В конце ноября в Павлодарском областном художественном музее имени Н. Нурмухаммедова открылась выставка памяти павлодарского художника Павла Григорьевича Лысенко (1928-2017), которому 1 декабря этого года исполнилось бы 95 лет. В экспозиции представлено около 40 его живописных произведений.
Павел Григорьевич Лысенко родился в Алтайском крае. В 1949 году окончил Алма-Атинское художественное училище им. Н.В. Гоголя. В 1951-52 гг. учился в Вильнюсском художественном институте. Павел Григорьевич – член Союза художников РК с 1968 года, академик Академии художеств РК с 2011 года.
С 1956 года П. Лысенко работал в мастерских КазИзо (Алма-Ата), в 1958 году был направлен в Караганду. С 1978 года жил и работал в Павлодаре. Принимал активное участие в создании и открытии первой детской художественной школы. В 1979-1985 годах преподавал в школе-студии для художников-оформителей промышленных предприятий на общественных началах, вёл учебные семинары для учителей рисования школ города. В 1979-1981 годах был председателем художественного совета при Павлодарских художественно-производственных мастерских, а в последующие годы – активным его участником. Павел Григорьевич предоставлял свои работы для многочисленных областных, зональных, республиканских выставок. Более 60 лет отдал он служению искусству.
– Творчество живописца Павла Лысенко – одна из интересных страниц истории развития живописной культуры Казахстана. Пейзаж, как ведущий жанр в искусстве художника, находит яркое и самобытное выражение в течение многих лет его творческой жизни. Его живописный образный мир, создаваемый им на протяжении полувека, притягивает и завораживает. Художественные особенности его произведений захватывают зрителя, раз и навсегда запоминаются почерк, манера, колорит картин Павла Лысенко, – говорит главный хранитель фондов Павлодарского областного художественного музея Елена Дубовая.
Она рассказала, что Павел Лысенко много повидал. Из поездок, из путешествий он привозил многочисленные пленэрные этюды, законченные произведения – из Алма-Аты, Караганды, Гурзуфа, Вильнюса, Владимира… Это отраженные образы реального мира.
– Цветовую гамму Павла Лысенко обычно составляют два-три доминирующих цвета, а дополнительные – обогащают и гармонизируют колорит, – считает Е. Дубовая. – Когда присмотришься к его цветовым оттенкам – жемчужным, светло-серым пятнам, мягким розовым, спокойным зеленым, теплым оттенкам земли, поля, мха, карминным цветам, понимаешь, каким богатством владеет художник. Цвет у Павла Лысенко – это личное ощущение праздника, эмоция через край, песня во весь голос.
И в преклонном возрасте он продолжал творить – в этом был смысл его жизни. Павел Григорьевич говорил: «Мне восемьдесят, но душа не желает стареть, говорит, что ей двадцать, и она хочет работать у холста, писать, любить краски, жить молодой жизнью. Поэтому я к своему 80-летию написал следующие строки:
Я не хочу в душе затишья.
Восторг труда,
побудь со мной,
В душе пусть ветер
Прииртышья
Играет солнечной волной!
В моем возрасте человеку свойственно оглядываться на прожитые годы. Вспомнить про хорошее, чтобы согрело душу. И я хочу пройти по ступенькам памяти, в свои студенческие годы, годы учебы в художественном училище. Какая была большая радость на душе – я поступил в Алма-Атинское училище, я буду учиться! 1943-1944 годы – годы войны и ежедневного ощущения голода. На нашем курсе учились тридцать человек. Несмотря на военное время и голод, люди учились. Государство студенту давало стипендию и 400 граммов хлеба по карточкам. Я благодарен тому времени, когда смог учиться у этих талантливых учителей, благодарен им за то, что они научили меня видеть цвет, понятию живописи, любви к натуре, знанию истории искусств…
На холсте сказать надо
о многом,
И душа художника из плена
одиночества
Робко спешит на свидание
с Богом,
Познать Радость
и Восторг творчества».
«Его мир великолепен: в пейзажах – сияющее небо, сверкающие горы, ликующая земля. Такая живопись вызывает у зрителя ощущение гармонии мироздания, радость жизни, – писал о творчестве художника журналист Сергей Горбунов. – Павел Лысенко – поэт в живописи, его городские пейзажи романтичны и эмоциональны, натюрморты привлекают сочностью плодов земли, жанровые картины рассказывают о людях и краях, в которых он побывал. В них раскрывается внутренняя суть художника – оптимиста по своему мировосприятию».
Еще из воспоминаний художника: «О, живописи красота! Говорю холсту – давай поклонимся луговым травам, солнцу, небу, облакам, за то, что они дали нам неповторимую радость и восторг живописных минут. Поклон вам, цветущие луговые травы! Поклон тебе, судьба моя, любовь моя, живопись!
И я иду навстречу
солнечному свету.
Над лугом – солнце,
какая благодать!
Иду к другим я травам,
к другим иду рассветам.
Где сложность цвета
дано кисти разгадать».
В копилке его наград – медали «За доблестный труд», «Ветеран труда», юбилейная к 75-летию Павлодарской области. В 2014 г. художник награжден орденом «Құрмет» за заслуги в развитии культуры страны.
Его картины находятся в Алматинском государственном музее искусств им. Абылхана Кастеева, в Павлодарском областном художественном музее, в выставочном зале Костаная и в отечественных и зарубежных частных собраниях.
Татьяна САРТАКОВА.
Фото Валерия БУГАЕВА.