Только через 125 лет павлодарцы смогли увидеть уникальные фотографии быта казахов, сделанные в 19 веке в нашей Павлодарской области. В музее «Ертiс» открылась международная фотовыставка из коллекции музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, знаменитой Кунсткамеры Санкт-Петербурга – «Самуил Дудин – фотограф, художник, этнограф».
Как сказал руководитель Павлодарского областного историко-краеведческого музея им Г. Потанина Арман Алиакпаров, идея представить в Павлодаре эти фотографии родилась давно. Осуществить её помог Александр Дяченко, вице-консул России, представитель Россотрудничества в Усть-Каменогорске, который лично договорился с музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого в Санкт-Петербурге о получении оцифрованных фотоснимков, которые потом отпечатали уже здесь, в Павлодарской области.
Арман Алиакпаров подчеркнул, что по договору с Кунсткамерой исторические кадры представлены без изменений, без фотокоррекции и с сохранением под ними подписей, сделанных рукой, вероятно, самого фотографа. Посетители отметили, что на сайте Кунсткамеры эти же фотографии выложены в лучшем качестве. Возможно, для сайта их «отфотошопили», так как зрителям важнее внешний вид и детализация картинки, а не её первозданность. У фотовыставок есть правила оформления – те же паспарту и этикетаж.
Я лично ставлю под сомнение авторство подписей, поставленных под фотографиями. Безусловно, Дудин подписывал каждый свой снимок. Но фотографии, представленные на выставке, подписаны, скорее всего, не его рукой. На сайте ethnomuseum.ru есть фото письменного отчёта Дудина, написанного им в 1904 году. Там совершенно другой, беглый почерк человека, привыкшего много писать, – ровные строчки с ровными буквами и дореформенной орфографией.
Но все эти технические мелочи не умаляют исторической и культурной значимости самих снимков Самуила Дудина, ведь они – настоящая фотографическая энциклопедия быта казахов 19 века. Арман Алиакпаров заметил, что в наше время фотография, став обыденной, потеряла свою ценность.
– Сегодня фотографии – это файлы, которые мы перекидываем с телефона в телефон за полсекунды в любую точку мира. А раньше в экспедицию брали около 60 пудов фотопластин – это почти тонна, а фотоаппараты – деревянные ящики на треногах – по 10-20 килограммов были, – рассказал он. – Всё это стоило очень дорого, плюс транспортировка – сначала поездом или на пароходе, затем на подводах или верблюдах. Потом всё обратно – пластины проявлялись только в Санкт-Петербурге.
Отдельно расскажем об авторе этих исторических фотографий Самуиле Дудине (1863-1929), русском этнографе, художнике, фотографе, путешественнике, стоявшем у истоков создания Этнографического музея в Санкт-Петербурге. Родился он в семье учителя в местечке Ровное Херсонской области. В 1881 году был уволен из шестого класса Елисаветградского земского реального училища за плохую успеваемость и поведение, занялся самообразованием.
Затем примкнул к народовольцам, переводил труды Маркса на украинский, размножал на гектографе запрещенную литературу, поддерживал связь с рабочими революционерами. За это в 1884 году был арестован и сослан на три года в город Селенгинск Забайкальской области. Там собирал геологические коллекции, вёл метеонаблюдения, собирал этнографический материал русских и бурят. До 1895 года Дудин был под надзором охранки – тайной полиции, занимавшейся политическим сыском.
Как отметил выступивший на открытии выставки доктор политических, кандидат исторических наук Арман Акишев, определяющую роль в судьбе Дудина сыграло его знакомство с Григорием Потаниным (1835-1920), нашим земляком, известным исследователем Средней Азии, именем которого назван Павлодарский областной краеведческий музей.
В 1889 году Дудину разрешили поселиться в Троицкосавске (ныне город Кяхта в Бурятии). Там он познакомился с Григорием Потаниным. Их сроднило не только занятие этнографией, но и оппозиционные настроения – Потанин сам провёл девять лет на каторге, в ссылке и изгнании по обвинению в сепаратизме – стремлении отделить Сибирь от России. Под влиянием старшего товарища Дудин занялся фотографией. Потанин устроил его в фотостудию русского литератора, народника Николая Чарушина.
В 1891 году Дудин поехал фотографом и рисовальщиком в свою первую экспедицию с крупным востоковедом-тюркологом, академиком Василием Радловым в Монголию. В 1892 году по ходатайству Радлова Дудину разрешили переехать в Санкт-Петербург, где он успешно окончил Императорскую академию художеств и Высшее художественное училище, был учеником знаменитого живописца Ильи Репина. Дудин состоялся как художник. Его полотна хранятся в музеях России, Украины и других стран.
За свою жизнь Самуил Дудин несколько раз был в этнографических экспедициях по Средней Азии и Китайскому Туркестану – Синьцзяну. Но самой значимой для него стала экспедиция 1899 года в Семиреченскую, Акмолинскую, Семипалатинскую области и входящий в неё Павлодарский уезд. Отсюда Дудин привёз около 500 фотоснимков кочевого быта казахов. Он запечатлел для истории бытовые сцены и пейзажи, портреты людей, их занятия, внутреннее убранство жилищ, зимовки, кочевье, одежду, музыкальные инструменты. Также сделал множество зарисовок национальных орнаментов и собрал большую коллекцию предметов обихода.
