В честь празднования 180-летия Абая Кунанбаева сотрудники ТОО «Ертiс Медиа» посетили малую родину великого поэта, урочище Жидебай. Главная цель поездки – почтить память Абая и его великое наследие.
Дорога из Семея в Жидебай называется «Абай жолы» («Дорога Абая»). Первой нашей остановкой стал перевал Кушикбай, священное место для всех путников по пути к земле Абая. Кушикбай – герой, живший в конце XVIII века, погиб, защищая свою землю от врагов, в возрасте 21 года. На холме, где Кушикбай батыр обрёл вечное упокоение, были воздвигнуты гробница в форме шлема и памятник. Действие повести Мухтара Ауэзова «Сиротская доля» происходит именно здесь. Это первое художественное произведение писателя, опубликованное в 1921 году в №№ 3–4 журнала «Қызыл Қазақстан» под псевдонимом «Аргын». В 1922 году в Оренбурге вышла отдельная книга под этим же названием.
А мы тем временем утолили жажду в источнике Кушикбая, передохнули и отправились дальше по пути Абая.
Из-за нехватки времени не стали заезжать в Дом-музей писателя Мухтара Ауэзова в Борили и также не остановились у мавзолея Енлика и Кебека, расположенного на восточной стороне пастбища Ералы, чтобы быстрее добраться до цели.
Заповедник «Жидебай» был организован в 1995 году в честь 150-летия Абая Кунанбаева. Общая площадь заповедника составляет 6400 гектаров. Он включён в государственный список памятников истории и культуры республиканского значения. В состав заповедника входят такие историко-культурные объекты, как Дом-музей Абая и комплекс мавзолеев «Абай – Шакарим», мавзолей «Зере – Улжан», Дом культуры «Абай – Шакарим», мавзолей Кенгирбая, захоронения Габитхана муллы и Шаукен бая.
Сначала мы посетили мемориальный комплекс «Абай – Шакарим», здесь похоронены Абай (Ибрагим) Кунанбаев со своим младшим братом Оспаном и Шакарим Кудайбердиев с сыном Ахатом.
Облик мавзолейного комплекса передает идею двухпарусного корабля Абая и Шакарима, медленно плывущего в поэтическом море по бескрайним степям Сарыарки.
Хотя издалека оба минарета выглядят одинаково, они различаются по высоте. Высота минарета Абая составляет 38,5 метра, а высота минарета Шакарима – 37 метров. Расстояние между гробницами – 140 метров. Внутрь обеих башен ведут изящные двери. Авторы проекта – творческая группа архитекторов под руководством Бека Ибраева, члена Союза архитекторов СССР.
Затем мы посетили места захоронений бабушки Абая Зере и матери Улжан, его брата Кудайберды, а также муллы Габитхана, обучавшего детей из аула Кунанбая.
Тут хочется сказать несколько слов о бабушке Зере. Именно она пробудила в маленьком Абае огромную любовь к литературе и поэзии.
Профессор Серикказы Корабай пишет в своей статье «Бабушка Зере»: «В первой версии биографии Абая Мухтар Ауэзов пишет: «…Зере была кроткой женщиной, никого не обижавшей. Её отличала широта взглядов, Зере бейбиш часто восхваляют за это…» В своём художественном творчестве, изображая Зере, писатель не отходил далеко от исторической правды. Кунанбай также глубоко уважал эту женщину».
– В эпосе М. Ауэзова, основанном на жизненной правде, прослеживается особая привязанность Зере к Абаю. Видя по одну сторону остальных внуков, а по другую – Абая, бабушка баловала Ибрагима, называя его Абай и Абайим, – рассказывает Калихан Алтынбаев, собиратель образцов устной словесности и автор научных статей по топонимике Семипалатинска.
Именно бабушка Зере впервые познакомила Абая с богатой казахской устной литературой, начиная со сказок и легенд. Роль бабушки Зере заключалась не только в том, чтобы рассказывать сказки маленькому Абаю, но и в том, чтобы знакомить его с казахскими обычаями и традициями.
Затем мы посетили Дом-музей Абая в Жидебае, предоставляющем исчерпывающую информацию о жизни и творческом пути Абая. Здесь нам представилась возможность в полной мере ознакомиться с ценными артефактами и историческими данными времен поэта.
