• Вс. Ноя 24th, 2024

Музыка народов

Июл 3, 2023

20 июня в актовом зале Дома дружбы прошёл городской этнофестиваль «Фольклор. Народные инструменты: Ұлы дала әуені». Для зрителей выступили учащиеся детских художественной и музыкальной школ Павлодара. Проект реализован совместными усилиями образовательных учреждений и школы национального возрождения им. К.Б. Даржумана для детей пришкольных лагерей.

Цели проекта – расширить представление о культуре и музыкальных инструментах разных народов, показать особенности устного народного творчества этносов, проживающих на территории Казахстана. Для этого организаторы при содействии управления образования Павлодара запустили ряд мероприятий, направленных на культурно-нравственное просвещение населения. Инициатором творческого ликбеза выступила школа национального возрождения им. К.Б. Даржумана в лице заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе Алии Сагатовой.

В фестивале приняли участие воспитанники семи отделений культурологических центров Павлодара. Каждое отделение представляло отдельный этнос и музыкальное произведение. Ведущие выступили с конкурсом на знание фольклорных инструментов. После чего на протяжении концерта педагоги и ученики художественной и музыкальной школ исполняли народные произведения, сопровождаемые бурными аплодисментами.

После вступительного слова фестиваль открыли ученицы казахского культурологического центра Аружан Кабылбек и Дильназ Нурмагамбетова с легендой об истории создания кобыза. Воспитанница русского культурологического центра Анна Солтустык рассказала зрителям интересные факты про балалайку. После чего публика могла слышать игру на знаменитой предшественнице современной гитары. Презентацию о похожем на лютню инструменте с названием саз подготовила ученица азербайджанского отделения Самая Гумбатова. Диана

Аубакирова (татаро-башкирское отделение) поведала удивительную легенду о курае – музыкальном инструменте татар и башкир, уходящем корнями в далёкую древность. Алина Ягодка поделилась историей создания дудочки и флейты; произведения, исполняемые на этих инструментах, широко представлены в фольклоре белорусского народа. О необычном звучании корейского самульнори (игра на четырёх инструментах) рассказала педагог Ж.Х. Джакудаева. После чего зрителям также довелось послушать игру на кенгари, тин, бук и чанго в исполнении Аружан Асылбек, Максима Кима, Гаухар Урумбаевой.

От польского отделения выступил ученик музыкальной школы Егор Волков, исполнивший на баяне произведение «Кукушка». Блок флейты представил воспитанник белорусского отделения Матвей Вдовенко («У поли…»). Виртуозную игру на балалайке показал педагог Александр Александрович Андрющенко. Игрой на кобызе порадовала гостей Диляра Наскен, исполнив произведение «Дайдидау».

В завершение выступления состоялась торжественная церемония награждения, где за активное участие были отмечены благодарственными письмами и Почётными грамотами ученики и педагоги школ. Помимо музыкальной части гостям была предоставлена возможность посетить изобразительную выставку, на ней были представлены лучшие работы учеников художественной школы.

Нынешний фестиваль – последний этап проекта. Ранее школа национального возрождения проводила творческие концерты с двумя образовательными учреждениями – Детской музыкальной школой имени Курмангазы и Детской художественной школой при содействии культурологических центров города. Были организованы различные мероприятия по устному народному творчеству этносов Казахстана. Например, во время празднования Наурыза учебное заведение представило работы юных художников, музыкальная школа организовала домбровый ансамбль, исполнивший различные кюи. Также школой проводятся эстетциклы. Сотрудники ведут занятия по декоративно-прикладному искусству, руководят хореографическими ансамблями, вокально-хоровым пением. Совместно с руководством реализуют различные творческие фестивали.

Алия Карибаевна Сагатова отмечает:

– Этот проект мы начали еще в ноябре. Вместе с художественной и музыкальной школами сотрудничаем на протяжении нескольких лет. Сегодня – завершающий этап, мы подводим итоги, пожинаем результаты своей работы.

Присутствовавшим ученикам и родителям мероприятие подарило не только приятные эмоции и гордость за детей, но и помогло узнать кое-что новое из истории соседних народов, проникнуться духом времени и насладиться звучанием самобытных инструментов.

– У каждого народа есть как свой родной язык, так и непереводимый язык музыки. Конечно, сейчас дети знают общеизвестные инструменты: домбра, гармонь, балалайка, но они не знают таких инструментов, как армянский канон, азербайджанский саз и инструменты других этносов. Поэтому наш проект поставил целью ознакомить людей с историей происхождения этнических инструментов, – говорит А. Сагатова.

Школа национального возрождения, охватывающая более 500 детей-воспитанников, была открыта по инициативе малой ассамблеи народа Казахстана Павлодарской области. Идею подхватил известный педагог, общественный деятель Канат Болатович Даржуман, позже воплотивший замысел создания школы в жизнь. Уже 12 лет учебная организация носит имя этого деятеля, внёсшего большую лепту в воспитание молодого поколения и сохранение народной культуры.

Сейчас школа работает в двух направлениях, изучая родные языки наряду с культурой, обычаями, традициями народов. В структуру учреждения входят 17 национальных отделений и 2 культурологических центра – русский и казахский. Творческие коллективы активно способствуют продвижению в Казахстане культур самых разных этнических групп. Среди них азербайджанская, армянская, болгарская, еврейская, греческая, корейская, карачаево-черкесская, кабардино-балкарская, финно-угорская, румыно-молдавская, немецкая, чечено-ингушская и другие.

Фестиваль «Фольклор. Народные инструменты: Ұлыдалаәуені»завершаетсериюмероприятий, направленныхнаосвещениеважныхдляобществатем, нонаэтомнезаканчиваетсвоюдеятельность. Активное участие в общественной жизни Казахстана представителей этносов Прииртышья стало сильным импульсом развития ШНВ, непосредственная миссия которой – возрождение национальных языков, культур и традиций.

Вадим БЕРДНИКОВ.

Фото автора.