• Сб. Июн 28th, 2025

Книга не об одном человеке

Июн 27, 2025

18 апреля в областном художественном музее имени Нагимбека Нурмухаммедова состоялось открытие выставки «Родное Прииртышье белорусской души» работ Панко Величко. Теперь его картины запечатлены в новом научном каталоге о художнике, презентация которого недавно прошла в Доме дружбы. В мероприятии приняли участие представители белорусского этнокультурного центра, семья и близкие автора.

Значимая семья

Мероприятие прошло в рамках празднования 30-летия Ассамблеи народа Казахстана и 25-летия культурного центра «Беларусь». К нему готовились несколько месяцев, в течение которых сотрудники музея работали над книгой о Панко Величко, его семье и их вкладе в культурное формирование региона.

– В этом году Панко Георгиевичу исполнилось бы 95 лет, и сегодня мы говорим о нём с огромной благодарностью и любовью. Будучи молодым художником, в 1954 году он приехал из Ленинграда в Казахстан поднимать целину, принимал участие в строительстве совхоза «Иртышский», а спустя два года его пригласили на должность главного художника в областной драматический театр имени Чехова, – рассказала хранитель фондов художественного музея им. Н. Нурмухаммедова Ольга Пашко.

В Павлодар вместе с ним приехала его жена Ксения Иосифовна. Впоследствии она стала одним из первых руководителей областного художественного музея и заложила основы фонда учреждения, который формировала многие годы. Сейчас он насчитывает более шести тысяч произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

– У них действительно была любовь на всю жизнь, и поэтому я хочу обратить внимание на фотографию Панко Георгиевича на обложке книги. Позади него портрет его жены, и это особенно важно. Так фото изображает супругов, которые значительно повлияли на культурное формирование региона, – отметила Ольга Пашко.

Кроме того, Панко Величко обучал юных художников в собственной студии в те времена, когда в Павлодаре ещё не было детской художественной школы. Его ученики с теплотой вспоминают любимого педагога, а первой его ученицей стала дочь Ольга. Она продолжила семейное дело и посвятила ему свою жизнь. Закончила обучение в Алма-Атинском училище имени Гоголя, работала реставратором в художественном музее, а позже учила студентов в Высшем колледже Инновационного Евразийского университета.

Тем самым семья Величко не только вносила вклад в развитие искусства региона, но и передавала знания молодому поколению.

Три в одном

Мероприятие началось презентацией видеоролика о научном каталоге «Панко Величко» и самом художнике. Родился он в Витебской области Беларуси. Рос в детском доме и ребёнком впитал в себя культуру и красоту родной земли, которая отразилась на его дальнейшем творчестве. А в годы Великой Отечественной войны попал в Бухару (Узбекистан), где обучался у местных мастеров.

Результатом этого периода стала игра света и золотого цвета, которую часто можно увидеть на его картинах. Она сочетается с высоким небом и величием природы. Её он особенно любил, а в окружающий мир Павлодарского Прииртышья влюбился, когда приехал сюда. Его очарование тронуло художника до глубины души и нашло отражение в его работах.

– Это берег Иртыша, улица Луговая или Лодочная станция, он изображал жизнь такой, какой её видел, – отметила Ольга Пашко. – Моя любимая картина — «Страж вечности». На ней нарисованы бескрайние степи, горы, высокое небо и пастух, который охраняет эту красоту и бережёт тишину момента.

При этом хоть книга и названа именем художника, рассказывает она и о его жене и дочери. В каталоге можно увидеть фотографии, иллюстрации Панко Величко, увидеть работы Ольги Панковны. Специалисты характеризуют их как нежные, изящные и женственные.

– Поэтому эта книга – как «Три в одном», рассказывает сразу о трёх людях, – добавила искусствовед.

В торжественной обстановке она вместе с председателем этнокультурного центра «Беларусь» Любовью Богнат разрезала ленту на каталогах и презентовала научное издание представителям белорусского культурного центра, близким семьи художника, а также ученикам Панко Георгиевича.

Воспоминания

– Семья Величко оказалась в моём сердце с шестнадцати лет – в этом возрасте отец привёл меня учиться к Панко Георгиевичу в студию. Во время работы над картинами он рассказывал мне много интересных историй, а также давал оригинальные задания на дом. К примеру, говорил подготовить эскизы персонажей из книги, советовал чаще изображать себя на портретах, – поделилась воспоминаниями мастер декоративно-прикладного искусства, член Союза художников Республики Казахстан Ольга Логинова. – Он заботился о своих учениках. Когда я приезжала домой на каникулы, отдавал мне свои заказы. За них я получала деньги и так могла оплатить свою учёбу, когда потеряла отца. За это ему низкий поклон.

Ксения Иосифовна запомнилась художнице очень тёплым человеком, которая могла поделиться советом в случае надобности. А их дочь впоследствии стала её коллегой и наставницей во время работы педагогом в художественной школе. В те годы Ольга Панковна была завучем в ДХШ и часто поддерживала ученицу своего отца, подсказывала, как лучше вести урок.

– Она щедро делилась со мной своим опытом и внесла большой вклад в моё становление в качестве учителя, как и Панко Георгиевич, за что им огромная благодарность, – отметила мастер.

Почётным гостем события стал внук Панко и Ксении Величко – Илья. Он продолжил семейную традицию, только в качестве способа изображения окружающего мира выбрал фотоаппарат и сегодня является профессиональным фотографом.

– Большое спасибо всем за организацию сегодняшней презентации, мне очень приятно быть здесь, – сказал Илья Величко. – Дедушка всегда любил природу, чего я в детстве не понимал. Ребёнком он брал меня с собой на Усолку рисовать. Мне не нравилось там бывать, и только сейчас я понимаю его.

Своими воспоминаниями поделилась и Любовь Богнат, в прошлом одна из учениц Панко Георгиевича.

– Мы приходили каждое воскресенье в его мастерскую, для нас было неважно, какая погода на улице. Студия Панко Величко для нас стала домом красоты, искусства, тайн, сюрпризов и интересных историй, поэтому мы стремились туда каждый раз, – отметила председатель этнокультурного центра «Беларусь». – Мы очень любили его за искренность и гостеприимство, могли просидеть у него несколько часов.

Для погружения в культуру

В тёплой атмосфере ностальгии и воспоминаний о прошлом состоялась презентация каталога. Дополнили её организаторы мероприятия: сотрудники художественного музея подготовили вернисаж картин Панко Величко и его дочери Ольги. Это натюрморты и пейзажи, большинство из которых написаны с помощью акварели. Исключительной и потому привлекающей внимание стала картина «Зимнее кружево» Панко Георгиевича – изображение Павлодара в холодное время года, выполненное одним фломастером.

Представители белорусского этнокультурного центра также потрудились над созданием подходящей обстановки и погружением гостей в культуру, в которой рос маленький Панко Величко. Это книги о традициях белорусского этноса – «Белорусский народный костюм», «Славянская вышивка крестом» и, что особенно важно, труды на белорусском языке.

Украшением события стали рушники, традиционные обереги белорусов и букеты ромашек, расставленные в зале Доме дружбы. Они являются национальными цветами Беларуси, которые часто присутствуют в поэзии, прозе и народных обрядах.

Всего экземпляров научного каталога «Панко Величко» издали 30. Один из них подарили внуку автора, другие – областной библиотеке и художественному музею имени Н. Нурмухаммедова, несколько оставят в этнокультурном центре. А ещё один вскоре поедет вместе с Любовью Богнат в Посольство Беларуси в Астане, представителям которого она вручит книгу в торжественной обстановке.

Екатерина ПОЛЕЩУК.

Фото автора.