Урочище Жидебай – место зимовки семьи Кунанбая. До того как они здесь поселились, здесь жил человек по имени Жидебай, поэтому место названо в его честь. В 1840-х годах Кунанбай построил кирпичную хижину и зимовал здесь. После женитьбы младшего сына Кунанбая Оспана, родившегося от Улжан, он отдал это зимовье ему и жил в Акшоке. А после смерти Оспана в 1891 году зимняя резиденция перешла во владение Абая. По свидетельству местных историков, Абай перестроил и полностью отреставрировал дом в Жидебае. В 1945 году накануне 100-летия со дня рождения великого поэта решением специальной государственной комиссии зимняя резиденция Абая в Жидебае была преобразована в Дом-музей Абая в Жидебае.
Последние десять лет жизни поэта прошли именно здесь. Этот период творчества Абая считается самым плодотворным. За десять лет он написал более 70 стихотворений, 25-26 переводов произведений Лермонтова и Крылова, 27 од и песен.
Сам Дом-музей состоит из пяти комнат: кухня, малая гостиная, гостиная, кабинет Абая, комната Еркежан, а также коридор и кладовая. Размещённые в них предметы были получены от родственников, друзей и современников великого поэта. Конструкция и внешний вид дома сохранили облик времен Абая.
Кухня представляет собой большую комнату с окном, выходящим на восток. Слева от входа стоит полка для кастрюль. Там же два горшка: в большем из них варили мясо, а в меньшем – закуски. Справа от порога стоят кебеже и асадал (деревянные сундуки для хранения продуктов), покрытые серебром и медью. В 1885 году Абай лично передал эти два предмета в дар Семипалатинскому краеведческому музею.
Далее мы прошли в гостиную. Эта комната, хоть и не очень большая, была уютной и комфортной, стены и пол покрыты коврами.
Потом мы попали в рабочий кабинет Абая. Интересно, что наряду с традиционной казахской мебелью здесь есть и европейская: книжный шкаф, зеркало, настенные часы, а на полках шкафа выстроились книги, которые любил читать поэт.
Вместе с произведениями восточных поэтов здесь также есть книги русских классиков и энциклопедические издания. В углу кабинета стоит письменный стол, на котором лежит рукопись произведения «Несколько слов о происхождении казахских корней», а также карманные часы поэта, ручка, чернильница и перо.
Кроме того, на левой стене висит тюрбан, привезённый Кунанбаем из паломничества. Он был подарен музею правнуком Абая Багфуром Акылбаевым. На стенах комнаты размещены несколько фотографий, на которых изображены Абай с сыновьями Турагулом и Акылбаем; средний сын Абая Абдрахман и младший его брат Оспан. Посередине кабинета – низкий круглый столик, накрытый скатертью, на котором стоят посеребренные кумысные пиалы.
Если идти по коридору, то следующая комната – это комната третьей жены Абая, Еркежан, с которой он прожил последние годы. Занавес и покрывало на кровати были взяты у невестки Еркежан Камалии. Здесь же находятся браслеты Еркежан и Камалии. Среди них – одежда Камалии, в которой она вошла в дом Абая невесткой: бобровый берет и камзол.
Камалия присутствовала на праздновании столетия со дня рождения Абая, лично передала в дар Дому-музею многие экспонаты и даже помогла прояснить некоторые тайны жизни Абая.
Слева от входного коридора находится ещё одна небольшая комната. Она называется шошала. Стены ее сложены из камня, и она была чем-то вроде кладовой, температура в ней одинакова и летом, и зимой. Посреди комнаты стоит котёл, также здесь висят адалбаканы с раздвоенными ветвями, на которых раньше подвешивали мясо.
Снаружи перед домом установлены бронзовый памятник Абаю и специальная табличка, указывающая на то, что Жидебай находится в самом центре Евразии.
В память о великом поэте и просветителе мы исполнили и записали на видео произведения Абая. Так завершилось наше духовное путешествие в Жидебай.
Еламан КАБДЫЛАШИМ.
Павлодар – Семей – Жидебай – Баянаул.
Фото предоставлено участниками экспедиции.