Мы продолжаем рассказывать историю Павлодарского драматического театра имени А. Чехова, который в ноябре этого года отметил свой 80-летний юбилей. Для создания этих публикаций использованы материалы книг актёра театра, заслуженного артиста КазССР Ивана Чистякова «О моём театре расскажу» и «Минувшее проходит предо мною…».
Студия
Эта часть рассказа об истории театра посвящена периоду, когда в наш город были приглашены выпускники московских театральных вузов. Мы уже говорили о том, как труппа, наполовину заполненная молодыми москвичами, начинала свою деятельность, как главным режиссёром был назначен 23-летний Владимир Кузенков, о гастролях в Москве и выступлении в Кремлёвском дворце. Но это повествование не будет полным, если не рассказать о театральной студии, которая для многих стала школой и началом артистической карьеры.
В тот ермаковско-кузенковский период (60-70-е годы прошлого века) в театре была открыта театральная студия для талантливой молодежи. Как вспоминает выпускник этой студии Анатолий Чернятевич, её идейным вдохновителем был сам директор – Владимир Иванович Ермаков, который верил, что театр способен сплотить вокруг себя молодых, талантливых, по-хорошему амбициозных людей. Он считал, что на первом этапе воспитанниками должны стать школьники, старшеклассники из городских школ, учащиеся техникумов. Актёры и к тому времени уже утверждённый в качестве главного режиссера Владимир Кузенков поддержали эту идею. Разработали структуру студии – по типу театрального училища с соответствующей программой и документами. Была получена поддержка управления культуры, утверждён двухгодичный учебный план с выдачей дипломов тем, кто успешно окончит учебу. Особо отличившимся давали гарантию трудоустройства, приняв их в основной состав театра.
Театр – круглосуточно
Вот как вспоминает о тех годах Анатолий Чернятевич: «В студии было два набора. Первый поток получился наиболее результативным. На нём учились Валера Голенко, Володя Еремин, Толя Шелваков, я, Людмила Мальцева, Нина Малеева, Николай Макакенко, Виктор Католин, Петр Ягодкин. Студийцев было достаточно много, всех перечислить невозможно. Ещё следует назвать Наталью Красноок, у неё выстраивалось интересное амплуа. Второй поток – Леша Булдаков, Валера Выжутович, Роза Газизова.
У нас были отличные преподаватели. Прежде всего сам Владимир Кузенков, Дариан Дралюк, Леонид Монастырский, Олег Афанасьев, Галина Торунова, Светлана Степанова – жена Кузенкова, она преподавала эстетику. Танцы вела Мария Ивановна Ермакова, уроки фехтования некоторое время давал актер Соболев. Коля Шаров помогал ребятам ставить этюды, Гена Матюхин помогал всем при необходимости на этюдах. Активным преподавателем был Виталий Логвиновский. Сегодня я могу сказать так: весь коллектив тогдашнего Павлодарского областного театра, включая рабочих сцены, парикмахера, одевальщиц, уборщиц, – переживал за нас, и каждый по-своему нам помогал.
Было, конечно, нелегко, ведь при этом мы все где-то учились. Я, например, – в техникуме, кто-то – в школе, при этом нам приходилось проводить в театре очень много времени. Занятия в студии начинались ранним утром. Первое занятие назначалось на восемь часов утра. Это мог быть урок сценического движения, танца или другого предмета, днём мы занимались с преподавателями, вечером участвовали в спектакле. А после спектакля нам еще следовало подготовить домашние задания – этюды, монологи или что-то ещё. А сил на них уже почти не оставалось. Но мы очень старались успеть всюду. У нас был занят весь день, и порой мы даже ночевать оставались в театре.
Где можно разместиться на ночлег в театре большой компанией? Спали прямо на сцене. Расстилали что-нибудь мягкое и всем «косяком» во главе с режиссёром Кузенковым укладывались на эти лежанки. Накрывались кулисой и спали до семи утра. Это были суровые будни, но вспоминаешь о них – словно песня звучит. Для меня этот период длился полные восемь лет. При этом мы чувствовали себя полноправными сотрудниками. Была такая хорошая практика: когда готовились и показывались этюды, педагоги приглашали на их обсуждение и студийцев. Нам предлагалось участвовать в обсуждении и оценивать своих сверстников.
Светлана Сорокина преподавала искусство и очень многое нам дала. Греческую историю, легенды и мифы, изобразительное искусство. Она познакомила нас с абстракционизмом и его направлениями, с творчеством французских художников-импрессионистов. Мы почерпнули многое из этих занятий. И я помню, как позднее, оказавшись в Париже, зашёл в Лувр, и многое увиденное в музее мне оказалось знакомо. Я обнаружил, что не нуждаюсь ни в какой дополнительной информации, и ни к кому не обращался с вопросами для пояснения. Наоборот, сам мог рассказать многое, если бы меня спросили. Мы с Ниной (студийка Нина Малеева стала супругой Анатолия, – прим. авт.) были в Париже вместе, никаких затруднений, знакомясь с шедеврами мирового искусства, не испытывали. Нам очень повезло с педагогами в театральной студии.
Студия принесла театру пользу, в том числе и материальную. Во время учебы мы с ребятами подготовили композицию по стихам советских поэтов, в основе которой была вышедшая в 1964 году поэма «Братская ГЭС». Композиция называлась «Про твоего знакомого». С этой постановкой мы выступали не только в Павлодарской области, но и в Алтайском крае. Дали больше 30 представлений.
