• Вс. Ноя 24th, 2024

Научно-музыкальные хулиганы

Апр 4, 2024

«Хулиганская электроника» встряхнула клубную жизнь Павлодара. Эта четвёртая по счёту по-европейски стильная техновечеринка в пустующем здании промзоны прошла в рамках проекта «KULTURA», организованного павлодарскими диджеями, продвигающими некоммерческую техномузыку и подпольные рейвы. В этот раз им удалось совместить в одном мероприятии науку, искусство и развлечения, пригласив яркого московского диджея и аудиохудожника Влада Генералова.

Всю прошлую неделю клубная и неформальная молодёжь Павлодара следила в инстаграме за подготовкой этого ивента (события). Всё напоминало слаженную военную операцию – команда проекта «KULTURA» десантировалась в пустующем здании на улице Ворушина и за пару недель превратила его в невероятное арт-пространство с выставочным и лекционным залами, просторным танцполом в ангаре, двумя барами и чилл-аут зоной (комнатой отдыха).

На краю города всего на одну ночь образовался параллельный мир, где царила непохожая на привычные гламурные клубы контркультурная жизнь в стиле киберпанк. Здесь я увидел разницу между мероприятиями для молодёжи и мероприятиями, сделанными самой молодёжью. Причём молодёжью увлечённой, творческой и интеллектуальной.

Организаторам удалось создать наэлектризованный, пульсирующий вайб (атмосферу и ощущения) техновечеринок культового лондонского промоутера «Boiler room». До шести утра на танцполе была жара – диджеи играли в жёстких андеграундных жанрах – техно, рейв, электроника. В клубах дыма и красных лучах лазеров отрывались завсегдатаи ночных клубов. Публика собралась в основном неформальная – от готов до гиков. Одно можно сказать – в Павлодаре много красивых и стильных людей.

Всю ночь музыкальную атмосферу создавали диджеи-резиденты проекта «KULTURA» Аина Базылова (Aina), Виктор Козюра (Supa Dupa), Леонид Орлов (Leoelif), Валерий Фаустов (Supersonic Sloth) и их ученики Димаш Ильясов (Kuzen) и Владислав Валивач (Walivach). Из Алматы пригласили междисциплинарного артиста, резидента клуба Bult Бекарыса Сери. Он выступил с хореографическим перформансом и был главной «зажигалкой» на танцполе.

Хэдлайнером ивента стал Влад Генералов, московский диджей, звуковой художник, экс-преподаватель Высшей школы экономики. С 2020 года он автор «Хулиганской электроники» – музыкального проекта, в честь которого и названо мероприятие. Его треки выходят на лейблах Resonance, Get Busy и Data user. Ранее он выступал в московских клубах Powerhouse, Aglomerat, RNDM и скандальном Mutabor, где прошла «голая» вечеринка Ивлеевой. Сейчас Влад – резидент алматинского клуба Bardak.spot. В Павлодаре он представил свой новый материал в жанре электро.

Но главное, Генералов открыл павлодарцам новые, неизведанные возможности современного искусства, где художник использует не традиционные инструменты – краски и кисти, а высокие технологии, электроакустику и программирование. Его задача как художника – вовлечь зрителя в творческий процесс.

К примеру, весь вечер в выставочном зале звучал какой-то загадочный фон – не то гул, не то какие-то тихие музыкальные переливы. Это был один из экспонатов Генералова – аппарат, записывающий звук всего происходящего вокруг, изменяющий его по тональности с помощью компьютерной программы и заново воспроизводящий.

Здесь же была электроакустическая инсталляция из ржавой железной вытяжки, поставленной на стопку автомобильных покрышек. Если побарабанить по железу, из колонок раздавался тревожный, усиленный эхом грохот. Также Влад представил возможность всем желающим поиграть на его самодельных синтезаторах – коробочках со множеством регуляторов и тумблеров, интуитивно переключая которые, можно создать необычные звуки.

Среди экспонатов была созданная им компьютерная игра, демонстрируемая на большом экране. С помощью джойстика нужно перемещать некую «гусеницу» по полю, поедая шарики, при этом менялось звучание музыкального фона. Ещё одна программа – для создания фрактальных ковров. Зрители с помощью настроек могли запрограммировать свои оригинальные фрактальные рисунки. К слову, ковры были главной фишкой интерьера – они украшали стены танцевального зала и использовались в инсталляциях.

Влад показал на экране и другие свои работы с московских выставок. Представьте себе большой фонограф – прибор для записи и воспроизведения звука 19 века, но только вместо цилиндра в нём использовано вращающееся берёзовое бревно. Инфракрасные датчики считывают с его коры чёрные полоски. Полученный сигнал перерабатывается в звук, и мы слышим «музыку» берёзы.

В этот вечер Влад провёл воркшоп – урок, на котором мы за три часа спаяли простые электроакустические инструменты – нойз-боксы, забрав их себе. После он прочитал лекцию «Физика звука. Генеративные техники работы со звуком», с которой выступал в Высшей школе экономики, а также в Алматы и Атырау. На лекцию пришло много молодёжи. Слушали с увлечением, глядя на формулы и синусоиды. Потом с таким же энтузиазмом отрывались под «Хулиганскую электронику» Генералова на танцполе.

