Прошедшая неделя открыла празднование 110-летия со дня рождения Шакена Айманова. Мероприятия к этой дате проводили разные культурные учреждения города. Одно из них – кинопоказ в культурно-досуговом центре имени К. Абусеитова. Здесь же музей литературы и искусства имени Бухар жырау представил экспозицию фотографий и личных вещей актёра и режиссёра.
– Я очень горд, что один из первых известных казахских актёров Шакен Айманов – наш земляк, – сказал один из организаторов, руководитель Дворца культуры имени Естая Сапар Шайхимов. – Последний раз масштабный показ его фильмов проходил на его родине – в Баянауле, на фестивале «Жасыбай жулдызы», к 100-летию со дня рождения. Это было большое мероприятие, приезжали известные актёры, состоялся кинофестиваль. На «Еrtis Promenade» мы тоже организовываем фестивали к юбилейным датам известных павлодарцев.
Шакена Айманова считают основателем «Казахфильма», он сам и играл, и снимал, был режиссером своих картин.
– В этом году состоится множество юбилеев видных деятелей искусства, поэтов, писателей нашего Прииртышья. И наш музей организовывает выездные выставки с экспозициями личных вещей, экспонатов, имеющих отношение к этим людям, – сообщил Мейрамгали Есмуханов, главный хранитель фонда музея литературы и искусства им. Бухар жырау. – Наша фишка: в том или ином районе экспонаты рассказывают в первую очередь о земляке, другую же часть экспозиции составляют вещи остальных юбиляров этого года. Например, мы уже съездили в Экибастуз, где представили информацию о Косуме Пшенбаеве и попутно о Шакене Айманове, Жусипбеке Аймаутове, Каныше Сатпаеве и других.
В этот раз на выставке было немного личных вещей Шакена Айманова. Одна из них – головной убор борик – не только театральный реквизит для нескольких постановок и фильмов, иногда актер его носил просто так. В самый первый раз надел в главной роли в картине «Алдар Косе». Родственники рассказывали, что Шакен снимал в Баянауле какой-то фильм, приехал в город и остановился у них. Но не захватил с собой гостинцев, как принято по казахскому обычаю. И вот когда уходил, протянул борик, сказав: «У меня нет ничего ценного, но есть мой борик. Он всегда со мной, а теперь я его вам оставляю». Получилось – на память. Когда музей объявил акцию по сбору личных вещей, родственники принесли головной убор. И он занял достойное место в экспозиции.
Еще один экспонат – дубленка, в которой он погиб в Москве под колесами автомашины. Она так и представлена – специально не отреставрированная на месте правого предплечья, куда в том числе пришелся удар. Как известно, в это время он сдавал в Москве свой, как оказалось, последний фильм «Конец атамана». Его смерть была настолько нелепой, что родные, все, кто его близко знал и работал с ним, были потрясены. Эту дублёнку отдал в музей его брат.
На уникальных фото запечатлены разные моменты из жизни Ш. Айманова. Вот он, режиссер, объясняет что-то сыну Мурату – оператору. Здесь же его родители, жена, рабочие моменты съемок, театральные роли…
– Братья Кенжетаевы – мой отец и дядья – все стали выдающимися, каждый в своем деле. В том числе и Шакен (он взял фамилию по имени деда Аймана), – рассказывает родной племянник Айманова Токжан Музапаров. – Я с детства помню его приезды с труппой Семипалатинского театра к нам в драмтеатр Чехова на гастроли (в то время в Павлодаре еще не было казахского театра). Мы ходили на все спектакли, и я очень им гордился. Зрителей было столько, что представления и репетиции смотрели, сидя на заборе возле театра. Актеры селились в гостинице «Казахстан». Но первый визит Шакена по приезде – именно в дом моего отца. Он человек был гениальный, но прост в общении. Обычный для родственников, для друзей, для младшего поколения. И очень одарённый. Всевышний дал ему талант, чтобы он подарил его своему народу, к которому был близок.
Родные Шакена Айманова вспоминают, что он умел привносить в будни ощущение праздника, часто делал сюрпризы, разыгрывал родственников и коллег, при этом умел подшутить мягко и добро. Он воплощал в себе настоящий народный тип героя и как никто чувствовал жанр комедии.
Он учился в Семипалатинске в педагогическом техникуме, именно там его заметил в художественной самодеятельности Габит Мусрепов и забрал с собой в Алма-Ату, определив тем самым его жизненный путь. Говорят, в дороге у него украли обувь, и в 1933 году в столицу он приехал босиком. Подающего надежды актера приняли в Казахский театр драмы. В 1947-1951 годах он был главным режиссёром и художественным руководителем этого театра, проработал там до 1953 года.
Во время войны в Алма-Ату эвакуировали студии «Мосфильм» и «Ленфильм», и город стал центром кино. Айманов любил театр, но в 1953 году ушел работать режиссером на «Казахфильм». Он объяснял это тем, что театр не может охватить столько зрителей, как кино. Первые две картины – «Поэма о любви» и «Дочь степей» он создал в соавторстве с Карлом Гаккелем.
Вместе с женой Хадишой Шакен вырастил сына Мурата и дочь Майру, ставшую женой известного актера и режиссера Асанали Ашимова. Недолгую жизнь (всего 56 лет) прожил Шакен Айманов, именем которого названа национальная киностудия. Рано не стало и его сына Мурата и дочери Майры – почти одновременно в восьмидесятых годах прошлого века. Внуки Мади и Саги, сыновья Асанали Ашимова, тоже ушли один за другим с разницей в несколько месяцев в 1999 году. Из прямых потомков Шакена Айманова ныне здравствует только внучка, дочь Мурата, живущая в Москве джазовая певица Дина Ким.
К слову, в рамках юбилейной недели фильмы известного мастера кино показывают на казахском и русском языках, площадкой выбран зал КДЦ им. Абусеитова. Это «Алдар Косе», «Жамбыл», «Ангел в тюбетейке», «Наш милый доктор», «Мы здесь живем», «Дочь степей», «Песня зовет», «Земля отцов». Анонс вы можете найти в инстаграме центра и «Звезды Прииртышья».
Татьяна САРТАКОВА.
Фото Татьяны ВЕРВЕЙКО.