В День Победы павлодарцы впервые смогут посмотреть экранизацию повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» не по телевизору, а вживую. Со сцены павлодарского театра имени Чехова. Притом в честь великого праздника совершенно бесплатно.
За постановку не самого легкого с точки зрения эмоциональных переживаний спектакля взялся именитый в Павлодаре режиссер Александр Репин. Почему именно «А зори здесь тихие…»?
– Наверное, решающую роль в выборе военной повести для постановки на сцене сыграл тот факт, что в «золотой копилке» кинематографа прошлых лет в действительности очень мало фильмов, рассказывающих о женщинах на войне. А ведь они воевали наравне с мужчинами, отдавая свои жизни в борьбе с фашистскими захватчиками. «А зори здесь тихие…» – это даже не про женщин. Это история о вчерашних школьницах, ценой собственных жизней преградивших путь группе немецких диверсантов, – объяснил свой выбор режиссер.
Мы встретились с Алесандром Репиным за час до репетиций спектакля. Было время обстоятельно поговорить. И вдруг я поймала себя на мысли, что смотрела фильм просто как зритель, да, сопереживающий судьбе девочек-зенитчиц, да, смахивающий украдкой слезинки, когда главные героини погибают одна за другой. Но я никогда не задумывалась, чем для них стал этот первый и последний в их жизни поход через Вопь-озеро к железной дороге.

– Пять девочек. Галя Четвертак из детского дома. Она не подходила для службы в армии ни по возрасту, ни по росту. Ей было всего 14, но она всеми правдами и неправдами добились того, что попала в отряд зенитчиц. Лиза Бричкина рано стала взрослой, потому что на ее плечах была больная, неходячая мать. Софья Гурвич до войны обожала театр и стихи. Когда старшина Васков со своим девичьим отрядом располагается на отдых, Софья Гурвич начинает вдруг читать Александра Блока. Старшина ее спрашивает: «Кому читаешь? Почему так громко?» А она недоуменно отвечает: «Ну это же Блок!», мол, по-другому его и читать нельзя. И Васков ее поучает: «Здесь зори тихие, туманы, по реке звуки на большие расстояния раздаются. Так что читай потише!» Из всех пяти девчонок только Женя Комелькова была из семьи военного и с раннего детства могла и стрелять, когда охотилась на кабанов с отцом, и верхом на лошади скакать. Пять девочек. Пять разных судеб. Вылазка со старшиной их не только сплачивает, что в обычной жизни вряд ли бы случилось, настолько они разные, но и раскрывает их истинные способности. Васков понимает, что они многое могут. И вот перед ним уже не беззащитные и слабые девочки, а настоящие солдаты, – продолжает рассказ мой собеседник.
И ведь ты всё это знаешь, читала, смотрела, и не раз, но в интерпретации Александра Репина знакомая, казалось бы, история вдруг предстает в ином ракурсе. Она, как бы банально это ни звучало, оживает на глазах.
– А как же иначе? – недоумевает Александр Репин, – театр – это же живое искусство. И условность.
Кстати, про условность. В театре был лишь один комплект настоящей немецкой военной формы. Облаченный в нее актер вспомогательного состава в упор расстреливает Женю Комелькову, когда она уводит немцев от раненой Риты Осяниной, и убивает Галю Четвертак. Остальные актеры, играющие немецких диверсантов, одеты в обмундирование, любезно предоставленное павлодарскими войсковыми частями 5512 и 6679.

– Каски, плащи, палатки – ничего из этого у нас не было, спасибо нашим военным! – пользуясь случаем, поблагодарил режиссер.
Стоит сказать, что именно военные и солдатские матери стали первыми зрителями нового спектакля, специально поставленного во исполнение поручения Президента в честь 80-летия со Дня Победы. «А зори здесь тихие…» будут идти на сцене театра имени Чехова всего два дня – 8 и 9 мая. 8 мая – закрытый показ для воинских частей, а 9 Мая – для всех желающих. Вход свободный.
Но мы говорили про условности. Большая часть сцен с участием противников проходит на тенях, когда зритель видит лишь силуэты. К этой хитрости режиссеру пришлось прибегнуть, чтобы не заострять внимание на военной форме. Так же условно сделали на сцене и речку. Женя Комелькова подошла к длинной голубой тряпочке, имитирующей воду, освежиться, а когда повернулась, увидела немцев. Но выручили подруги. Девчонки, раздевшись, со смехом стали окунаться в воду, изображая бригаду лесорубов. Подыграл им и Васков. Диверсанты ушли, а у Жени случился настоящий срыв.
Чуть-чуть подсмотрела я и сам спектакль. Начинается всё… со школьного вальса, который танцуют девочки. Танец прерывают звуки разрывающихся бомб. Дальше идут стихи о войне: Павла Когана, Михаила Кульчицкого, того же Александра Блока. Затем на сцену выходят девочки, каждая из которых вкратце рассказывает о себе. Появляется Кирьянова, одна из подчиненных старшины Васкова. Зенитчицы выстраиваются на «равняйсь, смирно!» и уходят на войну.
Еще одна авторская фишка Александра Репина – это включение в спектакль детей. Идея пришла во время занятий в школе актерского мастерства, которую ведет режиссер. Незадолго до Дня Победы к педагогу обратились родители его воспитанников с просьбой при помощи театральных постановок рассказать детям, что такое Великая Отечественная война для каждой семьи.
– Правда в том, что нет ни одной казахстанской семьи, где бы кто-то не воевал тогда на фронте: прадед, дед, отец, сын, брат. У меня дядя пропал без вести при взятии деревни Корысть в Беларуси. Он был связистом. Деда в 1943 году похоронили, он также погиб в Беларуси, был командиром отряда. И эту семейную историю нельзя забывать. Она должна передаваться из поколения в поколение, – высказывает свою позицию режиссер.
…В финале павлодарской постановки «А зори здесь тихие…» Галя Четвертак, Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина и Соня Гурвич выходят на сцену и говорят такие слова: «Мы воевали за вас. Чтобы вы жили! Мы просто хотели жить! Живите и помните!» Именно в этот момент в зал входят дети и все вместе кланяются. Поклон памяти героям Великой Отечественной войны.
Героев этих – великое множество. Очень хочет Александр Репин когда-нибудь рассказать и про Алию Молдагулову. Он бы с удовольствием и в этот раз посвятил ей постановку, но есть один важный нюанс. Если режиссеры берут за основу пьесу современных авторов, театр должен за нее им заплатить. Затем пригласить автора на репетиции, на премьеру, оплатив, соответственно, проезд и проживание. Раньше с этим было проще. За постановку авторской пьесы театр отчислял в свою подведомственную структуру два процента от общего сбора и в коммерческие отношения с авторами произведений вообще не вмешивался. Всё шло централизованно. Сейчас все авторские расходы несет сам театр. И ладно бы была возможность зарабатывать самостоятельно. Но и здесь мимо. Казенно-коммунальное предприятие не имеет права самостоятельно повышать утвержденную стоимость билетов. Это пояснение к вопросу о том, почему чеховцы ставят только классику. Вообще, о проблемах современного театра, когда пенсионеры-актеры на текущий репертуар ходят работать бесплатно, можно говорить долго. Но не в День Победы, когда хочется помолчать у Вечного огня и вспомнить всех героев той беспощадной войны. Своих и чужих. Таких, как пять хрупких и в то же время твердых как сталь девчат, которым просто хотелось жить…
Ирина ВОЛКОВА.
Фото Альберта ШАРА и предоставленные театром им. Чехова.