– Каждый день я проводил на площадке, было много работы и много чудесных людей, с радостью за неё бравшихся. Очень тёплые впечатления, – поделился потом эмоциями Влад Генералов.

Вечер украсило выступление медиахудожницы из Самары Анастасии Конюховой (Haploos). Она второй раз участвует в ивентах проекта «KULTURA». В этот раз представила инсталляцию «Дао ума» и аудиовизуальную композицию «Opium for the forest». Около двух лет Анастасия исследовала экосистемы южной тайги, записывая лесные звуки и снимая природу. Голоса животных и птиц, шумы рек и деревьев она сплела в общее звуковое полотно. Ранее это произведение она выставляла в Санкт-Петербурге и Астане.

В ходе вечеринки зрители могли посмотреть работы павлодарских молодых художников – на полотнах и рисунках было всё: от котят, обнажённых женщин и креативных коллажей до панков и кровавых злодеев. Организаторы создали много стильных и необычных фотозон, где посетители с удовольствием делали селфи. Фотографов и мобилографов было море.

Здесь же размещалась выставка женской дизайнерской одежды модельера Дарьи Сотниковой под её брендом «dArt» – куртки с принтами картин Рембрандта и надписью «Страствуй», выполненной старославянским шрифтом. В числе заказчиков Дарьи известные в молодёжных кругах казахстанские тик-токеры, в частности Камилла Тенликова.

Весь вечер я пытался поймать для интервью главного организатора и вдохновителя проекта «KULTURA» Аину Базылову, но она была сильно занята, постоянно находилась в движении, раздавая по рации поручения волонтёрам. Списались с ней в ватсапе только после того, как аппаратура была демонтирована и гости разъехались. На днях Аине исполнилось 26 лет, она окончила иняз ИнЕУ, увлекается музыкой, диджеингом и организацией мероприятий. На вечеринке в «Subject.bar» Алматы впервые услышала техно и решила сделать подобное в Павлодаре.

– Аина, как появилась «KULTURA»?

– Спонтанно. Мы встретились со старым другом, который приехал из Алматы. Пообщавшись, пришли к тому, что у нас схожие интересы и желание сделать такой проект. Его опыт и мой подходили идеально. После нескольких месяцев проект был реализован. Ещё через месяц мы сделали прощальную вечеринку в честь переезда моего друга и единомышленника в другую страну, дальше был перерыв на год.

– Сколько ивентов вы провели?

– Первый опен-эйр прошёл на природе, недалеко от аэропорта, 27 августа 2022 года. Второе событие – 1 октября 2022 года. Планировали провести на заводе, но арендодатель передумал в последний день, и нам пришлось за восемь часов искать и переносить всё на новую локацию! Третье случилось 8 декабря 2023 года. Было два этажа, коллаборация с ребятами из Астаны. Четвёртое сейчас – 30 марта 2024 года. Немного в другом формате, с выставкой и образовательной программой, в коллаборации с Владиславом Генераловым, прекрасным, талантливым человеком, без которого этот проект не получился бы.

– Как вы выбираете помещение?

– Место всегда зависит от многих факторов, начиная от расположения, чтобы не доставлять дискомфорт ближайшим жилым домам, заканчивая от скептически настроенных арендодателей. Поэтому самый сложный вопрос в реализации этого проекта стоит только за помещением. Мы долго его ищем, потом придумываем, как оформить. С нами работают художник Виктор Козюра и граффитист Эвальд Хром. Также хочу сказать, что к проекту причастны очень много людей и волонтеров из нашей группы в телеграме, где уже 350 человек.

– Сложно работать над проектом?

– Я бы не назвала этот проект работой, так как для каждого это просто отдушина. Да и за работу обычно платят, а тут ты сам и другие трудятся не ради денег и заработка, а ради того, чтобы было место, где люди будут чувствовать себя свободно и комфортно, смогут собираться и объединяться. Я не могу это объяснить, это что-то на ментальном уровне. И, может, другие подумают, что это ради денег, но нет, в лучшем случае мы выходим в ноль!

– Сколько времени ушло в этот раз на подготовку ивента?

– Это был самый быстрый в реализации проект, так как встречались нужные люди в нужный момент. На всё ушло полтора месяца, а на подготовку и оформление помещения две недели.

– Были проблемы с организацией?

– Нет, никаких казусных историй в этот раз не было, всё прошло на удивление гладко. Я, если тактично выразиться, в культурном шоке! Рада, что люди оценили по достоинству наши старания, и слышу только позитивные отзывы и ни капли негатива, это огромный рычаг, чтобы продолжать развивать дальше это движение.

– Когда состоится следующее мероприятие «KULTURA»?

– Я не знаю, потому что этот проект не коммерческий и мы сами своими силами делаем всё. Я могу предположить, что 16 мая, так как у нас были обсуждения. Но в любой момент всё может повернуться в другую сторону. Об этом можно узнать из нашего инстаграма

@kultura___. Следите за новостями!

21 марта в статье «Степные, кто на новенького?», посвящённой 30-летию первой авангардной выставке в независимом Казахстане, я задал вопрос, кто придёт на смену контркультурным художникам-модернистам начала 90-х, «новым степным»? И вот я этот ответ получил – «KULTURA». Смена достойная, даже сверх ожиданий. Продолжайте, ребята!

Фёдор КОВАЛЁВ.

Фото Виктора РЯБОВА.