В преддверии Дня Независимости в Национальном музее Астаны прошла международная выставка, посвящённая 90-летию Союза художников Республики Казахстан. Достойно представлены на ней и работы наших земляков.
Профессиональные художники Павлодара – особая часть культурной составляющей Северо-Восточного региона Казахстана. Сегодня творчество представляет собой некий культурно-исторический феномен, как неизбежность жизни, и не столько внешней, сколько внутренней. Каждая отдельная история характеризуется мощным фактором индивидуальности. Это своего рода художественный демарш, провозглашающий свободу творчества, разнообразие в выборе направлений и художественных приемов, бесконечность фантазии и перевоплощений. Произведения художников нужно увидеть и понять, прочувствовать и осознать. Каждый из авторов, будь то живописец, график, скульптор или мастер прикладного искусства, не перестает удивлять.
История создания Союза художников в Павлодарской области начинается с конца 50-х – начала 60-х годов ХХ века. «В середине ХХ века в Павлодаре работали художники В. Критинин, В. Штейгер, О. Гейн, Ж. Серикбаев, И. Лагутин, А. Дьячков, ссыльный Л. Брюммер, позднее приезжают живописцы, графики, скульпторы, художники театра М. Колмогоров, П. Величко, Г. Петрыгин-Родионов, Б. Соболев, С. Якубович, И. Лопатин, З. Соболева, Г. Слюсарев и другие. Выставки работ художников проходили в Павлодарском историко-краеведческом музее, библиотеках и фойе кинотеатров…
С приездом в город выпускников Алма-Атинского художественного училища им. Н.В. Гоголя В. Мартынцева, в середине 60-х годов А. Бибина, С. Шаронова, молодых специалистов И. Курбатова, С. Медведева, окончивших Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, и выпускника Фрунзенского художественного училища Н. Петерша искусство Павлодара еще более оживилось. Выставочная деятельность развивалась очень интенсивно. Проводились не только отчетные, областные, но и межобластные и зональные выставки в Караганде, Целинограде, Темиртау. Произведения павлодарских художников постоянно участвовали во всесоюзных и республиканских выставках», – писал В.А. Фрейман, директор Павлодарского областного художественного музея.
Образованный в 1964 году, Павлодарский областной художественный музей стал научно-исследовательским, просветительским и выставочным центром Павлодара, важным звеном в совместной работе с профессиональными павлодарскими художниками. Фондовая коллекция музея стала пополняться произведениями художников нашего региона практически с момента его образования. За эти годы, почти 60 лет, музей собрал более 800 произведений художников Павлодара.
Каждый из членов Павлодарского областного союза художников имеет собственный почерк, свою манеру письма, многолетний опыт создания живописных, графических, декоративных или скульптурных работ. Художники старшего поколения узнаваемы по цветовой гамме, сюжетам картин, приверженности жанрам.
Так, произведения Осербая Шуранова, проникнутые традиционным эпическим романтизмом, представляют собой мощное проявление монументальности и композиционной завершенности. Пейзажи мастера передают восприятие природы с ощущением ее движения во времени, с наложенным отпечатком величия и первозданной красоты.
У Ануара Игембаева – традиционно-символическое отражение истоков народных традиций посредством сюжетов, связанных с национальными обычаями и музыкальными инструментами. Яркая зрелищность работ создается посредством цветовой насыщенности, сложной композиции, торжественностью момента, общностью и единством народного начала.
Выстраивание сюжета, стилистическое решение, образность и поэтизация с подчинением цвета общему настроению характерны для живописных работ Галыма Каржасова, Турара Тулеева, Жасыбая Кабылдинова, Карасая Нуркенова. Произведения каждого из художников закрепляют выразительность средств, трактующих ментальность древнейших и живых культурных традиций, синтезирующих и составляющих национальное искусство.
Особым романтизмом наполняет свои работы Сисенгали Тиленбаев, создавая подчас сюжетные линии в историческом контексте. Повествование во времени передает исторические особенности и формирует самобытную обобщенность. Лирика пейзажей подчеркнута световой насыщенностью воздушной среды, окутана эфемерностью тумана, стелящегося над гладью воды в заводях.
Пластические поиски в графике и живописи отличают работы Акертиса Солтанбаева. В обновленном контексте графических сюжетов утонченные линии определяют силуэтную элегантность, а цветовая составляющая живописных произведений характеризуется локальной проработкой пятен в общей структуре пространства.
Персональную перспективу философского видения автора раскрывают работы Андрея Оразбаева, вводя зрителя в некое параллельное пространство. В декоративности решения абстрактных живописных полотен раскрывается идея гармонии материального и философского как представление двойственности мира. Он мастер перформанса и инсталляции, создатель новой пластики коллажа и ассамбляжа как формы выражения мысли в ХХI веке.
Неповторимой образностью отличаются городские пейзажи Евгения Фридлина. Сочетания цветовых пятен гармонично складываются в тональные блоки, вступая в диалог, уподобляясь слову или звуку, создавая полную гармонию жизни. Художник внимателен к голосам всех элементов композиции, формирующей «философию осязания», и верен себе уже многие годы, оставляя импрессионистичность во взгляде на мир основополагающим фактором.
Интеллектуальность, блестящее знание культурных контекстов, искушенность в выборе сюжета и филигранное использование технических приемов отличает замечательного, тонкого графика Виктора Поликарпова. Он продолжает создавать произведения, уникально передающие пространство и время, как особый разговор о вечных ценностях в авторских графических листах.
Работа в материале позволяет художнику, мастеру по металлу Ольге Ловиной воплощать самые сказочные ассоциации. От такой сказки человек не откажется никогда. Ведь игра цветных эмалей и камней раскрывает мир тончайших солнечных бликов, и вот уже кажется, что мир создан только для удовольствия.
Поэтика романтизма присуща в той или иной степени каждому пейзажному произведению павлодарских художников. Пластические решения и цветовые находки, система повторов и цветовых пятен, рассыпанных по основному фону, словно подсказывают идею для воображения. Таковы пейзажи новых членов Павлодарского областного союза художников Зуры Асылгазиной, Татьяны Чевтаевой, Алтын Кисамединовой, Сауле Абишевой.
Особенный мир керамических панно создают работы мастера-керамиста, графика, живописца Алексея Балина. Созданные им образы вовлекают в мир аллегорических сюжетов, мифологических сказаний, философских размышлений о жизни.
Работая в различных видах и жанрах, павлодарские художники представляют зрителю прекрасный мир изобразительного искусства.
В состав членов Павлодарского областного Союза художников входят и грамотные искусствоведы Елена Дубовая, Майя Хусаинова, Ольга Пашко, творческая работа которых также необходима и важна. Понимание и поддержка художников, точно подмеченные характеристики авторских находок в работах, принятие их поисков и движения в современном художественном пространстве, кураторство персональных и совместных выставок – вот то немногое, что составляет их профессиональную характеристику.
Ежегодно произведения павлодарских живописцев можно увидеть на тематических, персональных и отчетных выставках в Павлодарском областном художественном музее. Авторы участвуют в областных, республиканских и международных пленэрах и выставках. Они раскрывают бесконечный мир фантазии профессиональных творцов, являющихся частью современного изобразительного искусства Казахстана. Творчество продолжается и остается с нами.
Татьяна ЖУРАВСКАЯ.
Фото предоставлены областным художественным музеем.