В своей монографии «Всемирные выставки как прототипы этнографических музеев» сотрудница Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Полина Матвеева пишет: «Эта экспедиция вошла в историю Музея как одно из крупнейших и плодотворнейших научных предприятий конца XIX – начала XX века. Целью экспедиции было создание специальной экспозиции для Парижской всемирной выставки 1900 г., которую должен был сопровождать развернутый фотоальбом-исследование, посвященный традиционной культуре казахов… Грандиозная итоговая Всемирная выставка 1900 г., на которой империя предстала перед французами во всем величии и многообразии, стала самой посещаемой за всю их предыдущую историю – на ней побывало свыше 48 млн человек».
Вот так впервые мир увидел казахов и познакомился с особенностями их кочевой жизни. Эта экспедиция была организована Этнографическим бюро, созданным в Санкт-Петербурге фабрикантом и меценатом князем Вячеславом Тенишевым с целью сбора сведений о русском крестьянстве. В 1897 году Тенишева назначили руководителем русского отдела Всемирной выставки, и он включил в него казахский проект – экспедицию Дудина.
Путешествие по казахской степи этнограф начал с Павлодара и первые кадры сделал в нашем городе. На презентации выставки ветеран телевидения, краевед Людмила Баюшева указала зрителям на следующий нюанс:
– При входе в выставочный зал обратите внимание на самую большую фотографию слева, которая называется «Перевоз через Иртыш». Обязательно рассмотрите противоположный берег, где расположен Павлодар. Там 125 лет назад не было ни одного деревца, ни одного кустика, но видны некоторые знаковые здания, в частности, дом купца Артемия Дерова, где сейчас находится типография «Эко», и возвышающаяся над городом пожарная каланча – это территория нашего музея «Ертiс». Мы находимся на этом историческом месте.
Путь Самуила Дудина пролёг от Павлодара до Баянаула через пикеты Калкаман и Карасор. Как рассказала Людмила Баюшева, в Баянауле фотограф, как и многие русские путешественники, останавливался в семье потомков Мусы Шорманова – полковника царской армии, старшего султана Баянаульского округа. Шормановы помогали этнографу в организации съёмок, демонстрации одежды. Они запечатлены на многих снимках.
От себя добавлю, что большинство фотографий с людьми были постановочными, так как выдержка фотоаппаратов конца 19 века была долгой – от трёх до восьми секунд. Поэтому позирующие должны были замереть, чтобы их изображение не размылось. По этой же причине люди на старинных фотографиях не улыбались.
По пути Дудин сфотографировал важные для истории моменты – съезд старшин Павлодарского уезда, кочёвку казахов, установку юрты, доение кобыл, беркутчи. В его объектив попали пейзажи Баянаула, окрестности озера Жасыбай, каменные зимовки, где под одной крышей располагались жилище и сарай для скота. Далее этнограф посетил Кояндинскую ярмарку и Каркаралинск. Кояндинская ярмарка проводилась с 1848 по 1930 год, с 25 мая по 25 июня. Здесь торговали скотом и разными товарами, работал цирк, состязались силачи, борцы и акыны.
На открытии выставки работы Самуила Дудина часто сравнивали с фотолетописью нашего земляка Дмитрия Багаева, фотографа, краеведа, основателя и первого директора Павлодарского областного краеведческого музея им. Г. Потанина. Багаев был моложе Дудина. С 1905 по 1958 год он провёл за свой счёт четыре крупные этнографические экспедиции по Казахстану, создал полувековую фотолетопись Павлодара и области, оставив более 3000 негативов. По этому поводу своё мнение выразил фотолетописец современной Павлодарской области Александр Пархоменко:
– Дудин меня поразил своей обстоятельностью, своим подходом, не только как фотохудожник, но и как документалист, путешественник, ученый. Потому что он целенаправленно снимал не только какие-то красивые картинки и сюжеты, коих очень много у Багаева, потому что Багаев всегда тяготел к художественности, с детства мечтая стать художником. У Дудина больше документальный ценный подход – он снимал посуду кочевников, одежду мужчин и женщин разного возраста. Это ещё одна страница нашей истории, которая показывает, насколько важно дружить с соседними странами, которые прилегают к нашей Родине – Казахстану.
Как сказал кандидат исторических наук Арман Акишев: «Миссия культуры не только сохранять и передавать из поколения в поколение наши культурные ценности, но и объединять народы, страны, континенты. И эта выставка играет ту самую роль».
Фотовыставка «Самуил Дудин – фотограф, художник, этнограф» будет работать до 5 июня. Музей «Ертiс» расположен на берегу Иртыша возле спасательной станции по адресу: ул. Исиналиева, 2. Страница в инстаграме: @ertismuseum.
Фёдор КОВАЛЁВ.
Фото автора и с сайта collection.kunstkamera.ru.