожестью. Их стараются либо сделать такими, как все, либо уничтожить. Толпе они не нужны. Можно ли выжить в толпе, этом почти несокрушимом организме, сохранив достоинство, оставшись индивидуальностью? Молодая героиня смогла…»

Главную героиню Асю играет совсем юная актриса Екатерина Максимова. По сути, это её первая главная роль. И она справилась! Катя – воспитанница Татьяны Головатенко и Александра Аммосова. С шести лет она занималась в их театральной мастерской «Art land», затем была принята во вспомогательный состав театра, теперь уже является актрисой основного состава. Хотя, возможно, в этой роли более органично смотрелась бы актриса постарше. Особенно с учётом откровенной сцены, которая могла бы быть более короткой, условной. Хотя намёк на условность всё же присутствует: она выполнена за белым занавесом и подсвечена. Мне кажется, создателей спектакля в этой сцене подвело чувство меры, хотя в таких случаях часто можно услышать возражения насчёт того, что грубое и зримое изображение уродливых и грязных сторон жизни производит больший эффект, позволяет зрителю острее прочувствовать ситуацию.

Очень понравилась работа Татьяны Кияшко, исполнительницы властной и стервозной героини Крутилиной, привыкшей к беспрекословному послушанию, подмявшей под себя всех своих подчинённых, полностью управляемых ею. Ася оказалось другой. Но сначала её попытались приручить и научить тому, какой она должна быть. Ей представили важного гостя Георгия Никитича (арт. Роман Прохоров), который сумел её соблазнить. Однако вскоре Ася узнала, что всё подстроено Крутилиной, что важный гость – обычный физрук Жора в Доме для особых гостей, где и происходит всё действие. Не сразу Ася смогла разобраться во всех этих лакейских играх, в которые оказалась втянута поневоле. Хотела бросить работу, но её не отпустили. Тогда она стала бороться. В этом непростом противостоянии она обрела в конце концов уважение и поддержку коллектива. Она помогла лишённым голоса людям вновь его обрести. Только горничная Тамара (Анастасия Ланкина), которую Крутилина когда-то подобрала ещё девочкой с несложившейся судьбой, устроила на работу, выдала замуж, остаётся верна благодетельнице: она единственная плачет, когда бывшую начальницу провожают на пенсию.

Спектакль, как уже было сказано, смотрится с интересом, наводит на размышления: о том, как можно превратить людей в лакеев, как вытравить лакейство из себя. Это спектакль о выборе, который каждый делает в жизни в дни тяжелых испытаний и горьких прозрений. Именно этот выбор и определяет дальнейшую судьбу каждого человека.

Светлана ЧИСТЯКОВА.

Фото Валерия БУГАЕВА.