А потом был выпускной дипломный спектакль по пьесе Оливера Голдсмита «Ночь ошибок». В спектакле участвовали студийцы обоих потоков. Главная роль досталась Лёше Булдакову, его отца – Николаю Макакенко. Миссис Хардкастль играла Нина Малеева, а я с Валерой Галенко – путешествующих друзей, Марлоу и Гастингса. Роза Газизова получила роль дочери Хардкастлей. Это комедия положений. Позже видел я фильм по этой пьесе, в котором роль Марлоу играл Михаил Козаков. Считаю, у меня получилось точнее. С этим спектаклем мы тоже объехали область и неплохо заработали.
По результатам обучения в студии Валерий Галенко, Нина Малеева, Роза Газизова, Людмила Мальцева, Володя Ерёмин, Лёша Булдаков и я были зачислены в основной состав труппы.
В ноябре 1969 года, к сожалению, всё закончилось. Актёры начали разъезжаться, последним из того состава уехал Кузенков. Перед его отъездом, помнится, мы с ним сидели в зрительном зале, и он говорил, что хотел бы взять меня с собой, но не может. Я ему ответил, что не нужно извиняться. У меня в Павлодаре были жена и дети, и я не хотел бы подвергать семью трудностям кочевой жизни, обитанию в чужих съёмных квартирах».
Анатолий Чернятевич некоторое время работал звукорежиссёром в театре, затем всю свою трудовую жизнь посвятил областному радио, стал известным павлодарским журналистом. Со времен студии на долгие годы сохранил дружбу с Олегом Афанасьевым, они поддерживали отношения и после отъезда Олега в Томск, тот приезжал в Павлодар на 50-летие театра. В 2011 году Анатолий Константинович выпустил о своём друге книгу «Оставь незапертыми двери…», включающую его дневниковые записи, стихи, рисунки, а также воспоминания его коллег и друзей. В издание включены аудиодиски, с которых звучат их голоса.
Знаменитости на нашей сцене
Был в истории театра ещё один интересный период – когда в Павлодар приезжали знаменитые артисты и вместе с нашими выступали в спектаклях. Эта практика приглашения знаменитостей была и раньше. В своё время на павлодарской сцене играли Ия Саввина, Николай Мордвинов, Евгений Леонов.
Вот что говорится об этом в книге Ивана Чистякова «Минувшее проходит предо мною…».
«В сезоне 1982-83 годов произошли изменения в руководстве театра. Директором стал Геннадий Васильевич Колесников. Прежний директор Анатолий Михейчев был переведён в актёры. Значимым событием сезона стал приезд в Павлодар Василия Ланового и Алексея Кузнецова – артистов Московского театра имени Вахтангова – для участия в спектакле «Тринадцатый председатель». Их приезд вызвал огромный интерес у горожан. Несколько вечеров шёл поставленный в нашем театре спектакль с участием знаменитых москвичей.
Такие творческие визиты полезны и для актеров, и для самих гастролёров. Волнующе, интересно было работать нам, актёрам, со столь именитыми и талантливыми партнерами. Вот что сказал на творческой встрече после спектаклей народный артист РСФСР, лауреат Ленинской премии Василий Лановой: «Первый спектакль, как правило, самый трудный. Идёт притирка партнёров друг к другу. Третий, четвёртый спектакли звучат шире, богаче. В игре появляются яркие краски, возникают полутона. Каждая поездка пополняет профессиональный багаж актёра. Мы с Алексеем Кузнецовым с удовольствием приняли приглашение павлодарцев. Творческий состав театра работает на хорошем профессиональном уровне. Думаю, что у павлодарцев большой творческий потенциал. А такая пьеса, как «Тринадцатый председатель», даёт возможность понять стиль и дух театрального коллектива».
По мнению павлодарских зрителей и критики, спектакли прошли на одном дыхании. Павлодарские актёры оказались на уровне. Естественно, что мы очень старались. Москвичи, конечно же, вдохновляли нас на самоотдачу, рядом с ними мы не могли играть плохо. В таких работах выкладываешь весь свой потенциал. Василий Лановой и Алексей Кузнецов отмечали, что им приятно было работать с нами в спектакле, что у нас очень благодарный и хороший зритель. И они были довольны поездкой.
В сезон 1985-86 годов мы играли чеховского «Иванова», и для участия в спектакле приезжали артисты
МХАТа Иннокентий Смоктуновский и наш бывший актёр Леонид Монастырский. Когда проходят такие гастроли, перед местными артистами всегда встаёт вопрос: поднимемся ли мы до уровня знаменитости? Не опозоримся ли? Но, к счастью, спектакль этот прошёл с большим успехом.
На творческой встрече с нашим коллективом Иннокентий Михайлович дал высокую оценку творческого уровня спектакля. Это его не первые выездные выступления в «Иванове», участвовал и в других театрах, но наш он считал лучшим. «Не думайте, что я хочу вам польстить. Мне нет необходимости это делать», – сказал тогда он. Смоктуновский похвалил многих участников «Иванова», и нам, конечно, это было очень приятно.
Путь народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии Иннокентия Смоктуновского к признанию был нелёгким. Работал во многих театрах, где его не понимали, не признавали. Режиссёры говорили, что не получится из него актера. Он уже подумывал навсегда расстаться с театром. Но тут его пригласил в свой театр Г.А. Товстоногов. Однако ролей ему не давал. А что за артист без ролей?
Случай помог И. Смоктуновскому получить роль князя Мышкина в спектакле «Идиот». Артиста, исполняющего эту роль, отстранили от репетиций. И тут вспомнили о Кешке Смоктуновском. Сначала думали повеселиться. Но… спектакль имел бешеный успех. И в кино его карьера складывалась тоже благополучно».
Светлана ЧИСТЯКОВА.
Фото из личного архива автора.
